Мария Командная — Forbes: «Я поняла, что предпринимательство — это тот же спорт»
Спортивная журналистка Мария Командная вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards в неожиданном и новом качестве — как основательница бренда косметики Superbanka. В интервью главному редактору Forbes Woman Юлии Варшавской Мария рассказала, как она прошла путь от девочки из Красногорска, которая мечтала о карьере в журналистике, до ведущей американского телеканала Fox Sports во время чемпионата мира по футболу в 2018 году, а затем серьезно выгорела — и заново нашла себя уже как предпринимательница.
Мария Командная — спортивная журналистка, телеведущая, а с лета 2022 года — предпринимательница и основательница бренда косметики Superbanka. Командная начинала свою карьеру на телеканале «НТВ+Спорт», куда ее взял на стажировку спортивный комментатор Василий Уткин. В последующие годы Мария была ведущей программы «Чего хотят женщины» на «Радио Спорт», ток-шоу «90-60-90» на телеканале «Россия-2», а затем попала на телеканал «Дождь» (признан в России СМИ-иноагентом), где она несколько лет вела «Спорт на «Дожде», выступая там и продюсером, и ведущей, и автором программы одновременно. Побывала в качестве журналиста на трех Олимпийских играх. Следующим этапом карьеры Командной стала работа на «Матч ТВ», а параллельно она создавала сайт о здоровом образе жизни The-Challenger.ru. В 2017 году во время Кубка конфедераций Командная стала единственной российской ведущей, которой предложили работу на канале FOX Sports в Лос-Анджелесе. Во время ЧМ по футболу в 2018 году она вела трансляции из России, рассказывая мировой аудитории о том, как проходит главное спортивное соревнование в мире, в том числе вела жеребьевку ЧМ, стоя на одной сцене с Марадоной в Кремле. В 2019 году вошла в список «30 до 30» по версии Forbes.
Добившись успеха в одной из самых закрытых для женщин сфер журналистики, Командная осознала, что совершенно выгорела, у нее начались проблемы со здоровьем. Тогда она взяла паузу в работе, занималась подкастами — и спустя некоторое время вложила все заработанные за карьеру в спортивной журналистике средства (около 3,5 млн рублей) в создание собственного бренда косметики Superbanka. Меньше чем через год уже в новом качестве она вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards (в том числе и за многолетний вклад в поддержку женщин в спорте), а затем получила премию от издания Marie Claire — Prix d’Excellence de la Beauté.
В интервью Forbes Woman Мария Командная рассказала о том, почему в спортивной журналистике ценят девушек, которые умеют молчать и красиво улыбаться, чем предпринимательство отличается от работы в медиа и как спорт дал возможность женщинам говорить о своих правах.
— Кем вы себя сегодня ощущаете в большей степени: предпринимательницей или журналисткой? Как эти две роли уживаются?
— Долгое время я ощущала себя спортивной журналисткой и телеведущей, несмотря на то что уже несколько лет этим не занималась. Даже когда я запустила бренд Superbanka, я представлялась новым знакомым примерно так: «Привет, сейчас я делаю косметику, но вообще-то я спортивный журналист и телеведущая». Но несколько месяцев назад я поймала себя на мысли, что теперь отвечаю: «Я основательница косметического бренда Superbanka» — и точка. Приятно, что это изменение произошло органично, само собой. На самом деле журналистское прошлое тормозило меня, мешало развиваться и идти вперед. Сейчас у меня есть четкое самоопределение: я предпринимательница, и я чертовски этим горжусь. Правда, тут надо добавить, что я очень плохая предпринимательница.
— В чем это выражается?
— Хорошие предприниматели все-таки больше ориентируются на бизнес-показатели, я же этому только учусь. Мне важнее, что конкретно я делаю, какой продукт, какого качества, чем то, сколько на этом можно было бы заработать. Условно: можно чуть снизить качество продукта, уменьшить его себестоимость, увеличить таким образом прибыль, но для меня это недопустимо. Моя стратегия в том, чтобы делать максимально качественный продукт, и я уверена, что так я найду своего клиента. Я надеюсь, что так тоже можно построить успешный бизнес, возможно, это займет гораздо больше времени, потребует больше сил, но это тот путь, который я выбираю. В конце концов, когда я делала карьеру спортивного журналиста и телеведущей, я тоже не фокусировалась на том, сколько могу заработать, мне просто хотелось делать свою работу хорошо, стать профессионалом, чего-то добиться. И в целом деньги, заработанные в этой сфере, позволили мне сначала уйти в саббатикал, а потом и запустить свой бренд. Я же не привлекала инвесторов — просто искала возможности, где я могу сэкономить, а где нет.
