Он ко мне пристает
Мы всеми силами стараемся защитить своих детей от домогательств, но порой просто боимся услышать их крики (да, часто безмолвные) о помощи...
Каждый второй ребенок сталкивается с домогательствами. И только 14 детей из 100 рассказывают об этом своим родителям. Одни думают, что им не поверят или они сами виноваты в случившемся. Другие вообще не считают пошлые шутки или шлепки домогательством. А что на самом деле входит в этом понятие и как правильно реагировать на недопустимые действия?
«Ты ему просто нравишься»
Для начала разберемся с терминами.
Домогательствами обычно называют приставания на сексуальной почве. Но в действительности это понятие намного шире. Оно включает в себя любые действия, которые направлены на унижение и оскорбление человека. Чтобы не было путаницы, для обозначения такого поведения используют слово «харассмент».
В него включают:
- любые словесные атаки: хамство, унижение, шантаж и т. д.;
- любые невербальные атаки: дикпики (фотографии половых органов), оскорбительные или порнографические картинки и комментарии в социальных сетях;
- любые формы дискриминации: по возрасту, социальному статусу, полу или расе;
- любые физические воздействия: преследование, удержание, шлепок, подзатыльник.
Если одноклассник дергает девочку за косичку или поднимает ей юбку при всем классе, это тоже вариант харассмента. Однако мы часто отмахиваемся от подобных историй и говорим дочери, что «ты ему просто нравишься» или «тебе показалось». Таким образом мы показываем, что чувства и границы ребенка не важны, ими можно пренебречь. Это не только подрывает самооценку, но и делает его потенциальной жертвой насилия.
Важно понимать, что цель агрессора – не обязательно добиться секса или отношений. Чаще всего он получает удовольствие именно от того, что безнаказанно нарушает чужие границы, а жертва находится полностью под его контролем и делает все, что ей говорят. Эта проблема особенно актуальна в школах, где дети находятся в подчиненном положении, а слова взрослого значат больше, чем возражения ребенка.
Что же получается? В случае домогательств со стороны взрослого (педагога или друга семьи) мы не очень верим дочери и говорим, что она что-то неправильно поняла. А если речь идет о сверстнике, убеждаем девочку, что ее переживания – ерунда, и, возможно, она сама как-то спровоцировала мальчика.
И чем больше мы табуируем эту тему, чем чаще защищаем агрессора, тем больше усугубляем положение ребенка. Но как понять, что проблема действительно существует?
Где грань?
Разница между нормальными отношениями и абьюзивными проста: первые в отличие от вторых не строятся на насилии и принуждении.
Пойми это сама и объясни дочери: если тебе комфортно общаться с человеком, он бережно относится к тебе и твоим чувствам, не заставляет делать то, что тебе не нравится, не прибегает к оскорблениям, манипуляциям и шантажу, это нормальные отношения. Во всех остальных случаях это харассмент.
Основные его черты:
- человек значительно нарушает твои личные границы, в том числе физически;
- абьюзер пользуется зависимым положением жертвы (например, учитель-ученик);
- общение с агрессором вызывает дискомфорт, и ты бы хотела его избежать;
- человек продолжает поступать неприемлемым образом, хотя ты не раз говорила ему, что так делать нельзя; ему безразличны твои чувства и мнения;
- после общения с агрессором ты чувствуешь себя опустошенной и уязвленной;
- ты сама никогда не выступаешь инициатором общения.
Несмотря на то, что чаще всего с домогательствами, насилием и дискриминацией сталкиваются именно девочки, очень важно, чтобы о признаках харассмента знали и мальчики. Жертвами, так же, как и агрессорами, могут быть люди обоих полов.
Что мы можем сделать?
Можем ли мы как-то уберечь наших детей от домогательств? Увы, нет. От этого, как и от несчастного случая, никто не застрахован – ни взрослый, ни ребенок. Тем не менее мы можем противостоять харассменту. Постарайся внушить дочери:
ДЕЛИСЬ. Если ты столкнулась с домогательствами, нельзя молчать. Да, вспоминать об этом неприятно, говорить тяжело, обнародовать страшно. Да, ты можешь столкнуться с негативными реакциями и даже осуждением. (К сожалению, некоторые склонны оправдывать «такие шалости», как шлепок взрослого мужчины по попе девочки-подростка – «Подумаешь, хлопнул – он же ее не насиловал!») Но это поможет пресечь действия агрессора, другим жертвам – поделиться своей историей, а кому-то – держаться подальше от этого токсичного и неприятного человека.
