Если у твоего ребенка неразборчивый почерк, надо ли учить его красиво писать?

ЛизаМать и дитя

Семья / Дети

Как курица лапой

Если у твоего ребенка корявый, неразборчивый почерк, надо ли тратить силы и время, чтобы научить его красиво писать?

Многие считают, что в век компьютерных технологий уроки чистописания – это излишество, пережиток прошлого. Но зачем тогда во многих школах их возрождают? Почему вдруг стали так популярны курсы каллиграфии?

1. Иметь красивый, ровный почерк полезно:

  • это уменьшает вероятность ошибок и ляпов и помогает понять текст;
  • не вызывает раздражения у читающего, располагая его к тебе;
  • дисциплинирует мысль;
  • концентрирует внимание;
  • обеспечивает красивую подпись;
  • пригодится для составления поздравительных открыток.

Сегодня люди с красивым почерком редкость. Если ребенок овладеет чистописанием и навыками каллиграфии, это поможет ему выделиться, привлечь внимание, сформировав о себе положительное впечатление.

2. Почерк связан с нашим характером и эмоциональным состоянием.

Движениями руки управляет мозг, поэтому они несут на себе отпечаток всех психических процессов, протекающих в нем. Так, резкий, колючий почерк отражает такой же резкий и даже взрывной нрав. Обилие украшений и витиеватостей говорит о потребности создать о себе впечатление. Возможна и обратная связь: правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение, сформировать характер. Правда, индивидуальным, отражающим личность, почерк становится после подросткового возраста. До этого письмо «как в прописях» позволяет ребенку усвоить социальные нормы, сбалансировать внутренние психические процессы, развить адаптационные способности и выстроить собственную личность.

3. Процесс письма – это совместная работа ряда участков коры головного мозга.

Причем каждый из них выполняет свою функцию не только при письме, но и в учебном процессе в целом. При написании текста задействуются все основные зоны мозга: зрительная (увидеть образ буквы), слуховая (проговорить слово про себя), моторная (работают мышцы руки, предплечья, а также всего тела). Таким образом мы «прокачиваем»:

  • мелкую моторику;
  • пространственное восприятие;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительно-моторную координацию;
  • физическую выносливость;
  • звуко-буквенный анализ.

4. Благодаря урокам чистописания закрепляются орфографические правила.

У детей 7–10 лет ведущими типами памяти являются зрительная и моторная. Только написав слово несколько раз, они могут запомнить, как оно пишется. Прочитать его мало, нужно увидеть, записать и снова увидеть – тогда оно зафиксируется.

5. Почему раньше люди писали гораздо четче и красивее?

До реформы школьного образования в 1968 г. детей обучали по системе отрывного письма. Сначала учили писать элементы букв (палочки, крючочки, кружочки), затем их соединения, сочетание букв. Набив руку, дети легко учились писать быстро и безотрывно. При этом почерк был выверенным, красивым. А после реформы письмо стало безотрывным. Оно считается более скоростным, но имеет ряд недостатков. Если раньше ребенок понимал, из каких элементов состоит буква («и» – два крючочка, «ш» – три), то теперь – нет. Он пишет ее, просто пытаясь повторить то, что изображено на образце. В итоге часто делает лишние штрихи, получая раздутые «ш» или «м», накрученные, по 2–3 раза обведенные «о» и «а».

  • При безотрывном письме необходимо передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо. Координация всех этих движений практически невозможна без нарушения позы и способа держать ручку. Как следствие – искривление позвоночника и нарушение работы мышечного аппарата.
  • Поскольку нет моментов расслабления, тело находится в постоянном напряжении. Из-за этого формируется мышечный зажим и нарушается естественное для мозга чередование процессов расслабления-напряжения.
  • Ребенку приходится расходовать усилия на запоминание движения руки, а не самих букв. Он не плавно соединяет элементы, а безотрывно выводит лабиринт повторяющихся линий (отсюда накручивания). Он концентрируется на процессе, а не на содержании. Перестает понимать, что он пишет, не запоминает текст. В итоге допускает множество ошибок: теряет буквы, переставляет, заменяет на схожие или пишет одну букву дважды.