Знаю, что многие основатели привлекают большие агентства, я же приняла решение: все, что могу, буду делать сама, и единственное, на чем не буду экономить, — это качество наших продуктов и ингредиенты. В целом я придерживаюсь такого принципа до сих пор. У меня бывают созвоны, на которых меня спрашивают, когда к нашей встрече подключится продажник, маркетолог, директор по развитию и далее по списку. Я говорю: «Ой, а у меня их нет, я пока все придумываю сама, давайте и сейчас что-нибудь классное придумаем». И ведь пока получается, но думаю — именно пока. Когда бренд вырастет, я не смогу в одиночку закрывать все эти позиции.
Недавно, например, я пришла к тому, что мне нужен финансовый консультант. Если честно, все траты до этого я совершала буквально «наобум». То есть я просто чувствовала, что сейчас, допустим, могу позволить себе докупить какие-то ингредиенты или потратить деньги на съемку, и делала это. Но когда мы с консультантом сделали все расчеты, составили помесячные отчеты о прибылях и убытках, я увидела, в каком состоянии действительно находится мой бизнес, и некоторые планы пришлось поставить на паузу. Да, не было ни одного месяца, в котором мы бы показывали убыток, и этому надо радоваться! Но я расстраиваюсь, потому что хочу расти быстрее, а пока оборотного капитала не хватает. На запуск новых средств, на рекламу и продвижение нужен бюджет, которого у меня пока нет. Ну и каждый день я испытываю жуткий синдром самозванца. Например, когда я пришла на премию Forbes Woman Mercury Awards, я думала о том, что не достойна быть там.
— Почему?
— Потому что мы запустились только 4 июля 2022 года. Мы совсем маленькие, и тут бац — премия. Хотя уже тогда я знала, что мы выиграли Marie Claire Prix d’Excellence de la Beauté — эту премию называют косметическим «Оскаром». Наверное, это какое-никакое достижение, что о нас постоянно говорят, отзывы на нашу косметику просто отличные, а с самого первого дня мой бизнес не только самоокупается, но и немного зарабатывает. Но все, что мы зарабатываем, мы инвестируем в развитие. И все же я перфекционист и считаю, что можно еще лучше. Плюс я бы хотела, чтобы мой бизнес имел и какую-то социальную роль, может, работал с каким-то благотворительным фондом. Но пока мы очень маленькие, и это все мечты.
— Обычно для предпринимателей главная проблема — построить личный бренд, потому что сегодня любому современному бизнесу нужно «лицо». А у вас получилось наоборот: есть очень мощный личный бренд, который при этом почти не ассоциируется с косметикой. В итоге ваш бэкграунд вам помогает или мешает?
— Глупо отрицать, что у меня есть личный бренд, ведь я знаю огромное количество журналистов, в том числе и в сфере лайфстайла, не только в спорте. Говорят, твой социальный капитал — это количество контактов, которое есть в твоей записной книжке. Конечно, в моей книжке много известных людей, хотя большинство из них все-таки спортсмены. И когда я запускала бренд, я думала, что кто-то из них обязательно станет его лицом. Но получилось не совсем так, как я задумывала. Мы — косметика для людей, которые ведут активный образ жизни и у которых нет времени заморачиваться на многоэтапные системы ухода.
— Еще у вас есть личный бренд с точки зрения публичности и действительно большой аудитории в социальных сетях. Она конвертируется в потенциальных клиентов вашего бизнеса?
— Отчасти. Но, во-первых, эта аудитория никак не коррелирует с тем, чем я занимаюсь сейчас. Во-вторых, честно говоря, на ведение соцсетей нужен определенный ресурс, которого у меня сейчас вообще нет. Как и все, я остро ощущаю, что мы живем в очень сложное время, когда происходят тектонические сдвиги, и как раньше больше не будет. Как сейчас вести соцсети и при этом быть уместным — честно говоря, я ума не приложу. Так что есть настроение — я могу что-то написать, нет настроения — не пишу. Конечно, можно было бы начать качать личный бренд именно как предпринимателя, делиться историями из своей повседневной жизни, сделать контент-план, но это еще одна работа, а мне пока своей хватает.