НЕ ТЕРПИ. Если тебе что-то не нравится (недвусмысленные комплименты, чрезмерное внимание, неприятные прикосновения), стоит прямо сказать человеку об этом. Некоторые люди становятся агрессорами не потому, что хотят причинить нам вред, а просто потому, что не чувствуют границ. Пошлая шутка или какие-то действия кажутся им... забавными! Да, на настоящего насильника твои слова могут не подействовать, но это не значит, что нужно терпеть. Чем чаще проговаривать вслух, что тебе неприятно, тем больше вероятность того, что человеку станет неинтересно издеваться над тобой. Ведь цель абьюзера – подчинение и контроль. А в случае активного сопротивления он отступает.
ВСЕ ФИКСИРУЙ. Постарайся записывать действия и слова агрессора на видео или аудио. Во-первых, такая фиксация поможет тебе самой убедиться, что ты ничего не придумываешь и человек действительно вел себя не совсем адекватно. Во-вторых, у тебя будут доказательства того, что домогательства действительно имели место.
ПРОСИ ПОМОЩИ. Находясь в оживленном месте, не жди, когда кто-то заметит, что тебе нужна помощь. Активно и громко сопротивляйся, взывая к окружающим. Вмешательство посторонних охладит пыл агрессора и заставит его ретироваться. (Для всех взрослых: если вам кажется, что ребенку грозит опасность, деликатно поинтересуйтесь у него, не нужна ли помощь. Насилие часто происходит именно с нашего молчаливого согласия.)
Очень важно объяснять эти правила детям. В силу возраста и малого жизненного опыта они не всегда понимают, где лежат границы нормального общения, а где начинается насилие. Особенно важно проговаривать, что ни один взрослый, каким бы добрым он ни казался, не может нарушать границы ребенка и делать то, что тому неприятно.
Кстати, о родителях
Во многом именно воспитание и отношения в семье помогают детям – если не избежать, то противостоять харассменту. И на это оказывает влияние ряд факторов.
1. ДОВЕРИЕ. Если ребенок знает, что он всегда может обратиться за помощью к родным, они его примут и поймут, то он не будет терпеть действия агрессора и бояться, что близкие осудят его за «неправильное поведение». Дочь (или сын) придет к родителям и поделится неприятной ситуацией. И неважно, кто выступает в роли агрессора: одноклассник, более старший подросток или взрослый. Если ребенок уверен, что может рассказать о любой проблеме и семья ему поможет, у него меньше шансов стать жертвой агрессии и насилия.
2. ГРАНИЦЫ. Правильно выстроенные границы помогают не только избежать неприятных ситуаций, но и самому не стать агрессором. Если постоянно проговаривать с ребенком, что не все наши действия приятны другим людям, так мы научим его понимать себя и свои чувства, и он не станет нарушать чье-то личное пространство. Это работает и в обратную сторону. Когда ребенок знает, что его нельзя трогать, он не будет молча терпеть домогательства.
3. СЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Это особенно актуально в свете участившихся домогательств в школе. Родители обязательно должны проговаривать с ребенком тему секса и сексуальности. Разумеется, это не значит, что надо обсуждать ее во всех подробностях. Но дети должны знать, что свои интимные органы нельзя показывать посторонним, тем более позволять кому-то их трогать (исключение – лечащий врач). Также нельзя отправлять фотографии своего обнаженного тела другим людям. Да и вообще такие фото делать не надо.
4. ЧЕТКИЕ ПРАВИЛА. Проговори с дочерью (или сыном) алгоритмы действий в различных экстремальных ситуациях. Если ребенок окажется в опасности, то он должен реагировать на ситуацию автоматически. Договоритесь, что в случае чего он позвонит тебе и скажет кодовое слово, означающее, что его надо срочно забрать (заранее подключи на телефоне отслеживание его геолокации).
Нормы поведения
Мы не можем предотвратить агрессию и харассмент. Но мы можем сделать так, чтобы наши дети жили в более экологичной и безопасной среде, где задирание юбки или шлепок по попе трактуются как недопустимое поведение, а не как вариант нормальных отношений.
Эксперт: Карина Рихтере, психолог, специалист по родительско-детским отношениям, автор проекта mamazonka.ru
Фото: trustle/stock.adobe.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl