Сменив десяток профессий, Сергей Борисов пришел к фотографии

Правила жизниКультура

Летописец богемного андерграунда, поймавший в кадре дух свободы и перемен: жизнь и творчество классика фотографии Сергея Борисова

Сергей Борисов начал снимать в 12 лет. Сменив с десяток разных профессий, он пришел к фотографии, путь в которую начался в середине 1970-х: сначала Борисов работал выездным фотографом, снимал художников-нонконформистов, выставлявшихся в зале на Малой Грузинской, — Немухина, Штейнберга, Зверева.

Мария Бакаева

Сергей Борисов. Автопортрет с дочерьми, 1989.

В галерее Ruarts проходит ретроспективная выставка Сергея Борисова, которого часто называют летописцем советского андерграунда. При этом Борисов — не наблюдатель и не хроникер. Режиссируя свою картину мира, он воплощает собственные метафоры, а дух перемен протекает через все его работы. Год создания снимка не нужно искать на этикетке — все ярко отражено на лицах его героев, среди которых числятся как звезды эстрады, так и представители советского андерграунда: от Аллы Пугачевой (для нее Борисов даже оформил две пластинки), Бориса Гребенщикова до Виктора Цоя, Владислава Мамышева-Монро и Жанны Агузаровой.

Борисов по сей день продолжает активно работать, фиксируя события наших дней. А 23 мая мастеру исполнилось 75 лет, и к этой дате приурочена ретроспектива его работ в галерее Ruarts. Разбираем его творчество на составляющие.

Сергей Борисов. С открытием! 1996.

Сергей Борисов начал снимать в 12 лет. Сменив с десяток разных профессий, он пришел к фотографии, путь в которую начался в середине 1970-х: сначала Борисов работал выездным фотографом, снимал художников-нонконформистов, выставлявшихся в зале на Малой Грузинской, — Немухина, Штейнберга, Зверева.

С 1976 года стал работать в рекламе. Тогда начал появляться запрос на моду, зарождалась новая культура, напоминавшая западный мир. Все меньше героями кадра становились работники полей, космоса, заводов, все чаще появлялись артисты театра и кино, музыканты. Сергей Борисов создавал плакаты и оформлял пластинки почти для всех звезд советской эстрады. Среди героев его фотографий совершенно разные люди, но каждый — культовая фигура: Борис Гребенщиков, Тимур Новиков, Илья Кабаков, Эдуард Штейнберг, Сергей Курехин, Алла Пугачева, Владислав Мамышев-Монро и другие.

Сергей Борисов. Эдуард Лимонов, 1994.

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея

Борисов ищет и находит свой уникальный фотоязык. Драйв, жесткие и умные композиции его постановочных кадров уже в начале 1980-х годов превращают его в непререкаемый авторитет прежде всего в художественной среде: актеры, художники, музыканты — все хотели сниматься у Борисова. А Борисов благодаря своей уникальной коммуникабельности и искреннему интересу к начинавшей легализоваться в то время неофициальной культуре безошибочно выбирал своими героями тех, кто лучше всего выразил это время.

Сергей Борисов. Гласность и перестройка, 1986. 

Борисова интересовала визуальная составляющая времени. Люди контркультуры, культуры андерграунда и новой культуры перестройки своим внешним видом являли резкий контраст по отношению к тем, кто всей своей жизнью был научен не выделяться из толпы. Именно в это время возникает и новая альтернативная мода. Сергей Борисов снимает показы Кати Филипповой, Кати Микульской, костюмы Гоши Острецова и др.

Сергей Борисов. Вдохновение, 1989. 

