Российские экранизации отечественной фантастики

Мир ФантастикиНаука

Остров невезения

Российские экранизации отечественной фантастики

Текст: Борис Невский

Фантастическое кино любят зрители по всему миру. Самое прибыльное, самое раскрученное, самое ожидаемое — это всё про кинофантастику. Западную.

А что же Россия? Публика у нас, как и везде, готова ломиться на подобные фильмы, но бума отечественной кинофантастики до сих пор не случилось. Хотя надежды на лучшее были. Почему же они не оправдались?

«Незнайка на Луне» вышел очень вовремя: как раз когда лунное общество перестало быть фантастикой и во многом стало нашей реальностью

Советское кино фантастику тоже не баловало вниманием. Когда изредка доходило до экранизаций, упор делали на классику жанра и зарубежных «прогрессивных» мэтров. Многие тогдашние советские фантасты находились у партийных идеологов под подозрением: мечтают не по указке, желают странного… Ну их! Потому экранизаций современных на тот момент отечественных авторов было мало — везло в основном авторам вроде Кира Булычёва, которые писали для детей.

Неудивительно, что почти половина советских фантастических фильмов появилась в годы перестройки. Но удачных среди них было немного. А после распада СССР ситуация стала тупиковой: в годы первичного накопления капитала и моды на малиновые пиджаки героями российских картин чаще становились «конкретные пацаны», а не звездолётчики.

Остатки советской эпохи: тёмная ночь

Нельзя сказать, что в 1990-х фантастики в России совсем не снимали. Но это были полукустарные поделки вчерашних студентов ВГИКАа и ГИТИСа и беспомощные кальки с западной продукции категории «Б». Да ещё несколько фильмов отметились как артхаус — под этот ярлык можно списать любой бред сценаристов и недостаток мастерства режиссёров. Никакого послевкусия постсоветская кинофантастика 1990-х не оставила. Были фильмы, которые ныне можно посмотреть без содрогания, вроде «Стрельца неприкаянного» (1993) или «Четвёртой планеты» (1995). Но из экранизаций советских авторов на ум приходит только четыре фильма — да и те уже забыты.

«Ночной Дозор» — огромный скачок для российской кинофантастики. Его даже в Америке выпустили!

Российско-украинский «Ариэль» (1992) режиссёра Евгения Котова основан на одноимённом романе Александра Беляева, причём от первоисточника в ленте осталось мало. Похожая история вышла и с фильмом Виктора Аристова и Юрия Мамина «Дожди в океане» (1994) — сильно изменённой версией ещё одного беляевского романа «Остров погибших кораблей». Сам фильм неплох, но от Беляева там лишь сюжетная завязка, да и фантастикой это не назовёшь.

Типичный постсоветский подход к экранизациям — взять книгу, оставить некоторые имена, названия и локации, а остальное, включая базовую авторскую идею, вывернуть наизнанку. Приём «по мотивам» используют и зарубежные коллеги, но наши издеваются над первоисточниками с каким-то особым цинизмом.

В 1994-м вышла ещё музыкальная сказка «Волшебник изумрудного города» Павла Арсенова по роману Александра Волкова, а через год — экранизация Булгакова «Роковые яйца», снятая Сергеем Ломкиным. Но кто сейчас помнит эти фильмы?

«Волкодав» так никого и не задавил

Так что самыми заметными экранизациями фантастики стали сериалы. Для детей сняли мультсериал «Незнайка на Луне» — вольный, но вполне удачный пересказ знаменитого романа Николая Носова. Шефом-редактором сериала был выдающийся аниматор Фёдор Хитрук. «Незнайка» вышел сразу на видеокассетах, но позже его не раз показывали по ТВ.

А для взрослых в девяностые вышел телесериал «Д.Д.Д.: Досье детектива Дубровского» (1999) по роману Льва Гурского «Перемена мест» — политическому и сатирическому триллеру с примесью фантастики. В сериале снялись сплошные звёзды — Николай Караченцев, Михаил Ульянов, Алексей Булдаков, Владимир Меньшов, Сергей Гармаш — и несколько медийных персон вроде политика Ирины Хакамады и певицы Анжелики Варум. Немудрено, что он стал хитом.

