Лифт на орбиту: правда и вымысел
Скоро полеты в космос на ракетах будут казаться таким же чудачеством, как путешествия на большие расстояния в спальном вагоне. Конечно, ракеты сохранятся для длительных перелетов — например, на другие планеты, — но на орбиту мы будем добираться исключительно на лифте. Отправной точкой станет гигантская плавучая платформа на экваторе, откуда пассажиров будет забирать лифт, который со скоростью порядка 2000 км/ч унесется в небо. Первой остановкой станет космическая платформа, где пассажиры уже почувствуют невесомость. Она будет висеть в пространстве на высоте около 35 000 км над уровнем Земли. Балансировать конструкцию будет астероид, до которого еще около 10 000 км. Мы только что коротко обрисовали идею космического лифта.
О башне, уходящей в небо, мечтали многие поколения землян. Самый известный подобный проект — Вавилонская башня, увековеченная в Библии. А космический лифт придумал ленинградский инженер Юрий Арцутанов. Он описал свой проект в газете «Комсомольская правда» 31 июля 1960 года. Статья называлась «В космос на электровозе». Но мировую известность идея обрела в 1978 году, с выходом романа Артура Кларка «Фонтаны рая». В предисловии к русскому изданию романа в журнале «Техника — молодежи» Кларк признал первенство советского ученого. Сегодня, когда космический лифт перестал быть научной фантастикой и перешел в разряд перспективных проектов, интересно сравнить, каким представлял себе лифт Кларк и каким его видят современные ученые и инженеры.
Борьба с весом
Главной проблемой Кларк считал создание материала, достаточно прочного, чтобы выдержать всю конструкцию. Он придумал сверхпрочный «псевдоодномерный алмазный кристалл». Его герой, инженер Морган, говорит: «Это результат 200-летнего развития физики твердого тела — псевдоодномерный алмазный кристалл. Правда, это не абсолютно чистый углерод, тут есть дозированные