6. Ребенок пишет коряво, сам не всегда может прочитать написанное?

Делает ошибки в словах, за что ему снижают оценки? Зная особенности своего ребенка, постарайся найти для него нужный баланс между слитным и раздельным написанием. Сделать паузу и оторвать ручку от бумаги – не значит писать неправильно. Это значит дать себе время подумать и передохнуть. Впереди каникулы – помоги ему за это время изменить почерк. Кстати, делать это не поздно в любом возрасте!

  • Купи ребенку тетрадь в частую косую линейку и перьевую ручку. Антураж и создание атмосферы интереса и необычности здесь главное. Пусть он сам выберет принадлежности для письма, ведь ему должно нравиться то, что он будет делать. Заставлять его из-под палки бессмысленно.
  • Не пытайтесь менять почерк целиком – это лишняя нагрузка. Посмотри, какие именно буквы у него плохо выходят. У многих трудности возникают с «ж», у кого-то – с округлыми «о», «а», у других – с хвостатыми «у», «з», «д». Вычлени проблемные группы и предложи ребенку вместе разобраться, как с ними справиться. Важно работать сразу с группой графически схожих букв: так ребенок научится находить закономерности и сможет перенести этот опыт на другие буквы.
  • Разберите буквы на элементы. Не подсовывай ребенку готовую пропись с крючочками (можешь купить ее для себя как ориентир). Только самостоятельно анализируя проблемную ситуацию, он удовлетворит познавательный интерес и сможет без негатива и сопротивления найти решение.
  • Пусть он попробует изобразить элементы и отработает их написание. На одном занятии – по строке на каждый элемент. Затем соединит их в букву.
  • Не нужно излишне усердствовать: 2–3 занятия в неделю по 10 минут достаточно, чтобы закрепить навык написания букв и внедрить их в письмо. Как только увидишь, что он с легкостью пишет эти буквы в классной и домашней работах, можете прекращать занятия или перейти к другим буквам, если ребенок проявит желание.

Большая разница

Отрывное письмо

Буква состоит из двух элементов: сначала из точки 1 пишется первый, потом из точки 2 второй.

 

Безотрывное

Буква пишется безотрывно – от точки 1 до точки 2. При этом приходится дважды проводить ручкой по одному месту (вверх-вниз).

На почерк сильно влияет инструмент, которым мы пишем

Учиться писать красиво шариковыми ручками трудно – они быстро скользят. Пишущей поверхностью у них является «точка», на которую нужно воздействовать с определенной силой нажима, из-за чего во время письма напрягается все тело.

Гелиевые ручки, наоборот, расслабляют руку, атрофируя мышцы. В результате они не только портят почерк, но и нарушают развитие опорно-двигательной системы.

А вот перо позволяет гармонизировать все мышцы тела. Сильно нажимать на него не удастся – можно порвать бумагу или поставить кляксу. Приходится искать баланс, который позволит писать, изменяя угол наклона и силу нажима. Также важно, что перьевую ручку мы держим тремя пальцами, расположенными в наиболее оптимальном для мышц положении. По-другому просто не получится. Да, пером трудно писать быстро, но проще делать это красиво – оно дает время вывести букву.

«Лиза» и Канал Disney подводят итоги конкурса «Волшебный Месяц»

Спасибо за фото маленьких принцесс! Очаровательные детские улыбки поднимали нам настроение, несмотря на погоду и авралы. Поздравляем победителей: Полину Бондареву, Лизу Твердову, Аглаю Мелехову, Викторию Сукач, Анастасию Игуменцеву. Призы от Канала Disney ждут!

