Евангелие от сельдерея
Приятно, что у каждого явления нашего мира есть название. Вот, например, орторексия – нездоровое увлечение здоровым образом жизни и здоровым питанием. Учимся отделять брокколи от бифштексов, а патологию от нормы!
Так уж исторически сложилось, что мы всей редакцией практикуем мясоедение. Сочный стейк, скворчащая полоска бекона, крылышко «Баффало»... Говорить об этом можно часами, однако мы предпочитаем теории практику. Учитывая последние тенденции, надо пользоваться моментом и наслаждаться карпаччо и паровыми котлетками, пока их публичное употребление еще разрешено в ресторанах, местах общественного пользования и вблизи детских площадок.
Конечно, мясоедение в одиночку уже само по себе самодостаточно. Но еще более утонченным и острым это удовольствие становится в компании очаровательной единомышленницы. Прекрасно, когда после первого же совместного похода в ресторан выясняется, что вы любите одну и ту же еду. Более того, многие психологи утверждают, что это один из столпов будущих стабильных и взаимоудовлетворяющих отношений. Если она мясу с кровью предпочитает рыбу, то тут тоже можно найти какие-то точки соприкосновения. Но что же делать, если она заявляет, что исповедует вегетарианство или даже веганство и сыроедение? Нет, конечно, сразу выбрасывать такую девушку не стоит. Однако, если ты пока еще далек от питания праной и сидения в асанах на духовных семинарах, насторожиться следует.
Дело в том, что в настоящий момент в мире распространяется так называемая орторексия – одержимость здоровым питанием, которую некоторые психологи квалифицируют как нервное расстройство и ставят в один ряд с булемией и анорексией. В отличие от истощения собственного организма медикаментозными средствами и панического стремления вызвать рвоту после каждого приема пищи, орторексия выглядит не так страшно. Чаще всего – как селфи с зеленым смузи и тарелочкой малопривлекательных комочков, которые девушка своими руками наваляла из семян, жмыха и до нелепости дорогих «органических» фиников и ласково называет «сыроедческими конфетками». Не вздумай посмеяться над этим кулинарным экспериментом! Поверь, питание зелеными смузи и жмыхом – занятие настолько унылое, что не оставляет места юмору, тем более исходящему от мерзкого животного, у которого из пасти струится кровь только что загрызенных коровьих младенцев. Самой правильной стратегией тут будет бег трусцой, а может, даже и галопом в максимально противоположную сторону от сыроедческих конфеток. Увы, главный ужас орторексии заключается в том, что она может благополучно дремать в твоей девушке на протяжении всего периода ухаживания, первых лет совместного быта и даже беременности, однако расцвести буйным цветом в момент появления наследника. В данном случае убежать без потерь уже не получится. Придется читать нашу статью, в которой рассказывается о природе этого современного недуга, а также о способах распознавания и максимального обезвреживания его на ранних стадиях.
Пять признаков орторексии
Следует признать, что диагноз «орторексия» пока не включен в официальные медицинские классификаторы, так как этот феномен появился совсем недавно. Его ввел в обиход американский врач Стивен Брэтмен в 1997 году. Брэтмен сам прошел через строгое вегетарианство, был членом коммуны «органических» фермеров и знал проблему изнутри. Он довольно быстро подметил общую особенность овощной утопии: ее адепты становились раздражительными, замыкались в себе, неперестанно думали и разговаривали о еде, критиковали окружающих. Согласись, похоже на типичный портрет воинствующего вегетарианца из интернет-мемов. Тут можно прийти к скоропалительному выводу, что отсутствие мяса в рационе делает из человека агрессивного зануду, и... попасть пальцем в небо. Ведь половина Индии, которая ест исключительно вегетарианскую пищу, вполне себе жизнерадостна и доброжелательна. Загвоздка состоит в том, что современные западные вегетарианцы зачастую воспринимают свою диету как аскезу, как принудительное ограничение себя ради достижения физической и духовной чистоты, а индусы попросту наслаждаются своей гороховой похлебкой и обжаренными во фритюре приторными сладостями, даже не задумываясь о том, что таким образом чего-то себя лишают.
Диетолог Рене Макгрегор в своей книге «Орторексия. Когда здоровое питание вредит» объясняет: первый признак того, что у человека развиваются нездоровые отношения с едой, состоит в том, что он начинает отказываться от некогда любимых продуктов, так как они «загрязняют» организм. Речь идет не о похудении, а именно об очищении. При этом список ограничений постепенно увеличивается. Как правило, начинается с отказа от красного мяса, затем следуют рыба, молочные продукты, сахар, выпечка, белый рис... Решение о запрещении очередного продукта принимается без каких-либо медицинских показаний, просто на основании статей, прочитанных в Интернете. При этом жизнь превращается в суровое испытание силы воли, так как человек постоянно преодолевает свое желание все-таки съесть какую-нибудь «гадость».
Тревога перед каждым приемом пищи (как бы не оскоромиться!), постоянный голод, который человек пытается скрыть от всех и от самого себя, сильное чувство вины и наказание в виде еще более строгой детокс-диеты, если искушения все-таки не удалось избежать, – это второй признак орторексии. Чтобы быть на сто процентов уверенным в чистоте еды, орторексик чаще всего начинает сам готовить себе зеленые смузи. В хозяйстве появляются блендер самой дорогой модели, дегидратор и целая армия баночек, тюбиков и пакетиков с супердобавками, которые нужно щедро сыпать в коктейли и салаты. Спирулина и семена чиа стоят как обед в хорошем ресторане, однако без них наш кухонный алхимик совершенно уверен, что его ждет немедленное старение и скоропостижная смерть от рака. Третий признак орторексии