МиГ-25: непревзойденный король неба
Ровно 55 лет назад, 6 марта 1964 года, совершил первый испытательный полет истребитель МиГ-25. Его летные характеристики до сих пор поражают воображение.
В начале шестидесятых годов прошлого века советская разведка добыла информацию о разработке в США высотного и скоростного бомбардировщика XB-71 Valkyrie и самолета-разведчика SR-71 Blackbird. И если «Валькирия» так и осталась опытным самолетом, то SR-71 был запущен в серийное производство и вскоре стал частым гостем в воздушном пространстве СССР. Высокая скорость и впечатляющий потолок позволяли ему не опасаться истребителей потенциального противника и зенитных ракет. Долгое время он безнаказанно вел разведку некоторых районов Советского Союза, в основном вдоль норвежской границы и на Дальнем Востоке.
Ответной мерой СССР стал истребитель-перехватчик МиГ-25, способный состязаться с SR-71 в скорости и потолке. Его разработка началась весной 1961 года, в воздух он поднялся через три года, а в 1969 году началось серийное производство. На начало семидесятых это был уникальный самолет с выдающимися летными характеристиками, многие из которых остаются непревзойденными и сейчас. Он установил почти три десятка мировых рекордов, и даже в XXI веке выглядит пришельцем из будущего. Ни один из современных истребителей не летает со скоростью выше 3000 км/ч и не способен забираться на высоту более 37,5 километров. А МиГ-25 может.
Разумеется, при создании такой уникальной машины конструкторы столкнулись со множеством проблем. На больших скоростях поверхность фюзеляжа самолета сильно нагревалась, поэтому пришлось применять специальные марки сталей, жаропрочный алюминий, а корпус почти целиком изготовить из «нержавейки». Не обошлось и без ошибок проектирования – из-за неправильно рассчитанной точки крепления заднего стабилизатора МиГ-25 срывался в крен, что в 1967 году привело к гибели летчика-испытателя Игоря Лесникова, а в 1969 году отказ двигателя и пожар погубили генерала Кадомцева. В общем, путь истребителя от опытной машины