Пожилые люди наравне с молодыми научились приносить выгоду другим
Пожилые люди учатся также быстро, как и молодые, если результат их обучения приносит пользу другим, но медленее — если выгоду получат только они сами. Это выяснили британские ученые, предложив 75 молодым и 77 пожилым людям игру, в рамках которой участники учились выбирать между двумя символами тот, который приносит выигрыш с высокой вероятностью. При этом выигрыш переводился в денежное вознаграждение или для самого участника, или для другого человека, или не приносил денег никому. Статья опубликована в журнале Nature Communications.
Просоциальное поведение или поведение, приносящее пользу другому, — важная составляющая жизни человеческого общества, которая способствует поддержанию социальных связей человека на протяжении всей жизни. Чаще просоциально себя ведут люди старшего возраста. Но пользу оно приносит как другим, так и самим акторам этого поведения, потому что для последних просоциальное поведение связано с повышением удовлетворенности жизнью, снижением эмоциональных реакций на стрессовые события и улучшением физического здоровья. Следовательно, просоциальное поведение может способствовать здоровому старению.
Старение человека — это сложный процесс, на течение которого влияют биологические факторы, социальные аспекты, мотивационно-личностные особенности человека и его образа жизни, а также окружающая среда. Поэтому изменение процессов обучения при нормальном здоровом старении можно объяснить не только когнитивным снижением, вызванным биологическими причинами, например, структурными или функциональными изменениями в работе головного мозга (хотя и это имеет место), но и, например, особенностями мотивационно-личностной сферы в этот период жизни. Ввиду того, что на этом жизненном этапе возрастает просоциальное поведение, то, возможно, способность