«Дневной Дозор» был погламурнее «старшего брата»

Но то были лучи света в тёмном царстве. Интерес публики к отечественной фантастической литературе пришёлся уже на конец десятилетия. Российским продюсерам понадобилось время, чтобы поверить в возможность заработать на фантастическом кино, тем более на экранизациях наших авторов. Первая веха на пути в вероятное светлое кинофантастическое будущее пришлась только на 2004 год.

«Меченосец»: неудавшийся русский Росомаха

Дозоры и позоры: робкий рассвет

Про экранизацию городского фэнтези Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор» (2004) писали немало, в том числе и в «Мире фантастики». Напомним лишь основное. В 2000 году студия «Полигон» намеревалась снять по книге малобюджетный фильм «Москва вампирская». Позже права выкупил канал ОРТ, планируя сделать телесериал. Но тут у продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова родилась идея снять первый русский блокбастер с солидным по тем временам бюджетом — почти два миллиона долларов. Сценарий написал сам Лукьяненко, а в режиссёрское кресло сел Тимур Бекмамбетов, знаменитый в те годы рекламой банка «Империал». Впрочем, на счету Бекмамбетова уже были и фильмы. Внимание продюсеров он привлёк историческим боевиком «Гладиатрикс», снятым для гуру американских «би-муви» Роджера Кормана.

«Гадкие лебеди»: кино «не для всех»

«Ночной Дозор» и впрямь стал настоящим блокбастером, собрав в прокате почти 34 миллиона долларов. Картина пошла в народ, её растащили на цитаты и отсылки. Бекмамбетов проторил себе дорогу в Голливуд, Лукьяненко проснулся самым известным в России фантастом, ребята из группы «Уматурман» стали звёздами поп-сцены… Но главное достижение «Ночного Дозора» в том, что он привлёк к российской фантастике внимание продюсеров. Фильм собрал огромную по нашим меркам кассу, позволив создателям заработать за счёт популярности, а не финансовых манипуляций. Оказывается, можно взять книгу русского фантаста, адаптировать её для широкого зрителя, добавить компьютерной графики, бодрой музыки и продакт-плейсмента, сдобрить агрессивной рекламой — и добиться нешуточного успеха!

«Азирис Нуна»: самая неудачная экранизация Сергея Лукьяненко

В результате во второй половине 2000-х в России вышло два десятка кино- и телеэкранизаций фантастических книг, и некоторые были весьма амбициозны. «Дневной Дозор» (2005) того же Бекмамбетова выступил не хуже предшественника — при бюджете в четыре миллиона долларов мировые сборы составили 38 миллионов. Правда, от одноимённой книги остались рожки да ножки, зато некоторые сюжетные линии романа «Ночной Дозор» нашли отражение именно в сиквеле. Да и смотрелся он более зрелищно — создатели явно набили руку. Недаром картина получила профессиональное признание, став номинантом премии «Сатурн». Под занавес того же 2005-го страна приникла к телеэкранам, где шёл сериал «Мастер и Маргарита» по культовому мистическому роману Булгакова. Сорок миллионов россиян проглотили сериал залпом, хотя и критиков у чересчур буквальной адаптации Владимира Бортко нашлось немало.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Доктор Будущее Доктор Будущее

Самые необычные предсказания Филипа Дика

Мир Фантастики
«Слово важнее музыки» «Слово важнее музыки»

Рэпер ST расширяет творческий кругозор и разрушает шаблоны

OK!
Возвышение Возвышение

Кто сможет заменить человечество?

Мир Фантастики
Большой гороскоп на 2019 год Большой гороскоп на 2019 год

Астрологический прогноз о том, чего ждать в год Свиньи

Домашний Очаг
Жизнь за Нер-Зула! Жизнь за Нер-Зула!

