Семья / Дети
Как курица лапой
Если у твоего ребенка корявый, неразборчивый почерк, надо ли тратить силы и время, чтобы научить его красиво писать?
Многие считают, что в век компьютерных технологий уроки чистописания – это излишество, пережиток прошлого. Но зачем тогда во многих школах их возрождают? Почему вдруг стали так популярны курсы каллиграфии?
1. Иметь красивый, ровный почерк полезно:
- это уменьшает вероятность ошибок и ляпов и помогает понять текст;
- не вызывает раздражения у читающего, располагая его к тебе;
- дисциплинирует мысль;
- концентрирует внимание;
- обеспечивает красивую подпись;
- пригодится для составления поздравительных открыток.
Сегодня люди с красивым почерком редкость. Если ребенок овладеет чистописанием и навыками каллиграфии, это поможет ему выделиться, привлечь внимание, сформировав о себе положительное впечатление.
2. Почерк связан с нашим характером и эмоциональным состоянием.
Движениями руки управляет мозг, поэтому они несут на себе отпечаток всех психических процессов, протекающих в нем. Так, резкий, колючий почерк отражает такой же резкий и даже взрывной нрав. Обилие украшений и витиеватостей говорит о потребности создать о себе впечатление. Возможна и обратная связь: правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение, сформировать характер. Правда, индивидуальным, отражающим личность, почерк становится после подросткового возраста. До этого письмо «как в прописях» позволяет ребенку усвоить социальные нормы, сбалансировать внутренние психические процессы, развить адаптационные способности и выстроить собственную личность.
3. Процесс письма – это совместная работа ряда участков коры головного мозга.
Причем каждый из них выполняет свою функцию не только при письме, но и в учебном процессе в целом. При написании текста задействуются все основные зоны мозга: зрительная (увидеть образ буквы), слуховая (проговорить слово про себя), моторная (работают мышцы руки, предплечья, а также всего тела). Таким образом мы «прокачиваем»:
- мелкую моторику;
- пространственное восприятие;
- зрительную и слуховую память;
- зрительно-моторную координацию;
- физическую выносливость;
- звуко-буквенный анализ.
4. Благодаря урокам чистописания закрепляются орфографические правила.
У детей 7–10 лет ведущими типами памяти являются зрительная и моторная. Только написав слово несколько раз, они могут запомнить, как оно пишется. Прочитать его мало, нужно увидеть, записать и снова увидеть – тогда оно зафиксируется.
5. Почему раньше люди писали гораздо четче и красивее?
До реформы школьного образования в 1968 г. детей обучали по системе отрывного письма. Сначала учили писать элементы букв (палочки, крючочки, кружочки), затем их соединения, сочетание букв. Набив руку, дети легко учились писать быстро и безотрывно. При этом почерк был выверенным, красивым. А после реформы письмо стало безотрывным. Оно считается более скоростным, но имеет ряд недостатков. Если раньше ребенок понимал, из каких элементов состоит буква («и» – два крючочка, «ш» – три), то теперь – нет. Он пишет ее, просто пытаясь повторить то, что изображено на образце. В итоге часто делает лишние штрихи, получая раздутые «ш» или «м», накрученные, по 2–3 раза обведенные «о» и «а».
- При безотрывном письме необходимо передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо. Координация всех этих движений практически невозможна без нарушения позы и способа держать ручку. Как следствие – искривление позвоночника и нарушение работы мышечного аппарата.
- Поскольку нет моментов расслабления, тело находится в постоянном напряжении. Из-за этого формируется мышечный зажим и нарушается естественное для мозга чередование процессов расслабления-напряжения.
- Ребенку приходится расходовать усилия на запоминание движения руки, а не самих букв. Он не плавно соединяет элементы, а безотрывно выводит лабиринт повторяющихся линий (отсюда накручивания). Он концентрируется на процессе, а не на содержании. Перестает понимать, что он пишет, не запоминает текст. В итоге допускает множество ошибок: теряет буквы, переставляет, заменяет на схожие или пишет одну букву дважды.
6. Ребенок пишет коряво, сам не всегда может прочитать написанное?
Делает ошибки в словах, за что ему снижают оценки? Зная особенности своего ребенка, постарайся найти для него нужный баланс между слитным и раздельным написанием. Сделать паузу и оторвать ручку от бумаги – не значит писать неправильно. Это значит дать себе время подумать и передохнуть. Впереди каникулы – помоги ему за это время изменить почерк. Кстати, делать это не поздно в любом возрасте!
- Купи ребенку тетрадь в частую косую линейку и перьевую ручку. Антураж и создание атмосферы интереса и необычности здесь главное. Пусть он сам выберет принадлежности для письма, ведь ему должно нравиться то, что он будет делать. Заставлять его из-под палки бессмысленно.
- Не пытайтесь менять почерк целиком – это лишняя нагрузка. Посмотри, какие именно буквы у него плохо выходят. У многих трудности возникают с «ж», у кого-то – с округлыми «о», «а», у других – с хвостатыми «у», «з», «д». Вычлени проблемные группы и предложи ребенку вместе разобраться, как с ними справиться. Важно работать сразу с группой графически схожих букв: так ребенок научится находить закономерности и сможет перенести этот опыт на другие буквы.
- Разберите буквы на элементы. Не подсовывай ребенку готовую пропись с крючочками (можешь купить ее для себя как ориентир). Только самостоятельно анализируя проблемную ситуацию, он удовлетворит познавательный интерес и сможет без негатива и сопротивления найти решение.
- Пусть он попробует изобразить элементы и отработает их написание. На одном занятии – по строке на каждый элемент. Затем соединит их в букву.
- Не нужно излишне усердствовать: 2–3 занятия в неделю по 10 минут достаточно, чтобы закрепить навык написания букв и внедрить их в письмо. Как только увидишь, что он с легкостью пишет эти буквы в классной и домашней работах, можете прекращать занятия или перейти к другим буквам, если ребенок проявит желание.
Большая разница
Отрывное письмо
Буква состоит из двух элементов: сначала из точки 1 пишется первый, потом из точки 2 второй.
Безотрывное
Буква пишется безотрывно – от точки 1 до точки 2. При этом приходится дважды проводить ручкой по одному месту (вверх-вниз).
На почерк сильно влияет инструмент, которым мы пишем
Учиться писать красиво шариковыми ручками трудно – они быстро скользят. Пишущей поверхностью у них является «точка», на которую нужно воздействовать с определенной силой нажима, из-за чего во время письма напрягается все тело.
Гелиевые ручки, наоборот, расслабляют руку, атрофируя мышцы. В результате они не только портят почерк, но и нарушают развитие опорно-двигательной системы.
А вот перо позволяет гармонизировать все мышцы тела. Сильно нажимать на него не удастся – можно порвать бумагу или поставить кляксу. Приходится искать баланс, который позволит писать, изменяя угол наклона и силу нажима. Также важно, что перьевую ручку мы держим тремя пальцами, расположенными в наиболее оптимальном для мышц положении. По-другому просто не получится. Да, пером трудно писать быстро, но проще делать это красиво – оно дает время вывести букву.
«Лиза» и Канал Disney подводят итоги конкурса «Волшебный Месяц»
Спасибо за фото маленьких принцесс! Очаровательные детские улыбки поднимали нам настроение, несмотря на погоду и авралы. Поздравляем победителей: Полину Бондареву, Лизу Твердову, Аглаю Мелехову, Викторию Сукач, Анастасию Игуменцеву. Призы от Канала Disney ждут!

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl