Культура в деле. Зачем топ-менеджерам гуманитарные знания
Новая задача бизнес-школ — превратить функцию обратно в человека. Поэтому они активно вводят курсы вроде «Викторианской литературы для бухгалтеров».
Десятилетиями корпоративное образование строилось по одним и тем же законам: университеты и бизнес-школы прежде всего учили менеджеров наращивать свои рабочие компетенции. Однако со временем выяснилось, что этого уже недостаточно. Во-первых, сама ситуация в мире окончательно лишилась определенности. Привычные правила перестали работать, и компаниям понадобились управленцы, не столько идеально выполняющие то, чему их научили, сколько умеющие быстро принимать решения в непредвиденной ситуации. А во-вторых, ценность обучения привычным компетенциям — операционной эффективности или управлению проектами — в глазах компаний снизилась: предполагается, что любой топ-менеджер на ключевой позиции их уже освоил, иначе он просто не окажется и не удержится на этом месте. Теперь его главная задача — вдохновлять, вести людей за собой, находить новые задачи, новую оптику. Дело оказывается не в уровне компетенций, а в личностных качествах. Что ты за человек, что ты из себя представляешь. И новый вызов бизнес-образования — это превратить функцию обратно в человека.
Это непростая задача. Управленец, успешный в своей узкой области, повторяет раз за разом гарантированно успешные решения и неизбежно закостеневает. Ему сложно найти новый взгляд, пойти по непривычной дороге — а именно этого и требует сейчас логика бизнеса. Как заставить его выйти из «футляра», посмотреть на себя новыми глазами?
Именно этому учат гуманитарные дисциплины. И неслучайно все большее количество университетов и бизнес-школ мира экспериментирует с объединением гуманитарных наук и бизнес-дисциплин. В Copenhagen Business School существует департамент менеджмента, политологии и философии. В Bentley University уже несколько лет крайне популярны курсы на стыке этих двух миров: один объединяет менеджмент и киноведение, другой — макроэкономику и разговоры о политике. В Boston College есть макрокурс Portico, где учат смотреть на бизнес-проблемы глазами историка, философа и писателя. В University of Richmond есть курс «Викторианская литература для бухгалтеров». И даже в ирландском Dundalk Institute of Technology, готовящем преимущественно финансистов и программистов, есть своя Школа бизнеса и гуманитарных наук. На приветственных занятиях