Полина Бондарева, г. Санкт-Петербург

Галина Смыслова, психолог
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Илья Носков: «Не люблю следовать моде» Илья Носков: «Не люблю следовать моде»

О детях, хоккее и о том, почему ему нравится сниматься в исторических проектах

Лиза
Между черной и белой Между черной и белой

Неприятно признаваться, но мы завидуем, и порой довольно мучительно

Добрые советы
«Бессонница, моя подруга» «Бессонница, моя подруга»

Как подружиться с бессонницей

Psychologies
Когда родители «давят» на детей Когда родители «давят» на детей

Заложники родительской тревоги: на детей часто наваливается слишком тяжелый груз

Psychologies
Алексей Герман-младший Алексей Герман-младший

Алексей Герман-младший: «Новая искренность – это пошлятина»

Esquire
Первые леди Первые леди

Быть супругой президента — трудная работа. Как живут такие женщины?

Добрые советы
Крис Пратт: Снова на охране Крис Пратт: Снова на охране

Крис Пратт – идеальный мужчина

Cosmopolitan
«Нехорошие» инфекции «Нехорошие» инфекции

Опытный акушер-гинеколог отвечает на 4 самых важных вопроса о ЗППП

Лиза
Федор Смолов Федор Смолов

Правила жизни Федора Смолова

Esquire
Переговоры на бегу Переговоры на бегу

Куда бегут, плывут и едут бизнесмены

GQ
Цифровое золото Цифровое золото

Откуда взялись деньги, которым не нужны банки и государства

Русский репортер
Партия хипстеров и Капков Партия хипстеров и Капков

Сергей Капков – о геополитике, парках и картошке

Esquire
Ученое искусство Энди Грейси Ученое искусство Энди Грейси

Тема исследований художника – феномен жизни и отношения живого с неживым

Популярная механика
Гений места Гений места

В «Барвихе Luxury Village» придумали свадьбу под ключ

Vogue
«Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера «Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера

Многие из нас мечтают о жизни без графика и офиса. О свободе делать то, что хочешь. Сергей Потанин, автор видеоблога «Записки путешественника», в 23 года придумал идею бизнеса, в 24 – заработал первый миллион. Вот уже шесть лет он путешествует, не заботясь о финансах. Мы поговорили с ним о том, как найти дело жизни, следовать за мечтой и чем опасна так желанная многими свобода.

Psychologies
Пото­му что я банда Пото­му что я банда

Анто­нио Банде­рас раз­вел­ся, уехал в Лондон, влюбился и поступил в школу моды

Tatler
На свободной волне На свободной волне

Как Александр Чемерис рассчитывает победить индустрию телекоммуникаций

РБК
Хави, Хави Хави, Хави

Хавьер Бардем рассказывает о своей новой роли

GQ
Карточный комик Карточный комик

Мировая политика окончательно превратилась в кинематограф

Русский репортер
Jaguar XE – Audi A4 Jaguar XE – Audi A4

Британский и немецкий седаны. Так который из них круче?

АвтоМир
Силы спасения Силы спасения

Что предпринимается, чтобы в космонавтике было меньше места для героизма

Популярная механика
«Нам пора обратить на себя внимание» «Нам пора обратить на себя внимание»

Интервью с Анастасией Гостевой

Psychologies
В интернете кто-то не прав В интернете кто-то не прав

Геннадий Иозефавичус выносит приговор интернет-спорщикам

GQ
Бремя первых Бремя первых

Как государственная поддержка навредила Тимуру Бекмамбетову

Forbes
Соломенная шляпка Соломенная шляпка

Тридцатилетняя Сигрид Буази в жизни хохотушка и модница

Vogue
Одино­кий мужчина Одино­кий мужчина

Откровенный разговор Ольги Шелест и «Холостяка» Ильи Глинникова

Glamour
Город планетарного масштаба Город планетарного масштаба

Весь мир превращается в единый гигантский мегаполис

Русский репортер
Алиса Лобанова: хочу, чтобы русские художники вошли в моду Алиса Лобанова: хочу, чтобы русские художники вошли в моду

И это не единственная мечта Алисы, которая кого-то удивит

Лиза
Истребитель мира Истребитель мира

«Самолет для пенсионеров» МиГ-31

Популярная механика
Отель, где лопаются глаза Отель, где лопаются глаза

Самые чудны́е отели мира по цене от нуля до нескольких тысяч евро за ночь

Maxim
Открыть в приложении