Ошибочка вышла…
7 верных способов испортить отношения с ребенком.
Многие дети мечтают поскорее вырваться из-под родительской опеки и начать самостоятельную жизнь. И дело тут вовсе не в раннем взрослении. Ребенок хочет минимизировать общение с родными, а то и вовсе их разорвать. Почему так происходит и какие ошибки в воспитании мы допускаем?
Неправильная стратегия
Редкий родитель хочет причинить вред ребенку и испортить с ним отношения. Большинство наших ошибок случается из благих побуждений.
Традиции. Мы уверены, что методы, которые использовали наши родители, правильные, поэтому применяем их в воспитании собственных детей. Мы считаем, что в шлепках, повышенном голосе, запрете на сладкое или гаджеты нет ничего страшного. В конце концов, мы же выросли нормальными людьми, значит, и наши дети тоже такими будут.
Все наоборот. Противоположная ситуация: мы полностью отвергаем родительский опыт и делаем все иначе – разрешаем детям то, что было запрещено нам, покупаем им миллионы игрушек и потакаем каждому их капризу. Если родные не очень интересовались нашей жизнью, то мы душим ребенка вниманием и контролем.
Избыток информации. У наших родителей были только книги Спока, опыт и интуиция. А мы находимся под постоянной информационной атакой самых разных экспертов, которые рассказывают, как правильно воспитывать детей. Часто советы и рекомендации противоречат друг другу, а разобраться в них без специального образования крайне сложно.
Разбор полетов
Идеальных родителей не существует. каждый из нас совершает те или иные ошибки в воспитании.
И они могут испортить наши отношения с детьми. Разберем самые популярные из них.
КОНТРОЛЬ. Страх за ребенка – это нормально. Ненормально, когда он превращается в паранойю и мешает жить нам и детям. В попытке контролировать ребенка, мы звоним ему каждые 10 минут, тайно устанавливаем трекер на его телефон, читаем его переписку в социальных сетях и мессенджерах, устраиваем кастинг его друзьям и роемся в вещах в поисках сигарет и личных дневников.
В чем ошибка. Мы оправдываем это тем, что хотим обезопасить ребенка от внешнего мира и лучше понимать, чем он живет. Но тотальный контроль не помогает сделать мир безопаснее, а допросы и ревизия вещей – наладить доверительные отношения с ребенком. Рано или поздно он взбунтуется, а то и вовсе не захочет общаться.
КРИТИКА. Мы уверены: она помогает нам быть лучше, ставить цели и добиваться их. Часто родители не замечают и обесценивают достижения ребенка, при этом концентрируются на его промахах и неудачах. Помогает ли это стать лучше? Отчасти. Если критика конструктивная, она действительно дает точки роста и помогает взглянуть на себя со стороны. Подходит ли этот метод всем детям? Нет.
В чем ошибка. Ребенку очень нужно одобрение родителей. Для него важно, чтобы мы хвалили даже самые небольшие его достижения. Если ребенок не чувствует поддержки в семье, если на каждую маленькую или большую победу он получает «можно было бы и лучше», он теряет интерес, мотивацию и желание делиться с родителями чем бы то ни было.
СРАВНЕНИЕ. Помнишь шутку про сына маминой подруги, который всего добивается сам, все успевает и никогда не разочаровывает родителей? Персонаж, конечно, утрированный. Но как часто ты сама или твой ребенок слышали, что Вася легко решает интегральные уравнения, а Маша уже в 7 лет пекла удивительные пироги?
В чем ошибка. Мы хотим дать ребенку примеры для подражания в тех областях, которые мы бы хотели прокачать в нем. Но в реальности он думает, что Маша или Вася намного лучше его, а он не дотягивает до установленной родителями планки. Со временем ребенок теряет не только веру в себя и свои силы, но и желание общаться с родителями.
ПОЗИЦИЯ СВЕРХУ. Мы часто думаем, что ребенок еще слишком маленький, чтобы иметь свое мнение. Считаем его желания глупостями и говорим, что лучше знаем, что ему подходит и кем ему быть, когда он вырастет. Часто мы реализуем через ребенка то, чем сами хотели бы заниматься, но по какимто причинам не смогли этого добиться.
В чем ошибка. Когда мы смотрим на ребенка сверху вниз, то убиваем в нем желание делиться с нами своими стремлениями. Зачем что-то говорить, если твои мечты обесцениваются, а взрослые все лучше знают?