Да, в последние годы меня часто идентифицировали как блогера, но никто особо не знал, что я задумала бренд косметики и пошла учиться. И да, когда была жеребьевка чемпионата мира, число моих подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) перевалило за 100 000 (половина из них с тех пор отвалилась, так как я перестала поддерживать былую активность). Тем не менее себя я никогда не считала блогером. Я всегда была журналистом, и люди подписывались на меня потому, что сегодня у меня в сториз был Леша Ягудин и рассказывал про чемпионат мира по фигурному катанию, а завтра — Женя Медведева, послезавтра — Марат Сафин и так далее. В центре повествования была не я, не подробности моей личной жизни. Хотя она как у спортивного журналиста была чертовски интересная: я побывала на трех Олимпийских играх, была в самых разных командировках и с кем из спортсменов только не общалась — брала интервью у хоккеистов Овечкина в Вашингтоне и Дацюка — в Детройте.
— Но, кажется, все-таки проще раскрутить новый проект, когда у вас 50 000 подписчиков, а не 50. Кроме того, такие коллаборации, как с «Динамо», не могли бы появиться без вашего спортивного прошлого.
— Да, безусловно, проще. И спорт — это часть меня, я очень его люблю. Не себя в спорте, а спорт в себе. Если вы обратите внимание на паттерны, которые мы используем на наших упаковках, то увидите там и футбольное поле, и беговую дорожку. Это такой оммаж моему прошлому спортивного журналиста. И наши преимущества — универсальность, стойкость — они же про спорт и активный образ жизни.
Но моя медийность все-таки никак не связана именно с индустрией красоты. Многие подписчики (а это в основном мужчины) вообще от меня отписались, потому что привыкли видеть у меня спортивный контент и то, как я делаю прогноз на финал Лиги чемпионов, а не рассказываю что-то про зеленую помаду и красоту. Но ведь спорт — это тоже про красоту. Про красоту человеческого тела и подвига, потому что любой профессиональный спортсмен на постоянной основе совершает подвиги.
Еще лет 10 назад я сформулировала для себя сверхцель, хотя тогда я толком не знала о существовании такого термина. Свою задачу я видела в том, чтобы заинтересовать спортом тех людей, кто спортом не интересуется. И, действительно, много людей подходили ко мне на улицах, когда я вела спортивные программы на «России-2» и на «Матч ТВ», говорили: «Слушайте, мне вообще было неинтересно следить за футболом, но вы так прикольно о нем рассказываете, что я втянулся (или втянулась)». Мне было ужасно приятно, ведь спорт и футбол в частности — это отражение нашей жизни, общества, в котором мы живем. Еще я всегда думала о том, что если у человека плохое настроение, то он включит телевизор, увидит меня, я расскажу ему что-нибудь классное, интересное, и хотя бы на мгновение он улыбнется, может, забудет о своих проблемах. Поэтому я всегда очень любила то, чем занималась.
С косметикой, на самом деле, похожая история. Когда я беру в руки нашу зеленую или синюю помаду, которую мы создали в коллаборации с «Динамо», думаю о том, что помада — это праздник, который всегда с тобой. Мне так нравится ощущение, которое косметика дарит людям: ты становишься здоровее и красивее в собственных глазах. Ты чувствуешь себя по-другому. И я могу как-то подарить это ощущение человеку? Это же просто вау!
— Вы сказали, что спорт — это про достижения или красоту, и с этим не поспоришь. Но, кажется, в последние годы спорт стал еще и «полем», где решаются очень важные социальные вопросы. Он стал лакмусовой бумажкой всех социальных проблем, которые сейчас стоят перед всем миром, включая расовые, гендерные и экономические. И вы как журналистка тоже системно занимались и занимаетесь поддержкой женщин в спорте. Как этот аспект появился в вашей жизни и работе?
— Когда-то я вела мероприятие — встречу поклонников фигуристки Жени Медведевой. Тайминг был нарушен, мы ничего не успевали, и Жене нужно было срочно уезжать на съемку на Первый канал, так что она заехала буквально на 15 минут. Женя уехала, а толпа молодых прекрасных девушек, в основном от 12 до 18 лет, пошла ко мне. Оказалось, что они меня знают и следят за мной, многие мечтают тоже работать в спорте, как я. Для меня это был шок. Но это был тот самый момент, когда я ощутила импакт своей работы для женщин. Осознала, что все это я сделала не только для себя или своей карьеры, но и для огромного количества девочек, которые поняли: если вам нравится спорт, вы можете в нем состояться. Я мечтаю когда-нибудь запустить проект, основанный на поддержке женского лидерства и женского предпринимательства, потому что верю, что силы женщины безграничны. Не знаю, откуда пошло выражение «слабый пол».