Российские экранизации отечественной фантастики

Мир ФантастикиНаука

Остров невезения

Российские экранизации отечественной фантастики

Текст: Борис Невский

Фантастическое кино любят зрители по всему миру. Самое прибыльное, самое раскрученное, самое ожидаемое — это всё про кинофантастику. Западную.

А что же Россия? Публика у нас, как и везде, готова ломиться на подобные фильмы, но бума отечественной кинофантастики до сих пор не случилось. Хотя надежды на лучшее были. Почему же они не оправдались?

«Незнайка на Луне» вышел очень вовремя: как раз когда лунное общество перестало быть фантастикой и во многом стало нашей реальностью

Советское кино фантастику тоже не баловало вниманием. Когда изредка доходило до экранизаций, упор делали на классику жанра и зарубежных «прогрессивных» мэтров. Многие тогдашние советские фантасты находились у партийных идеологов под подозрением: мечтают не по указке, желают странного… Ну их! Потому экранизаций современных на тот момент отечественных авторов было мало — везло в основном авторам вроде Кира Булычёва, которые писали для детей.

Неудивительно, что почти половина советских фантастических фильмов появилась в годы перестройки. Но удачных среди них было немного. А после распада СССР ситуация стала тупиковой: в годы первичного накопления капитала и моды на малиновые пиджаки героями российских картин чаще становились «конкретные пацаны», а не звездолётчики.

Остатки советской эпохи: тёмная ночь

Нельзя сказать, что в 1990-х фантастики в России совсем не снимали. Но это были полукустарные поделки вчерашних студентов ВГИКАа и ГИТИСа и беспомощные кальки с западной продукции категории «Б». Да ещё несколько фильмов отметились как артхаус — под этот ярлык можно списать любой бред сценаристов и недостаток мастерства режиссёров. Никакого послевкусия постсоветская кинофантастика 1990-х не оставила. Были фильмы, которые ныне можно посмотреть без содрогания, вроде «Стрельца неприкаянного» (1993) или «Четвёртой планеты» (1995). Но из экранизаций советских авторов на ум приходит только четыре фильма — да и те уже забыты.

«Ночной Дозор» — огромный скачок для российской кинофантастики. Его даже в Америке выпустили!

Российско-украинский «Ариэль» (1992) режиссёра Евгения Котова основан на одноимённом романе Александра Беляева, причём от первоисточника в ленте осталось мало. Похожая история вышла и с фильмом Виктора Аристова и Юрия Мамина «Дожди в океане» (1994) — сильно изменённой версией ещё одного беляевского романа «Остров погибших кораблей». Сам фильм неплох, но от Беляева там лишь сюжетная завязка, да и фантастикой это не назовёшь.

Типичный постсоветский подход к экранизациям — взять книгу, оставить некоторые имена, названия и локации, а остальное, включая базовую авторскую идею, вывернуть наизнанку. Приём «по мотивам» используют и зарубежные коллеги, но наши издеваются над первоисточниками с каким-то особым цинизмом.

В 1994-м вышла ещё музыкальная сказка «Волшебник изумрудного города» Павла Арсенова по роману Александра Волкова, а через год — экранизация Булгакова «Роковые яйца», снятая Сергеем Ломкиным. Но кто сейчас помнит эти фильмы?

«Волкодав» так никого и не задавил

Так что самыми заметными экранизациями фантастики стали сериалы. Для детей сняли мультсериал «Незнайка на Луне» — вольный, но вполне удачный пересказ знаменитого романа Николая Носова. Шефом-редактором сериала был выдающийся аниматор Фёдор Хитрук. «Незнайка» вышел сразу на видеокассетах, но позже его не раз показывали по ТВ.

А для взрослых в девяностые вышел телесериал «Д.Д.Д.: Досье детектива Дубровского» (1999) по роману Льва Гурского «Перемена мест» — политическому и сатирическому триллеру с примесью фантастики. В сериале снялись сплошные звёзды — Николай Караченцев, Михаил Ульянов, Алексей Булдаков, Владимир Меньшов, Сергей Гармаш — и несколько медийных персон вроде политика Ирины Хакамады и певицы Анжелики Варум. Немудрено, что он стал хитом.

«Дневной Дозор» был погламурнее «старшего брата»

Но то были лучи света в тёмном царстве. Интерес публики к отечественной фантастической литературе пришёлся уже на конец десятилетия. Российским продюсерам понадобилось время, чтобы поверить в возможность заработать на фантастическом кино, тем более на экранизациях наших авторов. Первая веха на пути в вероятное светлое кинофантастическое будущее пришлась только на 2004 год.

«Меченосец»: неудавшийся русский Росомаха

Дозоры и позоры: робкий рассвет

Про экранизацию городского фэнтези Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор» (2004) писали немало, в том числе и в «Мире фантастики». Напомним лишь основное. В 2000 году студия «Полигон» намеревалась снять по книге малобюджетный фильм «Москва вампирская». Позже права выкупил канал ОРТ, планируя сделать телесериал. Но тут у продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова родилась идея снять первый русский блокбастер с солидным по тем временам бюджетом — почти два миллиона долларов. Сценарий написал сам Лукьяненко, а в режиссёрское кресло сел Тимур Бекмамбетов, знаменитый в те годы рекламой банка «Империал». Впрочем, на счету Бекмамбетова уже были и фильмы. Внимание продюсеров он привлёк историческим боевиком «Гладиатрикс», снятым для гуру американских «би-муви» Роджера Кормана.

«Гадкие лебеди»: кино «не для всех»

«Ночной Дозор» и впрямь стал настоящим блокбастером, собрав в прокате почти 34 миллиона долларов. Картина пошла в народ, её растащили на цитаты и отсылки. Бекмамбетов проторил себе дорогу в Голливуд, Лукьяненко проснулся самым известным в России фантастом, ребята из группы «Уматурман» стали звёздами поп-сцены… Но главное достижение «Ночного Дозора» в том, что он привлёк к российской фантастике внимание продюсеров. Фильм собрал огромную по нашим меркам кассу, позволив создателям заработать за счёт популярности, а не финансовых манипуляций. Оказывается, можно взять книгу русского фантаста, адаптировать её для широкого зрителя, добавить компьютерной графики, бодрой музыки и продакт-плейсмента, сдобрить агрессивной рекламой — и добиться нешуточного успеха!

«Азирис Нуна»: самая неудачная экранизация Сергея Лукьяненко

В результате во второй половине 2000-х в России вышло два десятка кино- и телеэкранизаций фантастических книг, и некоторые были весьма амбициозны. «Дневной Дозор» (2005) того же Бекмамбетова выступил не хуже предшественника — при бюджете в четыре миллиона долларов мировые сборы составили 38 миллионов. Правда, от одноимённой книги остались рожки да ножки, зато некоторые сюжетные линии романа «Ночной Дозор» нашли отражение именно в сиквеле. Да и смотрелся он более зрелищно — создатели явно набили руку. Недаром картина получила профессиональное признание, став номинантом премии «Сатурн». Под занавес того же 2005-го страна приникла к телеэкранам, где шёл сериал «Мастер и Маргарита» по культовому мистическому роману Булгакова. Сорок миллионов россиян проглотили сериал залпом, хотя и критиков у чересчур буквальной адаптации Владимира Бортко нашлось немало.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Доктор Будущее Доктор Будущее

Самые необычные предсказания Филипа Дика

Мир Фантастики
Кто такая Анни Альберс и почему вам нужно о ней знать Кто такая Анни Альберс и почему вам нужно о ней знать

О жизни и творчестве Анни Альберс, самого известного дизайнера текстиля XX века

Vogue
Тянем (не) потянем Тянем (не) потянем

Неформальный девиз ипотеки – «Долго, дорого, тяжело»

Cosmopolitan
Правила жизни Массимо Карреры Правила жизни Массимо Карреры

Правила жизни тренера «Спартака» Массимо Карреры

Esquire
Как скрестить Канта с хоррором и описать воображаемый СССР? Как скрестить Канта с хоррором и описать воображаемый СССР?

Беседа c Адамом Робертсом

Мир Фантастики
Черный ящик, я не твой! Невероятные проекты по спасению падающих пассажирских самолетов Черный ящик, я не твой! Невероятные проекты по спасению падающих пассажирских самолетов

Неужели ничего нельзя придумать, чтобы пассажиры выживали в авиакатастрофах?