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗА РЕБЕНКА. Это прямое следствие предыдущей ошибки. Если мы считаем, что лучше знаем, что хорошо для ребенка, то начинаем планировать его жизнь: выбираем за него институт, решаем, с кем ему связать судьбу, или делаем все возможное, чтобы рассорить его с выбранным им спутником жизни, потому что он нам не нравится или не соответствует тому плану, который мы придумали для ребенка.
В чем ошибка. Мы считаем, что наш жизненный опыт и возраст помогают нам принимать правильные решения, а ребенку – не совершать ошибок. Но так мы невольно убиваем в детях уверенность в себе, возможность принимать решения и идти своим путем. Возможно, получится полностью подавить ребенка и сделать так, что у него не будет другого круга общения, кроме семьи. Но чаще всего дети, за которых все решают, уходят, громко хлопнув дверью, и поддерживают с родителями формальные отношения.
ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Некоторые родители, наоборот, взваливают все решения на плечи ребенка. Он сам решает, что ему есть, какую одежду носить и куда поехать отдыхать всей семье. Конечно, у ребенка должен быть выбор. Но он не может и не должен решать за взрослых.
В чем ошибка. Когда мы строим дружеские отношения с ребенком и относимся к нему как к равному, нарушаем нормальный ход взаимодействий внутри пары «родитель – ребенок» и не даем детям ощущение безопасности. Чем больше решений принимает ребенок, тем меньше он нуждается во взрослых.
ИГНОРИРОВАНИЕ. Мы почему-то считаем, что отношения с ребенком должны выстраиваться сами собой, поэтому не прилагаем никаких усилий к тому, чтобы находить подход к сыну или дочери. Мы встречаем ребенка дежурной фразой «как дела», не интересуемся, как прошел его день, не разговариваем по душам или даем непрошеные советы.
В чем ошибка. При таком подходе ребенок чувствует себя ненужным. Помощь и поддержку он ищет не в семье, а в школе, у друзей. И как только появляется возможность, он прерывает отношения с родителями.
Как их избежать?
Нет какого-то универсального рецепта, который подходит всем. Одним детям нужно, чтобы их жизнь планировали и контролировали, потому что они пока не чувствуют границ и не понимают, чего хотят. Другие чуть ли не с рождения самостоятельные и могут сами решить, что для них лучше. Тем не менее есть несколько ключевых принципов, которые помогут тебе найти свой путь.
ПОНИМАТЬ ОСОБЕННОСТИ. У каждого ребенка свой характер. Одному нужны жесткие границы, другому необходимо объяснять целесообразность каждого правила, третьи могут сами себя хорошо вести и не нуждаются в контроле. Твоя задача – понять особенности ребенка и подбирать стратегию, исходя из них.
СТАВИТЬ ГРАНИЦЫ. В детско-родительских отношениях демократия работает очень редко. Если твой ребенок осознанный и все понимающий с раннего детства, то можешь пропустить этот пункт. Большинству не так везет, и приходится объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, помогать ему находить свои психологические и физические границы и учить не нарушать границы других, в том числе родителей. Это не ограничения, а те ориентиры, которые помогут ему в будущем.
БЫТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ. Правила существуют не для того, чтобы их нарушать, а для того, чтобы им следовать. Ребенку нужна предсказуемость и понятность. Если сегодня ты не разрешаешь ему смотреть мультики дольше 30 минут, то и завтра должно быть так же. Да, возможны исключения и особые обстоятельства, например, во время болезни, но они не должны становиться новым правилом. Кстати, дети среднего и старшего школьного возраста могут участвовать в обсуждении правил.
ОСТАВАТЬСЯ НА ЕГО СТОРОНЕ. Это касается любых ситуаций, не только конфликтных. Да, возможно, сын подруги прекрасно играет на скрипке, но не стоит ставить его в пример своему мальчику. Если у ребенка что-то не получается, ищите выход вместе, а не придумывай ориентиры и планки. Цени и люби своего ребенка, а не выдуманный тобой идеал.
Дать главное
Самое важное, что мы можем дать детям, – это уверенность в себе. Научись принимать своего ребенка таким, какой он есть, помогай ему и поддерживай в любой ситуации.
Карина Рихтере, психолог, специалист по родительско-детским отношениям, автор проекта mamazonka.ru
Фото: taramara78/stock.adobe.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl