Интервью с директором Театра Наций Марией Ревякиной

СНОБКультура

Мария Ревякина. Неравный бой

Сергей Николаевич

871d0d4a6179435712081e2add6a7cd386c77e24cf1270405fabd814bfbcd346.jpg
Фото: Ира Полярная

Уж понятно, что 2020 год войдет в историю российского театра как один из самых трудных. Многие коллективы оказались буквально на грани выживания. Тем не менее одной из несомненных удач уходящего года стало проведение общенационального театрального фестиваля «Золотая Маска». Об этом и о многом другом рассказала в беседе с Сергеем Николаевичем гендиректор премии и фестиваля, директор Театра Наций Мария Ревякина

Мы встретились в зеркальном фойе Театра Наций. На сцене шли репетиции срочного ввода в спектакль «Гроза» Евгения Марчелли. Жестокая реальность нашего времени и нынешнего театрального сезона: постоянные отмены, замены, да еще зрительный зал, заполненный на 25% — а иначе неминуем штраф от Роспотребнадзора и многие другие неприятности. Иногда думаешь, что, может быть, было бы безопаснее уже закрыть все театры, пока волна пандемии не пойдет на убыль. Но Мария Ревякина придерживается другого мнения.

Ɔ. Мне кажется, пандемия ударила по театру больнее всего. Перед вами и многими вашими коллегами сейчас стоит вопрос «как выживать дальше?». Какие тут перспективы и как театры справляются с этой проблемой?

Пока мы можем полагаться только на помощь Министерства культуры. Когда в марте нас первый раз закрыли, все федеральные театры получили финансовую поддержку, которая очень помогла свести концы с концами и пережить лето. Но что будет в следующем сезоне — непонятно. При официальном сокращении посадочных мест до 25% стало очевидно, что нам просто не выжить. И тут речь не идет о новых постановках. По счастью, в Театре Наций мы как-то удачно все спланировали, успели заказать и выпустить декорации, сшить костюмы до начала пандемии. Сейчас ситуация усугубляется: все время кто-то заболевает. Мы вынуждены либо отменять спектакли, либо делать новые вводы, если, конечно, речь идет не об исполнителях главных ролей.

Ɔ. Символично, что театр, в помещении которого мы сейчас с вами находимся, раньше принадлежал самой знаменитой частной театральной антрепризе Корша. Основой его репертуарной политики были еженедельные премьеры. Все знали, что каждую пятницу здесь идет новый спектакль. Это был коммерчески успешный проект, если уж он просуществовал больше 30 лет до революции и еще десять — при советской власти. Как вам кажется, в сегодняшних условиях возможна ситуация, при которой театр был бы абсолютно независим ни от спонсоров, ни от министерства, а только жил бы на деньги от продажи билетов?

Нет, это невозможно. Хотя частных независимых театров становится все больше. В афише «Золотой Маски», по-моему, одна треть независимых коллективов. Но сейчас, когда наступила пандемия, им просто не на что жить. Они не могут выпускать спектакли, не могут их играть, у них вообще нет денег. Некоторые театры просто закрываются. И не факт, что откроются после. Поэтому без поддержки государства, каких-либо фондов или партнеров театр существовать не может.

Ɔ. Знаю, что время от времени разные, может, не слишком просвещенные головы одолевает сомнение: а не слишком ли много театров в России? Есть ли еще какая-то страна мира, где такое же количество театров поддерживает государство?

Из расчета на один миллион жителей в России количество театров в среднем составляет 4,2. Это мало, учитывая наши необъятные просторы и расстояния. Нас никак нельзя сравнивать с той же Германией или Австрией. Расходы на культуру на душу населения составляют во Франции 241 евро, в Германии — 142 евро, в России — 40 евро. Я приведу еще один пример. При предыдущем министре культуры перед всеми успешными театрами было поставлено условие: 50% бюджета выделяет министерство, то есть государство, другие 50% театр должен заработать сам. Мы согласились, и какое-то время справлялись. Но грянула пандемия. И в самом бедственном финансовом положении оказались именно такие театры страны. А другие коллективы как получали раньше свои 90 или 80% бюджета, так и продолжают их получать. Где справедливость? Если бы не позиция нового министра культуры, не партнеры Театра Наций, не наши спонсоры, я не знаю, как бы мы выпустили восемь спектаклей нынешней осенью. Считаю, что политика государства должна быть тут сбалансированной и гибкой. Театр — это все-таки не про финансовые показатели, а про что-то совсем другое. Это такое долгосрочное вложение в человека, в его душу, так называемые инвестиции с отложенным эффектом. Поэтому тут одними цифрами нельзя отделаться.

Ɔ. Есть один аспект, который очень беспокоит людей театра. Звучит он с грубоватой очевидностью: «кто оплачивает музыку, тот ее и заказывает». И в этом смысле довольно часто раздаются голоса со стороны официальных институций, что, мол, театр должен больше прислушиваться к пожеланиям власти, Госдумы, Министерства культуры. Как вам, директору, в этой ситуации удается находить компромисс?

Наверное, об этом мог бы больше рассказать Владимир Георгиевич Урин, потому что при Большом театре существует попечительский совет. Насколько я знаю, у этого совета есть обширные права, но есть одно четкое ограничение: никогда не вмешиваться в репертуарную политику. У Театра Наций такого попечительского совета нет, и ни о каких таких условиях спонсоры не говорят и даже не заикаются. Мы представляем нашу программу, подписываем долгосрочные договора. Спонсоры с удовольствием ходят на премьеры. Часто спорят с нами, обсуждают наши спектакли, с чем-то не соглашаются. Например, недавно мы выпустили громкую премьеру «Горбачев». И накануне наши партнеры мне говорили: «А вы не боитесь, это же такая спорная фигура?» Потом пришли на спектакль и сказали: «Слушайте, а вы были правы, это совсем не о политике». Это история о любви двух людей. Видеть, как на сцене преображаются Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, — невероятное наслаждение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
Хочу как они! Звездные пары, которые доказали существование любви на всю жизнь Хочу как они! Звездные пары, которые доказали существование любви на всю жизнь

Пары, доказавшие, что настоящую любовь все же не сочинили сказочники

Cosmopolitan
«Социальные науки как колдовство» «Социальные науки как колдовство»

Можно ли за цифрами спрятать несостоятельность научной мысли

N+1
«Расстроенная психика. Что рассказывает о нас необычный мозг» «Расстроенная психика. Что рассказывает о нас необычный мозг»

Отрывок из книги Эрика Канделя о тревожных расстройствах и методах их лечения

N+1
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Правила жизни Пабло Эскобара Правила жизни Пабло Эскобара

Правила колумбийского наркобарона и политического деятеля Пабло Эскобара

Esquire
Банка больше нет Банка больше нет

Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Forbes
#тело #тело

Средства, которые и успокоят, и взбодрят, и защитят от вирусов

Glamour
Зачем нужен PRO-режим камеры смартфона? Объясняем на примерах Зачем нужен PRO-режим камеры смартфона? Объясняем на примерах

Режим, который позволяет вручную установить практически все параметры съемки

CHIP
Я к вам травою прорасту Я к вам травою прорасту

Как умереть, не нанося вред окружающей среде

Seasons of life
Даня Милохин: «Я не умею петь!» Даня Милохин: «Я не умею петь!»

Блогер Даня Милохин: о музыке, Москве и счастье

ЖАРА Magazine
Юлия Коричнева: Как научить детей самостоятельности Юлия Коричнева: Как научить детей самостоятельности

Как избежать инфантилизма

СНОБ
Глава Zoom Эрик Юань каждый день задает себе один вопрос. Он помогает ему решать проблемы и добиваться успеха Глава Zoom Эрик Юань каждый день задает себе один вопрос. Он помогает ему решать проблемы и добиваться успеха

Глава Zoom Эрик Юань — «А что я могу сделать сегодня по-другому?»

Inc.
Анатолий Вассерман: «То, что я умнее многих, стало понятно где-то между тремя и четырьмя годами» Анатолий Вассерман: «То, что я умнее многих, стало понятно где-то между тремя и четырьмя годами»

Интервью с Анатолием Вассерманом

Maxim
Первая леди авиации: как Олив Энн Бич обеспечила своими самолетами армию США и работала с NASA Первая леди авиации: как Олив Энн Бич обеспечила своими самолетами армию США и работала с NASA

Олив Энн Бич поставляла самолеты армии США и производила оборудование для NASA

Forbes
Ученые нашли у беломорских моллюсков необычный способ добывать пищу Ученые нашли у беломорских моллюсков необычный способ добывать пищу

Моллюски Белого моря буквально выедают полипов изнутри

Популярная механика
Как просить подарки у Деда Мороза так, чтобы он тебе их точно подарил Как просить подарки у Деда Мороза так, чтобы он тебе их точно подарил

Полное пошаговое руководство по общению с Дедом Морозом для взрослых

Maxim
Борат был не прав: как Казахстан всего за 10 лет стал важной точкой на международной музыкальной карте Борат был не прав: как Казахстан всего за 10 лет стал важной точкой на международной музыкальной карте

Как так получилось, что Казахстан подарил миру целую плеяду сильных артистов

Esquire
Джанни Версаче и другие знаменитости, ставшие жертвами серийных убийц Джанни Версаче и другие знаменитости, ставшие жертвами серийных убийц

Во всех случаях действовали серийные убийцы

Cosmopolitan
Палеонтологи впервые нашли древнюю нору игуаны Палеонтологи впервые нашли древнюю нору игуаны

Ее нашли на острове Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге

N+1
72 м² 72 м²

Заказчица Екатерины Угловой решила не экономить на диване и кухне

AD
«Чем больше связей между двумя странами, тем легче осуществлять бизнес» «Чем больше связей между двумя странами, тем легче осуществлять бизнес»

Специфика работы в России подразделения крупной международной финансовой группы

РБК
Эффект «зловещей долины»: могут ли роботы сделать нас счастливыми Эффект «зловещей долины»: могут ли роботы сделать нас счастливыми

Рассказываем, как роботы помогают ухаживать за пожилыми, учиться, работать

Forbes
10 вещей, которые можно носить в любом возрасте 10 вещей, которые можно носить в любом возрасте

Одежда, которая подойдет женщинам вне зависимости от возраста

Cosmopolitan
10 мужских профессий, востребованных даже в кризис! 10 мужских профессий, востребованных даже в кризис!

Десять профессий, над которыми не властны инфляция, санкции и творческие кризисы

Maxim
Светлое будущее Светлое будущее

Под иностранным именем Тесс Йопп скрывается наша бойкая соотечественница

Vogue
Оставь как есть: 12 особенностей внешности, которые глупо убирать фотошопом Оставь как есть: 12 особенностей внешности, которые глупо убирать фотошопом

Что не стоит убирать фотошопом, чтобы не превратиться в пластиковую куклу?

Cosmopolitan
Александр Вольтман и Алексей Никульшин Александр Вольтман и Алексей Никульшин

Холсты Ильи Гапонова, пижамы Dries Van Noten и портниха из МВД

Собака.ru
7 слов, помогающих жить в неопределенности 7 слов, помогающих жить в неопределенности

Как существовать в эти смутные времена полноценно, не теряя ни дня своей жизни?

Psychologies
5 правил подготовки к новогодним праздникам 5 правил подготовки к новогодним праздникам

Приготовиться к новогоднему ужину заранее, чтобы минимизировать риски для фигуры

Худеем правильно
Открыть в приложении