«Маленькая женщина с большим IQ»: как Джанет Йеллен разрушает стереотипы
Министром финансов в администрации Джо Байдена стала Джанет Йеллен — человек, хорошо известный в мире финансов, но при этом первая женщина на таком посту. Почему ее назначение — разрушение многих стереотипов, как гендерных, так и экономических?
Джанет Луиз Йеллен — необычный человек по любым меркам. Всем известно, что в 2014-2018 гг. она была 15-м председателем Федеральной резервной системы США (ФРС, этот пост обычно называют «самый могущественный в мире центральный банкир»), притом первой женщиной в этом качестве. Но это несколько заслонило ее предыдущие достижения: с 1994 по 1997 гг. она была членом Совета управляющих ФРС, затем, в 1997-1999 гг. возглавляла Совет экономических консультантов (Council of Economic Advisers) при президенте Клинтоне, а позже, в 2004-2010 гг. была управляющим Федерального резервного банка Сан-Франциско. Выдающаяся карьера для любого экономиста, тем более для женщины, поскольку гендерное неравенство все еще существует. И вот теперь — новая высокая должность секретаря казначейства, то есть министра финансов США. Йеллен — вообще первый человек в американской истории, которому удалось последовательно занимать все три высших экономических поста в государстве.
Как это удалось девочке из скромной и небогатой семьи еврейских эмигрантов из Польши?
Учебник Йеллен
Джанет Йеллен родилась в 1946 году в рабочем районе в Бруклине и выросла там же. Отец, Джулиус Йеллен, был семейным врачом, его кабинет находился на первом этаже дома, где они жили. Он принимал местных жителей за $2 — если у тех была работа, а если нет — то бесплатно, до лучших времен. Мать Анна Рут (урожденная Блюменталь) была учительницей в начальной школе, но вскоре после рождения детей — Джанет и ее старшего брата Джона — оставила работу и стала домохозяйкой. Йеллен закончила школу в 1962-м и была лучшим учеником в своем выпуске.
Затем она поступила в Пемброк Колледж при университете Браун в Провиденсе, Род-Айленд, одно из старейших в США высших учебных заведений для женщин (инкорпорирован в университет Браун в 1971). Вначале собиралась изучать философию, но вскоре переключилась на экономику. Окончив университет с отличием (summa cum laude) в 1967 году, она отправилась продолжать образование в Йель (Yale University), где ее профессорами были будущие нобелевские лауреаты по экономике Джеймс Тобин и Джозеф Стиглиц (оба кейнсианцы, считающие, что рынки требуют регулирования). Стиглиц впоследствии говорил, что Йеллен была одним из умнейших его студентов и самым запомнившимся. А Джеймс Тобин сказал о ней: «Она была просто гением, когда нужно было изложить сложные вещи просто и ясно». Ее конспекты лекций еще много лет передавались студентами из рук в руки и были неофициальным учебником — их называли Yellen Notes. В 1971 году 24 экономиста получили в Йеле докторскую степень. Йеллен была среди них единственной женщиной.
После защиты докторской диссертации Йеллен заняла должность преподавателя экономики в Гарвардском университете, где работала до 1976 года. Она была лишь второй в гарвардской истории женщиной-профессором экономики: экономическая наука считалась в США в то время мужским занятием, а единственной женщиной среди членов факультета в этот момент была Рейчел МакКаллэк — приглашенный профессор из университета Чикаго. Они подружились и написали вместе несколько научных работ. Кстати, одним из студентов Йеллен был Ларри Саммерс, ставший впоследствии министром финансов США, а в 2013 году — ее главным конкурентом при назначении на пост управляющего ФРС.
Идеальный союз
В 1977 году ей предложили работу в аппарате Совета управляющих ФРС. Это сделал Эдвард Трумэн — в Йеле он был младшим профессором и принимал у Йеллен устный экзамен. Трумэн только что был назначен главой департамента международных финансов в Федрезерве и набирал себе талантливых сотрудников. Йеллен должна была заниматься вопросами реформы международной валютной системы.
Смена работы неожиданно оказалась для нее очень удачным шагом — в кафетерии Федрезерва она повстречалась с недавно разведенным Джорджем Акерлофом, с которым они поженились через год, в 1978-м. Как написали об этом (значительно позже) два журналиста Reuters, «связав свою судьбу с Джорджем Акерлофом, … Йеллен не только нашла душевного друга, но и равного ей интеллектуального партнера с аналогичными взглядами на последствия экономической политики для общества». Единственное расхождение нашлось по отношению к свободной торговле: Йеллен оказалась чуть большим ее приверженцем, чем ее муж. Но, вполне возможно, что это — просто семейная шутка. Конечно, в тот момент никто не мог предполагать, что через 23 года Акерлоф станет Нобелевским лауреатом по экономике. Но именно готовясь к нобелевской лекции, он написал в своей биографической справке: «Мы не только идеально подошли друг другу в личном плане, но и наши взгляды по макроэкономическим вопросам практически всегда совпадали». Вскоре Акерлоф принял предложение стать преподавателем Лондонской школы экономики, и Йеллен уволилась с работы, чтобы сопровождать мужа. Супруги на два года уехали в Лондон, где Йеллен получила место лектора по экономике в той же LSE.