Maxim
Губительные отсрочка. Банки нарастят риски из-за поблажек со стороны ЦБ Губительные отсрочка. Банки нарастят риски из-за поблажек со стороны ЦБ

Губительные отсрочка. Банки нарастят риски из-за поблажек со стороны ЦБ

Forbes
TeamViewer для смартфона: как чинить компьютеры на лету TeamViewer для смартфона: как чинить компьютеры на лету

Мобильный клиент TeamViewer помогает решить проблемы с компьютером дистанцинно

CHIP
«Лучше, чем просто неплохой»: вышли первые обзоры на новый iPhone XR «Лучше, чем просто неплохой»: вышли первые обзоры на новый iPhone XR

26 октября по всему миру начнутся продажи нового iPhone XR

Esquire
На краю света На краю света

Стас Пьеха побывал в самых интересных уголках Португалии

OK!
Операция прикрытия. Действия ЦБ ослабят курс доллара до 62 рублей Операция прикрытия. Действия ЦБ ослабят курс доллара до 62 рублей

Курс рубля может укрепиться до отметки 62 рубля за доллар

Forbes
Зуб за зуб Зуб за зуб

Только у 12% населения Земли правильный прикус

Добрые советы
Призовое моделирование Призовое моделирование

Нобелевской премии по экономике удостоены Уильям Нордхаус и Пол Ромер

РБК
Сытная история Сытная история

Местная кухня Мюнхена заслуживает не меньше внимания, чем музеи

Лиза
Железный человек. История успеха Илона Маска Железный человек. История успеха Илона Маска

У всезнайки Илона Маска есть три амбициозные цели

Forbes
Стоять, ни с места! 5 секретов отличной эрекции Стоять, ни с места! 5 секретов отличной эрекции

Ты готов. Она готова. А вот «он» — нет

Playboy
Пищевики и машиностроители запросили крепкий рубль Пищевики и машиностроители запросили крепкий рубль

Институт Гайдара изучил отношение производственных компаний к девальвации

РБК
Когда Бог силен в твоем теле Когда Бог силен в твоем теле

Суфизм: тайная мистика в сердце Чечни и Ингушетии

Русский репортер
Сколько экономит светодиодная лампочка? Сколько экономит светодиодная лампочка?

В последние годы все больше входят в обиход так называемые LED-лампочки

CHIP
Звёзды Южной Африки Звёзды Южной Африки

Новые сафари-лоджи в Южной Африке

Robb Report
«Мы решили, что у подруги приступ аппендицита, а это были роды» «Мы решили, что у подруги приступ аппендицита, а это были роды»

Исповедь молодого отца

Psychologies
Пенсионный миф. Кого на самом деле пытается защитить государство Пенсионный миф. Кого на самом деле пытается защитить государство

Об уголовной ответственности за увольнение людей предпенсионного возраста

Forbes
Эстетика кэмпа: как дурной вкус стал прерогативой элиты Эстетика кэмпа: как дурной вкус стал прерогативой элиты

Главная выставка Института костюма MET в 2019 году будет посвящена кэмпу

Esquire
Гонка в приказном порядке Гонка в приказном порядке

Гонка в приказном порядке

Quattroruote
— К доске! — О, да! 11 самых горячих учительниц в кино — К доске! — О, да! 11 самых горячих учительниц в кино

Самые яркие и сексуальные учительницы из фильмов и сериалов

Playboy
Тайны старинных канализаций Лондона: что скрывают глубины Тайны старинных канализаций Лондона: что скрывают глубины

Старинные тайны и омерзительные открытия в канализации Лондона

Популярная механика
Рыба ловит птицу: удивительное видео Blue Planet II Рыба ловит птицу: удивительное видео Blue Planet II

Многие хищные рыбы охотятся на птиц, но снять это на камеру удается редко

National Geographic
Эксперты назвали топ-10 самых бесполезных медицинских процедур Эксперты назвали топ-10 самых бесполезных медицинских процедур

Пиявки, которые тебе ставят от ипохондрии поликлинике, давно вышли из моды

Maxim
Рекламодателя — сразу в вагон Рекламодателя — сразу в вагон

Четыре вопроса о возвращении рекламы в московское метро

РБК
Детская ненависть: откуда она берется и как ее победить Детская ненависть: откуда она берется и как ее победить

Что такое ненависть у детей и как с ней бороться?

Psychologies
Открыть в приложении