Тёмные культы и мраккультисты

Мир Фантастики
Ляйсан Утяшева станет гостем онлайн-саммита «Устойчивое снижение веса» Ляйсан Утяшева станет гостем онлайн-саммита «Устойчивое снижение веса»

С 22 по 26 октября пройдет онлайн-саммит «Устойчивое снижение веса»

Cosmopolitan
Врач под ударом Врач под ударом

Нападение на врачей неотложки стало у нас обычным явлением

Огонёк
Крепкие узы Крепкие узы

Квартира, оформленная Анной Зиньковской, в Москве

AD
Как я искала гуру... и нашла себя Как я искала гуру... и нашла себя

С чем не справится ни один наставник и как найти мудрых учителей

Psychologies
Люди из лавы Люди из лавы

Люди на острове Ява живут от извержения до извержения

Вокруг света
Ничего личного. Как вести бизнес с друзьями и родственниками Ничего личного. Как вести бизнес с друзьями и родственниками

Начиная совместный бизнес с подругой, надо заранее продумывать пути отступления

Forbes
«Нефть будущего»: из чего делают смартфоны? «Нефть будущего»: из чего делают смартфоны?

Смартфон — набор химических элементов

CHIP
Культура в деле. Зачем топ-менеджерам гуманитарные знания Культура в деле. Зачем топ-менеджерам гуманитарные знания

Новая задача бизнес-школ — превратить функцию обратно в человека

Forbes
Стройка помогла. Россия поднялась в рейтинге Doing Business Стройка помогла. Россия поднялась в рейтинге Doing Business

Россия поднялась в рейтинге Всемирного банка Doing Business на четыре позиции

Forbes
Как менялся стиль Брэдли Купера Как менялся стиль Брэдли Купера

Любовь Брэдли Купера к пиджакам с широкими лацканами осталась неизменной

GQ
Какое кино смотреть в свой день рождения Какое кино смотреть в свой день рождения

Смотри тот фильм, что родился в один год с тобой!

Maxim
Скалолазка и восьмиклассница: кем были героини известных отечественных песен Скалолазка и восьмиклассница: кем были героини известных отечественных песен

Каждому художнику, скульптору или музыканту нужна муза

Cosmopolitan
Почему я одна: четыре причины Почему я одна: четыре причины

Быть одной — это нормально

Psychologies
Почему ЗОЖ может быть вредным для здоровья Почему ЗОЖ может быть вредным для здоровья

Польза для здоровья зачастую выходит сомнительной

Esquire
Легенда жива: возвращение Mauboussin Легенда жива: возвращение Mauboussin

В мастерской и архивах легендарного французского ювелирного Дома кипит работа

Vogue
Какими хоррор-фильмами вдохновляются модные дизайнеры Какими хоррор-фильмами вдохновляются модные дизайнеры

В каких фильмах ужасов дизайнеры ищут вдохновение для своих коллекций

Vogue
7 фраз, которые не стоит говорить женщине, потерявшей ребенка 7 фраз, которые не стоит говорить женщине, потерявшей ребенка

Как поддержать женщину, потерявшую ребенка

Psychologies
Беда от НДС. Экономисты предсказали повышение ключевой ставки ЦБ до 8% Беда от НДС. Экономисты предсказали повышение ключевой ставки ЦБ до 8%

Специалисты Matrix Capital прогнозируют рост ставки ЦБ на 50 базисных пунктов

Forbes
Обходи стороной Обходи стороной

Альфонсы, маменькины сынки и вечные женихи...каких мужчин стоит избегать

StarHit
Что делать, если вы сожалеете о разводе? Что делать, если вы сожалеете о разводе?

Подписав бумаги о расторжении брака, многие начинают скучать по партнеру

Psychologies
Каналы в Голландии могут замерзнуть вновь, но это не отменяет глобального потепления Каналы в Голландии могут замерзнуть вновь, но это не отменяет глобального потепления

О том, как алармизм подменяет собой реальные проблемы глобального потепления

СНОБ
Отказ ребенка от груди: тактика преодоления Отказ ребенка от груди: тактика преодоления

Что делать, если ребенок отказывается от груди?

9 месяцев
Цена дружбы: Хабиб Нурмагомедов готов лишиться гонорара за победу Цена дружбы: Хабиб Нурмагомедов готов лишиться гонорара за победу

Цена дружбы: Хабиб Нурмагомедов готов лишиться гонорара за победу

Forbes
Не красней без повода Не красней без повода

Почему возникает купероз и что с ним можно сделать

Лиза
Совесть для робота: как действуют алгоритмы добра и зла Совесть для робота: как действуют алгоритмы добра и зла

Чтобы разработать этику для роботов, необходимо разобраться в человеческой

Forbes
Открыть в приложении