Легенда
Женщины, которые покорили мир
Вера Холодная 09.08.1893 – 17.02.1919
Ангел или демон?
Она прожила всего 26 лет. Снималась в кино лишь 3 года. Но вот уже почти 100 лет о ней слагают мифы, низвергают ее и возвеличивают
Каждый, кто исследовал биографию Холодной, пытался ответить на главный вопрос. Почему она стала легендой, за что ее так сразу и безоговорочно полюбили? Ведь были рядом и другие актрисы – талантливые, красивые и «более драматического» дарования. В кино тогда снимались и признанные театральные дивы – Лидия Корнеева, Вера Марецкая, Вера Пашенная. Но Холодная настолько обошла коллег по цеху, что стала символом кино с мировым именем. Как это произошло и какие мифы о ней сложены?
«Вы знаете, игра для экрана требует много напряжения и очень утомляет».

Маленькая балерина
Родители Веры любили друг друга, в семье царило согласие. Отец после окончания Московского университета преподавал словесность в Полтаве, а мать, выпускница института благородных девиц, посвятила себя семье. Старшая дочь, Вера, родилась в Полтаве. А спустя 2 года, когда умер ее дед, семья переехала в Москву, под крыло к овдовевшей теще. Атмосфера в доме царила творческая. Вера с отцом отлично пели. В доме часто устраивали вечера с разгадыванием живых картин. А когда 9-летняя Вера побывала с классом в Большом театре, она заболела балетом. И через год прошла конкурс в училище при Большом. Бабушка была против такой легкомысленной карьеры, и зависевшие от нее материально родители смирились и вернули дочь в гимназию. В 1908-м, увидев в театре великую Комиссаржевскую, Вера начала мечтать о карьере актрисы и участвовать в гимназических постановках. Но на выпускном балу неожиданно обрела будущего мужа – юриста Владимира Холодного.

Мать и жена
Хотя родители Веры и Владимира не приветствовали скоропалительных браков, пара почти сразу после знакомства поженилась. Они были счастливы друг с другом, у них совпадали взгляды на жизнь. Например, оба считали, что одного ребенка в семье мало. Когда после рождения дочери Вере запретили иметь детей, они с мужем удочерили еще девочку. Владимир был заядлым гонщиком, выпускал первую российскую автомобильную газету. Вера разделяла его любовь, но после рождения дочери в скоростных поездках участвовать прекратила, а приобщилась к арт-клубу «Алатр», который негласно называли русским Монмартром. Когда началась война, Вера, переживая разлуку с мужем, ушедшим на фронт, погрузилась в работу. Но в 1915-м пришло сообщение: «Владимир смертельно ранен». Вера бросила съемки, контракты, обязательства и уехала его спасать. И спасла, поразив окружающих преданностью, настойчивостью и самоотречением. Она в буквальном смысле вытащила его с того света.
Нельзя быть обезьянкой, повторяющей указку режиссера. Нужно и важно отходить от шаблонов, в каждой роли быть иной и искать новое

Королева экрана
Начало Холодной в кинематографе было провальным. На пробах режиссер Гардин решил, что она совсем неактриса, умеет лишь по-балетному держаться. После эпизодической роли в «Анне Карениной» (1914) он с Верой расстался. Но по рекомендации коллеги она попала к режиссеру Бауэру, снимавшему «Песнь торжествующей любви» (1915). С этого фильма и началось восхождение Веры на киноолимп. Она хотела стать, как ее любимая Аста Нильсен – датская трагическая актриса, звезда немого кино. Вера не играла с заламыванием рук, она жила в кадре... Королевой экрана ее стали звать после выхода фильма «Жизнь за жизнь» (1916). Два месяца он шел с полными аншлагами... Она снималась потоком. За полгода с В. Холодной выходило примерно 8–9 фильмов (позднее у режиссера В. Чардынина – по 3). Длительность картин – около 50 минут. Публика обожала Веру, ее манере одеваться подражали. Она сама создавала модели платьев, подбирала материалы, сама украшала шляпки. Актриса проявила себя и как автор... парфюмерии. Смешивая на коже пару приятных ей ароматов, она получала свой, особенный.
Я люблю это творчество, не зависящее от публики в полном смысле слова. Самодовлеющее для актера

Великий миф
Реальная Вера Холодная – актриса-трудоголик, счастливая и преданная жена и мать – толпу не устраивала. Ей приписывали образ жизни ее экранных героинь – нервически влюблявшихся, истеричных, ревнивых, изменявших... По одной из версий, она была любовницей бандита Мишки Япончика. По другой – у нее был роман с Вертинским, пока муж воевал. А ранняя смерть Веры породила конспирологические версии. Никто не хотел поверить, что она умерла на гастролях от испанки. Одни считали ее шпионкой белых и любовницей французского консула: якобы он убил ее из ревности. Другие утверждали, что она шпионила для красных и ее уничтожили белые... Даже от ее могилы в Одессе не осталось следа. В 1931 г. на месте кладбища разбили парк, а сестре, балерине Большого театра Софье Холодной (взяла фамилию Веры), запретили вывезти прах в Москву. От Веры остался только великий миф и 5 фильмов.

В тему
Знаменитые российские актрисы немого кино
Эти женщины открывали эпоху важнейшего из искусств XX века. Они погружали в мир грез целую цивилизацию. В те же годы, что и Холодная, блистали Софья Гославская, Мария Дюсиметьер, Вера Каралли. Чуть позже – София Магарилл, Вера Малиновская, Галина Кравченко. Подробнее – на сайте nemoekino.ru

Книги о мире кино
Каскад жанров
Эта книга уникальна по конструкции. Внутри романа сосуществуют сайты, кино (словно живешь в фильме), мелодрама, детектив, мистика, хоррор. А еще целый цитатник стилистических находок и обилие сюжетных обманок.

Свет или тьма
Многослойный роман о том, до чего дошел наш мир. Но это и энциклопедия кино. Поворотов сюжета, тайн, мистики, эзотерики, киноаллюзий, теологических забав – здесь всего с избытком. Итак, студент влюбляется в старый фильм...

Другой брэдбери
Это один из романов «Венецианской трилогии» писателя. Милый детективчик, в котором главное – не расследование или глубина мысли, а поклон Золотому веку Голливуда. Одно «но». Книга не для первого знакомства с Брэдбери.

Игры разума
Как и в «Ночном кино», и в «Киномании», читая об актере/режиссере, трудно поверить, что он – вымысел. Комика Генри Манна хочется искать в Интернете. Книга о четырех потерянных душах. Игры разума, пир мистификаций.

«Фабрика» и грезы
Роман остался незаконченным. Что не помешает увидеть быт и нравы «фабрики грез» глазами нахальной старлетки. А за сумбуром повествования и обилием сленга мелькнет воздушная история любви по-фицджеральдовски.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl