«Мне предлагали «Похищение Европы» Серова из Третьяковки»: что скрывают частные коллекции Санкт-Петербурга
До 29 августа в Музее русского импрессионизма идет выставка «Охотники за искусством», где показаны работы из 14 частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга, многие из которых прежде не выходили в свет
За санкт-петербургскую часть выставки «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма отвечает коллекционер Владимир Березовский, основатель KGallery, ставший сокуратором проекта. О мире питерских собирателей, о покупке «Похищения Европы» Серова, «Красного коня» и «Материнства» Петрова-Водкина Владимир Березовский рассказал Forbes Life.
— На выставке в Музее Русского импрессионизма показывают 24 работы из собрания вашей галереи. Вы представляете питерский круг коллекционеров.
— Да, это так. В нашем собрании работы ленинградских коллекционеров. В частности, мы показываем произведения из коллекции Иосифа Эзраха, легендарного собирателя. Он прожил почти 100 лет и до последних дней активно участвовал в художественной жизни. Если продавались интересующие его предметы искусства, он бежал, опережая всех и получал работы в свое собрание. После ухода Эзраха была устроена грандиозная выставка его коллекции в ленинградском Манеже.
Также мы представляем работы из собрания Игоря Афанасьева, крупного ученого-химика, прошедшего аресты и сталинские лагеря, несколько раз возобновлявшего свою коллекцию. Мы показываем работы из собрания ученого-историка Сигизмунда Валка, полученные от его наследницы Надежды Симиной. В выставке также участвуют работы, ранее находившиеся в собрании профессора, агрофизика Политехнического института Абрама Чудновского. Его коллекция считалась второй по значимости в Советском союзе после коллекции Костаки.
Семья наследников Ильи Палеева представила работы из своего собрания. Коллекцию Палеевых показывали в Русском музее в 2019 году в числе трех собраний, иллюстрирующих ленинградский-санкт-петербургский вкус собирателей. Коллекция сохранилась в неизменном виде: такой, какой она была собрана Палеевым с 1953 по1970-е годы. Илья Исаакович заведовал кафедрой, был профессором Политехнического института. В его собрании — картины членов объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет», большое количество работ Владимира Лебедева и Натана Альтмана, с которыми он дружил долгие годы. Сын, Владимир Ильич Палеев, ничего сам не приобретал и не продавал, сохранил собрание отца в неизменном виде. Пожалуй, это тот редкий случай, когда коллекция остается такой, какой была при жизни собирателя. Больше таких случаев я не знаю, потому что все крупные коллекции свою целостность потеряли.
— В коллекционерской среде принято говорить, что Питер всухую обыграл Москву. Дескать, старые московские коллекции практически все рассеяны. А в Санкт-Петербурге сохранилась.
— Думаю, в этом утверждении больше бравады, чем фактов. Скорее, здесь ничья. Хотя надо признать, что во второй половине прошлого века работы из хороших ленинградских коллекций часто уходили в московские собрания. Таких московских коллекций сейчас довольно много, но почти все они непубличные.
Единственная ленинградская коллекция, которая сохранилась целиком, — собрание Палеева. Собрания Шустера и Афанасьева сохранились не полностью, и то благодаря наследникам. Большую часть своего собрания Эзрах передал в музей личных коллекций Петергофа, другая же часть досталась Игорю Николаевичу Канторовичу, с которым я довольно близко дружил. После его ухода я приобрел это собрание у наследников.
Я убежден: чем люди больше выставляют работы из коллекций, тем безопаснее себя чувствуют их собрания
Еще стоит упомянуть коллекцию Валентины Голод. Свое собрание она завещала Театральному музею. Сейчас коллекция выставляется в Шереметьевском дворце. Есть и замечательный пример сохранения коллекции семьей Иосифа Рыбакова. Также нужно упомянуть и наследников Петра Корнилова, которые сохраняют и показывают это собрание. Сейчас в московской «Галеев-Галерее» идет выставка этой коллекции.
— То есть частные собрания на сегодняшний момент активно вовлечены в художественную жизнь?
— После того как в 2019 году прошла выставка в Русском музее, где показали собрание Палеева, нашей семьи и семьи Наумовых, буквально на наших глазах что-то в воздухе изменилось, — все стали интересоваться частными коллекциями. Конечно, некоторые владельцы не хотят афишировать свои сокровища. Хотя я убежден: чем люди больше выставляют работы из коллекций, тем безопаснее себя чувствуют их собрания. Мы, например, всегда даем работы на выставки. Если все знают, что работа из собрания KGallery, похищать ее бессмысленно. К тому же, это огромная радость — наслаждаться искусством не в одиночестве, а разделять ее с большим количеством других людей.