Мода / Экспертиза
Потреблять? Разумно!
Мы уже рассказали вам, что модная индустрия находится на втором месте по опасности для окружающей среды после нефтяной. В этот раз предлагаем разобраться, как одеваться без ущерба для планеты и зачем на самом деле нужны искусственные бриллианты.
Да, для L’Officiel к теме разумного потребления обращаться не впервой. Были у нас и колонки, были и интервью с дизайнерами, откровенничавшими про экошелк (спойлер: никто не знает, что это), были и обзоры коллекций из переработанных материалов (в некоторых случаях это было даже красиво). Ну казалось бы: обсосали, прости господи, со всех сторон и сказать уже больше нечего. И все же — эта тема не устаревает. Ее, как говорится, не задушишь, не убьешь.
О том, как правильно потреблять, чтобы не навредить планете и не закупиться ненароком десятком футболок, пошитых рабами, модные СМИ стабильно пишут каждый сезон. В инструкциях нетрудно запутаться: неофитам советуют «покупать меньше, но лучше», — пиджак Céline, который прослужит и двадцать лет, взамен пяти кривобоких пиджаков Zara, — продвинутым же рекомендуют строго проверять каждый, даже самый экологичный на первый взгляд бренд на «вшивость». И всех — чуть ли не принудительно — отправляют смотреть известнейшую документалку «Истинная цена моды»: вот вам фабрики, вот голодные дети из Бангладеш, и даже к вашему новому пальто за две тысячи евро они тоже прикасались маленькими липкими ручками.
Мы здесь — не для того, чтобы нагнетать; хотите кроссовки от масс-маркет-бренда, на которых не написано, что они пошиты в атмосфере любви и взаимопонимания, — пожалуйста, кто ж будет вас останавливать. Хотите шубу из нежнейшей, откормленной (и такой милой, что уж там) шиншиллы — ну ладно, хотя это сейчас не очень модно, знаете ли. Мы лишь поведаем об альтернативах — благо их развелось немало. А еще — о простых и довольно удобных способах разобраться, насколько ваш новый тренч актуального этой осенью алого цвета — «эко». И начнем как раз с них.
Без ликвидации экобезграмотности — никак. Первый и главный ресурс для того, кто вдруг начал интересоваться «сознательной» и «этичной» модой и пока ничего не понял — fashionrevolution.org. Fashion Revolution, к примеру, расскажет вам, из чего складывается цена на тридцатидолларовую футболку. Розничная надбавка — семнадцать долларов, маржа — три шестьдесят, столько же затрат на производство, пара долларов на транспортировку. И только восемнадцать центов на оплату труда человека, который эту майку пошил. На сайте у Fashion Revolution есть карта мира — выбираете свою страну и смотрите, как можете помочь движению за разумное потребление и что сделать прямо сейчас. Представители организации в России тоже присутствуют — целых трое.
Для тех, кто не хочет ни общаться, ни читать длинные тексты, есть экоподкаст Conscious Chatter — включаете и слушаете, как эксперты беседуют об экоматериалах, проблеме перепроизводства одежды и прочих важных вопросах. После него можно переключиться и на подкаст Spirit of 608 — этичная мода, этичное предпринимательство, этичные же технологии и — порой — даже рассуждения о том, как быть этичным фэшн-блогером.