Кто стережёт Голливуд?
Какими могли быть «Хранители» Терри Гиллиама
Осторожно, спойлеры!
Согласно многомировой интерпретации квантовой механики, существует множество параллельных вселенных. Такая трактовка мироздания отлично сочетается со знаменитым графическим романом Алана Мура «Хранители». Его действие разворачивается в альтернативном 1985 году. В нём есть супергерои, президент США всё ещё Ричард Никсон, а мир стоит на пороге ядерного самоуничтожения.
Если многомировая интерпретация верна, в параллельных реальностях могут быть собственные версии «Хранителей». И речь не только о комиксе Мура, но и о его экранизации. Вышедшая в 2009 году версия Зака Снайдера стала венцом растянувшихся на двадцать с лишним лет попыток снять фильм. За это время проект сменил много студий и режиссёров, но наиболее известна неснятая версия Терри Гиллиама.
«Хранители» от автора «Бэтмена»
В августе 1986 года продюсер Лоуренс Гордон приобрёл для студии 20th Century Fox права на экранизацию «Хранителей». Что интересно, сам графический роман на тот момент ещё не был опубликован. Но в подобной практике не было ничего необычного. Голливудские продюсеры частенько заранее приобретают права на неопубликованные произведения — в надежде, что выбранный материал впоследствии «выстрелит». После этого их можно перепродать за куда большую сумму — или снять собственный фильм.
Гордон не прогадал: «Хранители» перевернули мир комиксов. Роман получил множество восторженных отзывов как от критиков, так и от обычных читателей, а в 1988 году даже удостоился премии «Хьюго», которую до этого никогда не вручали комиксам.
Экранизация такого хита была неизбежной. Гордон привлёк к делу своего протеже Джоэля Сильвера. Первым делом продюсеры предложили написать сценарий фильма самому Алану Муру. Мур наотрез отказался. Впоследствии он признал, что сглупил, продав права на экранизацию Голливуду, и сейчас бы никогда так не поступил.
Отказ не смутил продюсеров, и они нашли Муру замену — сценариста Сэма Хэмма. В то время Хэмм занимался сценарием Бёртоновского «Бэтмена», так что комиксы не были ему в новинку. Хэмм быстро осознал, как сложно превратить «Хранителей» в двухчасовой фильм. Он решил, что единственный выход — убрать все подсюжеты оригинала и сосредоточиться на центральной линии: расследовании убийства Комедианта.
9 сентября 1988 года Хэмм завершил сценарий. Рукопись насчитывала 128 страниц — уже по этой цифре можно понять, как сильно сократили оригинал. Чтобы уложиться в хронометраж, Хэмм удалил все упоминания о первой команде Ополченцев и предыстории всех ключевых персонажей, кроме Роршаха и Джона Остермана. Также он убрал закадровый голос Роршаха. Разумеется, пропал и комикс в комиксе «Легенда Чёрной шхуны».
«Хранители» Сэма Хэмма открывались сценой в Нью-Йорке в 1976 году. Группа террористов заминировала статую Свободы и потребовала освободить своих соратников. Команда супергероев во главе с Эдрианом Вейдом (Озимандия) и Капитаном Метрополисом попыталась помешать злодеям, но потерпела неудачу. Взрыв бомбы убил Метрополиса и уничтожил один из главных символов США. Общественность возмутилась халатностью мстителей в масках, и был принят закон, запретивший их деятельность.
После вступления действие переносилось в 1985 год. Дальнейший сюжет в общих чертах соответствовал центральному сюжету романа, но было и много отсебятины. Например, в этой версии Лори Юспешик (Шёлковый призрак II) заболела раком, как и Дженни Слейтер. Позже её исцелил Доктор Манхэттен. Вместо сцены, где Дэн Драйберг (Ночная сова II) и Лори спасают людей на пожаре, был эпизод, где они сбивают полицейские воздушные суда, расстреливающие антивоенную демонстрацию, а затем освобождают Роршаха.
Поскольку Хэмм убрал упоминания о первой команде Ополченцев, экранное время Комедианта сократилось до вступительной сцены. В сценарии не упоминалось ни о его отношениях с другими героями, ни о том, что он отец Лори. Человек, не знакомый с оригиналом, остался бы в недоумении, чем этот герой так важен для сюжета.
Но основным отличием сценария от комикса стал финал. В сценарии СССР и США начали ядерную войну. Прибыв в Антарктику, Драйберг и Роршах узнали, что Вейд создал что-то вроде машины времени. Миллиардер рассказал, что с помощью устройства изучил параллельные реальности и узнал, что человечество выживет лишь в тех, где Джон Остерман не стал Доктором Манхэттеном.