Миша Бастер, художник и куратор архива московских субкультур времен перестройки

Сергей Борисов начинал свой путь фотографа с рекламной фотографии и парадных портретов звезд эстрады. Это кормило и давало социальные преференции, а неформальный мир, в который он погрузился в начале 1980-х, давал ему то, что сформировало стиль, по которому сейчас узнаем Борисова. Это не только беспощадное ню-фото перестроечных девичьих телес и репортажная съемка из недр богемного андерграунда с удивительными глубоководными рептилиями и юными беспечными мальками, но и то, что в XXI веке будут называть shame, а с недавнего времени термином «кринж». То «невинно-постыдное» и неудобное, что сегодняшним избалованным во всех смыслах поколением молодежи возводится в ранг моды и Zeitgeist. Этот «кринж» идет пунктиром через все творчество фотографа, но Борисов, как Геракл, прикован к скале вечности цепями 1980–1990-х и героями советской перестройки. Оказавшись в эпицентре разношерстного клубка взаимоотношений богемы и представителей молодежных субкультур, он превратил свою студию в игрушечную версию нью-йоркского клуба «Студия 54», где фиксировался на пленку пантеон столичного андерграунда 1980–1990-х годов.

Сергей Борисов. Виктор Цой в Студии 50А, 1985.

Себя я к таковым героям не относил, стараясь прятаться за спинами более именитых товарищей, на сцену лез редко, старался в кадр не попадать. Но, когда занялся архивом, выставками и публикациями по субкультурам, это стало неизбежным. И вот, после выхода в 2009-м выставки и фотоальбома «Хулиганы-80», мы решили с Сергеем этот пробел в его колоде героических карт закрыть. Снимать он тогда любил на районе, там были и сталинские дома с ампиром, и снесенные ныне Дорогомиловские бани, и вот меня, измученного выставочно-издательскими проектами, в итоге заставил кататься на чугунных воротах, что я без особого удовольствия сделал, пощелкались у бань. Там мне понравилось больше, потому что я наконец расслабился и перестал «хлопотать лицом», то есть кривляться. Но Борисов остался верен своей традиции и стилю, отобрав для своего каталога именно ту, где я был в роли орангутанга. Ну, что тут скажешь, автор есть автор. Когда я писал тексты к его каталогу с этой фотографией, Сергей ко мне не лез с коррекциями. Так как мой стиль состоит в том, чтобы не приукрашивать, не «пришивать

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История одной вещи: консервная банка, запрошенная Наполеоном и воспетая Уорхолом История одной вещи: консервная банка, запрошенная Наполеоном и воспетая Уорхолом

Какую трансформацию консервная банка потерпела с конца XVIII века

Правила жизни
Здесь были денисовцы: зуб древней девочки пролил свет на перемещения предков людей Здесь были денисовцы: зуб древней девочки пролил свет на перемещения предков людей

Антропологи сделали неожиданную находку в Юго-Восточной Азии

Вокруг света
Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана

Ольга Нижельская: как усталость от чужих текстов побуждает написать свой

СНОБ
Синдром ежика Орфея, или Как не стать хулиганом Синдром ежика Орфея, или Как не стать хулиганом

Для чего дети устраивают дебош в школе и дома и как этого избежать

СНОБ
Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям

Что такое «синдром вахтера» и как он проявляется?

Psychologies
Двойные стандарты: 5 явных отличий американского макияжа от японского Двойные стандарты: 5 явных отличий американского макияжа от японского

Главные отличия макияжа Японии и Америки: наглядно

VOICE
Бесконечное число самых прекрасных форм. 10 внезапных фактов о разнообразии видов Бесконечное число самых прекрасных форм. 10 внезапных фактов о разнообразии видов

Неожиданные факты о биоразнообразии — в нашей подборке

N+1
Не терпи, иди к врачу: почему часто болит голова и что с этим делать Не терпи, иди к врачу: почему часто болит голова и что с этим делать

Головную боль не нужно терпеть. Нужно понять причины, почему часто болит голова

VOICE
«После споров с отцом долго мучает чувство вины. Как быть?» «После споров с отцом долго мучает чувство вины. Как быть?»

Как противостоять манипуляциям родителей?

Psychologies
Что делать, если твои персональные данные утекли в сеть Что делать, если твои персональные данные утекли в сеть

Рассказываем, как не стать жертвой злоумышленников и не выплачивать чужой кредит

Maxim
Отсюда взошла Россия Отсюда взошла Россия

В Пскове молятся древним святыням и играют на коряге

Отдых в России
Без имени на бумаге: как Марион Махони Гриффин повлияла на архитектуру Австралии Без имени на бумаге: как Марион Махони Гриффин повлияла на архитектуру Австралии

Как Марион Махони Гриффин хотела построить рай на Земле

Forbes
От них ждали «чудо-кнопку», с которой всё быстро учится, но так не бывает: как растёт приложение-школа китайского Laoshi От них ждали «чудо-кнопку», с которой всё быстро учится, но так не бывает: как растёт приложение-школа китайского Laoshi

Предприниматель Сергей Кондрашов учит россиян китайскому больше 10 лет

VC.RU
Бьюти-эксперт Елена Крыгина: о бестактных вопросах, личных границах и критериях «идеального партнера» Бьюти-эксперт Елена Крыгина: о бестактных вопросах, личных границах и критериях «идеального партнера»

Елена Крыгина — что помогает ей поддерживать внутренний баланс

Psychologies
Эта россиянка шьет вещи из простых футболок — их носят все, от Крида до Милохина Эта россиянка шьет вещи из простых футболок — их носят все, от Крида до Милохина

Лонгсливы Have a Nice Day — это нишевая марка «для своих»

VOICE
Шлейф больших амбиций: на Кипре выяснили, как частные ракеты могут навредить человечеству Шлейф больших амбиций: на Кипре выяснили, как частные ракеты могут навредить человечеству

Летательные аппараты отнюдь не безвредны для планеты

Вокруг света
Как сделать скриншот на телефоне: руководство для разных моделей Как сделать скриншот на телефоне: руководство для разных моделей

Как сделать скриншот на смартфоне сочетанием клавиш

CHIP
Трудный и дорогостоящий проект: как открыть кризисный центр для женщин Трудный и дорогостоящий проект: как открыть кризисный центр для женщин

Открытие новых кризисных центров — трудоемкая задача. Как с ней справиться?

Forbes
10 знаменитых средневековых путешественников 10 знаменитых средневековых путешественников

История каждого средневекового путешественника — это приключенческий роман

Популярная механика
Музей боли и страха: выставка одежды жертв насилия с их историями Музей боли и страха: выставка одежды жертв насилия с их историями

Зачем нужны выставки, посвященные жертвам насилия?

VOICE
Аллергия на косметику Аллергия на косметику

Почему проявляется негативная реакция на бьюти-средства

Лиза
Комендант земного ада Комендант земного ада

История коменданта Андерсонвилля, капитана армии Конфедерации Генри Вирца

Дилетант
7 книг, вдохновляющих на путешествия и познание мира 7 книг, вдохновляющих на путешествия и познание мира

Восполняем тоску по путешествиям с помощью книг

Правила жизни
7 колоссальных проектов, которые так и не были возведены 7 колоссальных проектов, которые так и не были возведены

Небоскребы, отели, башни и другие огромные постройки, которые не увидел свет

ТехИнсайдер
Новые трассы — новые сметы Новые трассы — новые сметы

Дорожные строители предъявили производителям спрос на нишевую спецтехнику

Эксперт
Почему мы так плохо помним наше детство? Почему мы так плохо помним наше детство?

Почему у большинства людей нет никаких воспоминаний о первых 3-4 годах жизни

Популярная механика
Польза и вред легкого голодания: может ли регулярное недоедание продлевать жизнь? Польза и вред легкого голодания: может ли регулярное недоедание продлевать жизнь?

Недоедание: уменьшения числа потребляемых калорий недостаточно

ТехИнсайдер
«Будь сильным как лев». Как научить детей противостоять буллингу «Будь сильным как лев». Как научить детей противостоять буллингу

Как учить детей вести себя в конфликтных ситуациях — отрывок из книги

СНОБ
Секс и Дарвин, или Почему все не так однозначно Секс и Дарвин, или Почему все не так однозначно

Почему дарвинизм не так прост, как кажется на первый взгляд

СНОБ
Как не расклеиться после увольнения: 7 шагов Как не расклеиться после увольнения: 7 шагов

После увольнения предстоит внутренне собраться и сделать 6 шагов к новой жизни

Psychologies
Открыть в приложении