«Мне всё равно, когда и сколько часов работают сотрудники, если в итоге они делают свою работу». Ивон Шуинар, Patagonia, — о бизнесе, осознанности и смерти
В 1957 году американский скалолаз Ивон Шуинар начал ковать альпинистское снаряжение для себя и своих знакомых — вскоре увлечение переросло в небольшой бизнес. Затем предприниматель заинтересовался спортивной одеждой и в 1973 году создал бренд одежды Patagonia. Шуинар с детства считает природу важнейшей ценностью, много лет активно борется за её сохранение — и прославился своим ответственным и нетривиальным подходом к бизнесу. Он добровольно платит больше налогов, чем предписывает закон, и публично призывает покупателей к разумному потреблению — а Patagonia даёт пожизненную гарантию на одежду: вещи можно бесплатно отдавать в ремонт и на переработку. В 2013 году предприниматель запустил венчурный фонд Tin Shed Ventures, чтобы вкладывать в эко-стартапы. Прочитайте, что Ивон Шуинар рассказывал об осознанном потреблении, неприятии типичной иерархии в компании и сходстве экстремальных видов спорта с бизнесом.
О смысле предпринимательства
Я никогда не хотел быть бизнесменом — я был увлеченным альпинистом. Каждый раз, когда я ходил в горы, у меня возникали идеи, как улучшить снаряжение. А в 1960-е оно было довольно грубым и производилось в Европе. Так что я просто взял кузницу, наковальню и книгу по кузнечному делу и сам научился делать крюки, ледорубы, кошки — в общем, любое альпинистское снаряжение. Сначала я производил всё это только для себя и друзей, затем — для друзей друзей, и довольно скоро я начал изготавливать два крюка в час и продавать их по $1,5 каждый (не слишком выгодно, надо сказать). Я никогда не думал, что это бизнес, потому что в 60-х предприниматели в основном были агрессивными тупицами, их никто не уважал. Но однажды я проснулся и осознал: «О Боже, я бизнесмен!» Тогда я решил вникнуть в суть того, чем я занимаюсь, и начал читать много книг по бизнесу. Я пытался создать дело, над которым мне и моим друзьям хотелось бы работать.
Экстремальные виды спорта научили меня важной вещи: нельзя выйти за рамки своих возможностей. В экстремальном спорте вы постоянно расширяете границы и живёте ради моментов, когда находитесь на грани своих возможностей. Но вы не переступаете порог. Нужно быть верным себе: знать свои сильные и слабые стороны и жить по средствам.
Если хочешь понять предпринимателя — посмотри на малолетнего хулигана. Трудный подросток своими действиями говорит: «Это отстой, я займусь своим делом по-своему».
Ни один ребенок не мечтает стать бизнесменом. Он хочет быть пожарным, спортсменом или лесничим… Ли Якокка, Дональд Трамп, Джек Уэлч и им подобные не являются героями ни для кого, кроме других бизнесменов с аналогичными ценностями.
В основном моя работа заключается в том, чтобы вносить в компанию идеи извне и добиваться изменений. При этом я не углубляюсь во внутренние бизнес-процессы. Большинство людей ненавидят перемены, и это опасно, а мне нравится постоянно всё обновлять.
Я не боюсь потерять бизнес. Я как самурай. Говорят, если хочешь быть самураем, ты не должен бояться смерти. Как только ты вздрагиваешь от боли, тебе отрубают голову.