«Ламантенок» ищет маму
В России как-то не задалось с авианосцами. Но недавно общественности был представлен проект нового настоящего российского авианосца «Ламантин». Или не настоящего? Или не нового?
Авианосцы давно стали атрибутом мировой супердержавы. С одной стороны, авианосные группировки позволяют почти безнаказанно доминировать над вооруженными силами более слабого противника: подплыл к чужим берегам, как бы далеко они ни располагались, и, не входя в зону поражения береговой обороны, можешь громить там все, что пожелаешь, своей авиацией и ракетами кораблей сопровождения. А с другой стороны, содержание авианосца и обеспечивающих его действия кораблей стоит таких денег, что это по силам лишь государствам с мощной экономикой. Например, авианосец «Нимиц», введенный в эксплуатацию в 1975 году (корабли этого класса живут очень долго, так что не удивляйся), обошелся налогоплательщикам США в 4,5 млрд долларов в ценах того года (сегодня эту сумму можно смело умножать на два). Его эксплуатация стоит еще 160 млн долларов за каждый год службы. Так что, кроме сверхдержав, такое статусное удовольствие никому не по карману. Неудивительно, что в мире только у десяти стран есть авианосцы. Первая из них, естественно, США. Там в строю аж 11 авианосцев – половина всех существующих сегодня в мире. По два корабля имеют могучая морская держава Италия (правда, на одном из них могут базироваться только самолеты вертикального взлета и посадки – маленький он) и бывшая империя Великобритания – два корабля типа «Королева Елизавета». Почетное третье место делят семь стран, имеющих по одному авианесущему кораблю. Из них самостоятельно проектировать и строить такие сложные машины могут Франция и Испания. Ну, еще Китай и Россия, но Россия лишь потенциально, поскольку способность создавать собственные авианосцы пока не продемонстрировала – лишь декларирует ее.
Россия не обладает могуществом Советского Союза, умевшего строить корабли такого класса, так что пользуется пока советским тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (очень длинное название, в просторечии сокращаемое до «Кузи»). А Китай приобрел недостроенный советский ТАВКР «Варяг» (близкий родственник «Кузи»), достроил его и переименовал в «Ляонин». Затем уже самостоятельно построил его улучшенную копию «Шаньдун», получив, таким образом, два почти однотипных корабля. Остальные страны получили свои авианосцы от других государств. Например, индийский «Викрамадитья» – это бывший советский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», модернизированный в России по заказу Индии. Итак, только США, Великобритания, Франция, Испания и Италия строят авианосцы. Тем интереснее планы России войти в этот клуб. Для начала попробуем понять, зачем нам это вообще надо.
Зачем России авианосцы?
А действительно, зачем? Агрессивные планы в отношении заморских стран мы вроде бы не вынашиваем. Экономика позволяет? Ну, осталась пока еще какая-то – может, и потянет содержание корабля. Речь, скорее, может идти об оборонительных целях.
Не обсуждая возможный ядерный конфликт (ядерное оружие, к счастью, остается средством сдерживания), относительно реалистичным представляется конфликт неядерный, когда к суверенным берегам приплывает враг в виде авианосной ударной группировки (АУГ) на радиус действия палубной авиации и крылатых ракет – порядка 200–300 км. Дальше по необходимости – либо высадка десанта, либо расстрел с неба. Как противостоять такому врагу? Задача непростая: такие большие и дорогие корабли прикрыты как собственной авиацией, так и зенитными и противолодочными средствами кораблей сопровождения. Плюс подводные лодки, самолеты дальнего радиолокационного дозора (ДРЛО) и космическая группировка разведывательных спутников. То есть силами авиации, или ракетами берегового базирования, или подводными лодками утопить авианосец крайне сложно. По расчетам, бомбардировщики при атаке АУГ потеряют до 40% самолетов – такими темпами самолеты кончатся быстрее, чем авианосцы. Могли бы помочь корабли своего флота, но они не смогут даже приблизиться к АУГ, если у них не будет авиационного прикрытия, обеспечить которое с берега не даст сравнительно малый боевой радиус действия