Ребенка как подменили!
Ты не веришь своим ушам: твой ребенок хулиганит?! Да он же просто ангел! Виноваты педагоги, невоспитанные дети или дело в чем-то другом?
Твой обычно послушный ребенок пошел в детский сад или школу – и его словно подменили. Он не слушается педагогов, ссорится и даже дерется с другими детьми. Что с ним произошло и как это исправить?
Не озорство, а сигнал тревоги
Родители, которым педагоги рассказывают, что их дети плохо себя ведут, часто совершают две ошибки. Первая – сердятся на ребенка. Да, неприятно слушать жалобы и упреки воспитателей и учителей. Однако постарайся воспринимать плохое поведение ребенка не как намеренное вредительство, а как сигнал, извещающий взрослых, что что-то идет не так.
Вторая типичная ошибка – считать, будто за поведение ребенка в образовательном учреждении отвечают только родители, и именно они должны что-то предпринимать. На самом деле такие проблемы нужно решать в тесном сотрудничестве с педагогами и психологами заведения, которое посещает ребенок.
Конечно, в идеальном мире работники школ и детских садов умеют сами разбираться с подобными ситуациями: учат детей строить отношения в коллективе, помогают им проходить кризисы адаптации. Но на практике многие преподаватели не справляются с этой задачей, и им нужна помощь родителей. Тем не менее, помни, что ответственность за результат лежит не только на тебе, но и на людях, которые специально учились работать с детьми.
Выслушай всех
Как же ты можешь помочь своему ребенку и его педагогам? Для начала поговори с преподавателем. Попроси максимально подробно описать ситуации, в которых твой сын (или дочь) плохо себя ведет. Возможно, в них есть что-то общее: например, ребенок перестает слушаться ближе к концу урока (дня), либо когда педагог дает ему какие-то конкретные указания или делает замечания. Также попроси педагога вспомнить моменты, в которые поведение ребенка не вызывает никаких нареканий. Возможно, в них тоже есть какие-то повторяющиеся детали.
Затем попроси педагога (в идеале еще и школьного психолога) понаблюдать за твоим ребенком и отмечать все моменты, когда он проявляет непослушание или, наоборот, хорошо себя ведет.
И обязательно поговори с ребенком. Иногда дети могут и сами рассказать о том, что их беспокоит. Можно помочь ему в этом, используя так называемые «проективные методы», особенно если ребенок маленький. Например, сочинить вместе с малышом историю о зайчике, который стал плохо себя вести в детском саду. Или поиграть в школу: пусть ребенок выступает в роли учителя, а плюшевый медвежонок будет непослушным учеником. Во время игры спроси сына (дочь), почему Зайка/Мишка хулиганит и как воспитатель/учитель может ему помочь. Скорее всего, ответ ребенка будет напрямую связан с его собственной ситуацией.
Проанализируй собранную информацию, лучше всего – вместе с педагогами. Наверняка в ней будет содержаться ответ на вопрос: что происходит с ребенком. А мы поможем разобраться.
В чем же дело?
Давай рассмотрим основные причины, по которым дети ведут себя в образовательных учреждениях хуже, чем дома.
1Непонимание
Школьные или детсадовские правила сильно отличаются от тех, которые приняты дома. В итоге ребенок или не понимает, как надо себя вести, или просто поступает так, как привык, и это вызывает недовольство педагогов. Обычно с этим сталкиваются малыши, которые только пошли в сад (причем чем позже родители отдают ребенка в сад, тем ему сложнее перестроиться), а также первоклассники, которые до этого были «домашними» детьми.
Что делать?
Попроси у педагога список правил, которые тебе нужно донести до ребенка, а затем подробно проговори их с малышом. Объясни ему, что их установили не просто так и почему важно соблюдать каждое из них. Например, во время урока нельзя разговаривать с соседом, вставать и ходить по классу, потому что это мешает детям слушать объяснения учителя. Если твой ребенок визуал, попроси его нарисовать иллюстрации к правилам. Можешь предложить педагогу провести «урок воспитанности»: обсудить эту тему с детьми и поручить им изобразить хорошие и плохие поступки, а потом развесить рисунки на стенах – для наглядности. Поможет в этом деле и любимая детьми ролевая игра в детский сад/школу, где малыш-педагог внушает игрушкам правила поведения.
2Низкий авторитет преподавателя
Дома ребенок слушается мамупапу, бабушек-дедушек, потому что он любит вас, доверяет и ценит ваши отношения. А еще у вас есть определенные рычаги влияния на него (разрешить смотреть мультики, дать сладкое). Педагог же – новый для него человек, доверия пока не заслуживший и практически никакого влияния на него не имеющий. Так зачем же его слушаться?
Что делать?
Помоги педагогу заработать авторитет у ребенка. Ты хорошо знаешь своего малыша – его увлечения, сильные стороны. Подскажи преподавателю, как лучше себя вести и чем заинтересовать ребенка, чтобы он больше прислушивался к его словам. Так, педагог может использовать авторитет любимых героев малыша, чтобы призвать его к порядку. Например, объяснит ему, что Человек-паук помогает людям, спасает их, а не толкает, не бьет, не отбирает у них игрушки. Кроме того, педагогу, который знает индивидуальные особенности ребенка, проще заинтересовать его, предложив какой-то вид деятельности, который его точно увлечет. Скажем, поручить ему выступить на празднике, показав фокусы, или сделать доклад о динозаврах.
3Отсутствие друзей или неумение общаться с детьми
Игры со сверстниками – одно из самых важных занятий в жизни ребенка. Однако не все дети понимают, как правильно взаимодействовать с другими ребятами и заводить друзей. В такой ситуации ребенок может начать драться, обзываться или привлекать к себе внимание ровесников разными шалостями. Прежде всего это относится к детям, которые недавно пришли в новый коллектив: только начали ходить в детский сад/школу или перевелись из другого образовательного учреждения.
Что делать?
Во-первых, надо разобрать с ребенком и педагогом ситуации, в которых возникает конфликт. Например, твой малыш не знает, что делать, если другой ребенок взял у него игрушку, а потому толкает его и отбирает вещь силой. Или не понимает, как привлечь внимание понравившегося ему одноклассника, из-за чего задирает его. Подскажите ему правильный способ поведения: попросить игрушку, предложить поиграть вместе, позвать воспитателя. Попроси педагога следить за твоим ребенком и подсказывать нужные действия, если он видит, что малыш вот-вот примется за старое. Во-вторых, важно, чтобы педагог провел работу по сплочению коллектива. Например, добавил в расписание командные игры, постановку театральных сценок, коллективную викторину, то есть что-то, чтобы твой ребенок действовал вместе с другими детьми и мог показать им себя с лучшей стороны.
4Причины физиологического характера
Дети часто капризничают и плохо себя ведут, когда устают или хотят есть, когда им жарко, душно или они слишком долго сидят на одном месте.
Что делать?
Здесь все зависит от причины проблемного поведения. Если парта ребенка расположена возле окна и ему жарко от палящего солнца или работающей батареи, попроси пересадить его. Если ребенок хулиганит, когда голоден, а еду, которую дают в детском саду, он отказывается есть, договорись с воспитателем, чтобы он мог перекусывать домашней едой. Если твой малыш очень подвижен и ему тяжело долго сидеть на одном месте, попроси педагога чаще делать перерывы в занятиях.
Бывает и наоборот: ребенок в школе/ саду просто паинька, а дома с ним сладу нет. Причины часто те же самые: в образовательном учреждении он испытывает дискомфорт, но сдерживается, а потом спускает пар дома. Стоит проверить эту гипотезу! Но может быть и так: с чужими людьми ребенок не рискует капризничать, требуя своего (или попробовал, но не получилось). А родные всегда выполняют все его прихоти – вот он вьет из них веревки. Тогда родителям стоит пересмотреть свои методы воспитания.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru (2). Текст: Александра Волохова.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl