Жизнь за Нер-Зула!
Тёмные культы и мраккультисты
Ступив на путь тьмы, вы обретёте власть над своей судьбой, страховку и оплаченный отпуск.
Послушник в Warcraft III
Сумасшедшие жрецы, приносящие жертвы злым богам, заговорщики, собирающиеся для тайного поклонения неизвестным силам, безумцы, которые хотят впустить в мир существ из-за пределов времени и пространства, — все они хорошо знакомы любителям фантастики. Они одинаково органично смотрятся как в фэнтези и мистике, так и в НФ. Они адаптируются к любому жанру, будь то детектив, хоррор или эпическая сага. Но в чём секрет их популярности и откуда они взялись?
Что такое тёмный культ? Это группа людей, которые практикуют зловещую религию. Их бог требует человеческих жертвоприношений, ритуальных убийств или чего ещё похуже. Часто у культистов есть некая цель — изменить мир в соответствии с волей своего бога, помочь ему возродиться или освободиться. Лидеры культа могут обладать сверхъ-естественными способностями и сакральными знаниями, которыми их наделяют боги или демоны. Наконец, что важно, они действуют тайно, скрывая культ от окружающих.
Страх перед тем, что рядом с нами живут люди, которые практикуют загадочные ритуалы с какими-то зловещими целями, преследовал людей давно. Его следы мы находим по всему миру. В Европе он ярко проявился во время охоты на ведьм, начавшейся в позднее средневековье. Но к эпохе Просвещения образованные люди, писавшие книги, уже, как правило, не верили в ведьм и считали их предрассудком. Поэтому, как ни парадоксально, своей популярностью в фантастике XX века культы обязаны науке.
Влияние Лавкрафта
В XIX веке случился настоящий бум в гуманитарном знании. Расшифровали несколько древних языков; по всему миру ездили экспедиции, собирая мифы и легенды. К XX веку европейцы куда лучше представляли себе религии других народов. У многих это вызывало стремление «цивилизовать дикарей». Но многие творческие люди просто заинтересовались открытыми культурами, как давно ушедшими вроде египетской, так и продолжавшими существовать вроде индейской. Этот интерес мог обернуться очарованием или страхом. Но главное, он позволял понять, как сильно люди могут отличаться друг от друга. И всё острее вставал вопрос: а мы уверены, что сами изжили в себе дикарские стремления? Ведь люди, наделённые ими, — наши подданные, соседи, а зачастую и предки.
Лучше всех описал это ощущение неуверенности в собственном разуме Говард Лавкрафт. Тема древних зловещих богов — основа выдуманной им вселенной. Согласно мифам Ктулху, человечество — маленькая песчинка в космосе, которым управляет множество различных древних богов. Их имена известны даже тем, кто никогда не читал Лавкрафта: Ктулху, Ньярлатхотеп, Азатот, Дагон. Большая часть из них спит или иным образом лишена возможности действовать. Но они стремятся исправить это, чтобы вновь подчинить Землю, уничтожив человечество. Единственные, кого они оставят в живых, — их служители.
Поклонники этих богов тайно собираются, чтобы проводить свои зловещие ритуалы. Любой, кто не принадлежит к культу, пришёл бы от них в ужас. В результате этих ритуалов у древних богов появляется возможность проникнуть в мир и выполнить своё давнее желание. Что особенно примечательно, согласно Лавкрафту, в таких культах, помимо эскимосов и других «примитивных народов», состоят эмигранты, метисы и малообразованные деревенщины. То есть не только джунгли или ледяная тундра, но и обычные города и сёла могут стать местом, где действуют культисты злых богов, ведущие двойную жизнь. Именно страх, что врата в ад могут открыться прямо у вас под ногами, и стал одной из «визитных карточек» Лавкрафта. В дальнейшем такой приём использовали многие писатели.
Творчество Лавкрафта многим обязано научным теориям того времени. Он слышал про поиск «девятой планеты» и вывел её в своих рассказах, назвав Юггот и сделав пристанищем расы Ми-Го, — а реальные астрономы годом позже открыли Плутон. Но особенно на него повлияла популярная в начале XX века религиозная компаративистика — дисциплина, которая изучает сходства между религиями. Идею, что языческие верования в разных частях Земли могут иметь общую природу, Лавкрафт в рамках мифов объяснял просто: все эти люди поклоняются одним и тем же богам, которые реально существуют. Такой же образ мысли до сих пор можно наблюдать не только в фантастике, но и среди уфологов, искренне в это верящих.
Культы нового мира
Если в том, что касается сути культов, Лавкрафта можно считать законодателем мод, то по части формы ему мало кто подражает. Для самого Лавкрафта культ не столько опасен, сколько отвратителен: это всегда необразованные, глупые, бедные и уродливые люди на задворках общества. Они пугают тем, каким силам служат, а не сами по себе. Захватить власть в заштатном рыболовецком городке — предел их возможностей.
Последователи Лавкрафта перешли от простого описания чудовищ и божеств к противостоянию между героями и служителями зла. Возник вопрос, как сделать культы опаснее и интереснее. Ответ нашёлся достаточно легко — культы должны состоять не из деревенской бедноты и нищих мигрантов, а из кого-то посерьёзнее: банкиров, политиков или военных. Таким образом страх перед культами и колдовством соединился со страхом перед тайными обществами, опасениями, что влиятельные люди состоят в какой-то секретной организации, имеющей неприглядные цели.