Бесконечное число самых прекрасных форм
10 внезапных фактов о разнообразии видов
Жизнь невероятно разнообразна. Одних только животных, растений, грибов и других эукариот описано более миллиона видов — и еще около восьми миллионов предстоит открыть. А бактерий и архей может быть еще больше. Однако это разнообразие распределено неравномерно. Например, видов бабочек известно почти в тридцать раз больше, чем млекопитающих, а круглых червей в полтора-два раза больше, чем птиц. Другие неожиданные факты о биоразнообразии — в нашей подборке.
Зверь с крыльями кажется странным отклонением от нормы. Но если судить по числу видов, то летучие мыши и крыланы, напротив, одни из наиболее типичных млекопитающих. Из примерно 6400 видов млекопитающих к отряду рукокрылых относятся почти 1500 — и зоологи до сих пор продолжают открывать новые виды. Разнообразнее только отряд грызунов, которых около 2300 видов.
Иными словами, каждый пятый зверь — это летучая мышь или крылан. Достичь столь высокого разнообразия этой группе удалось за счет умения летать, а также эволюционной гибкости: одни виды питаются насекомыми, другие цветочным нектаром, третьи мелкими позвоночными, четвертые и вовсе кровью. К сожалению, некоторые островные виды летучих мышей и крыланов успели вымереть по вине человека и завезенных им чужеродных видов. А еще несколько десятков видов рискуют исчезнуть с лица Земли в ближайшие годы.
Эрнст Геккель включил в книгу «Красота форм в природе» отдельную страницу, посвященную орхидеям — настолько он был впечатлен разнообразием этих тропических растений. Сегодня ботаникам известно около 28000 видов орхидей, в два с лишним раза больше, чем насчитали птиц орнитологи. Большинство представителей семейства Orchidaceae растут в тропиках, но многие виды колонизировали умеренные широты, включая сибирскую тайгу.
Однако орхидные — не самая большая группа цветковых растений. Пальма первенства — эта ботаническая метафора здесь уместна — принадлежит астровым (Asteraceae), которых примерно 32000 видов. И члены этого семейства нам, жителям средней полосы, очень хорошо знакомы: это, например, одуванчик (Taraxacum officinale), ромашка (Matricaria chamomilla) или подсолнечник (Helianthus annuus). Есть среди них и деревья, например, скалезии (Scalesia), которые формируют леса на Галапагосских островах. А вместе орхидные и астровые составляют примерно пятнадцать процентов от всего разнообразия цветковых растений.
Гинкго — настоящие эволюционные неудачники. Отдел гинкговидных (Ginkgophyta) появился на планете около 300 миллионов лет, а максимального разнообразия достиг в юрском периоде. Тогда же возник и современный род Ginkgo. Во времена динозавров гинкго были широко распространены по всем континентам, особенно в умеренном климате. Однако в конце мела и начале палеоцена большинство видов этих растений исчезли, не выдержав конкуренции с цветковыми, система размножения которых оказалась более совершенной. На протяжении кайнозоя оставшиеся гинкго постепенно вымирали, а ареал группы сокращался. Около 7 миллионов лет назад гинкго пропали из Северной Америки, а около 3,5 миллиона лет назад — из Европы.
До наших дней дожил лишь гинкго двулопастный (Ginkgo biloba), единственный представитель своего отдела. Это сравнимо с тем, как если бы с Земли исчезли все хордовые кроме кролика, все моллюски кроме виноградной улитки или все членистоногие кроме медоносной пчелы. Природный ареал последнего из гинкго — небольшая область в Юго-Западном Китае. Впрочем, люди выращивают эти деревья в садах, парках и даже на городских улицах. А в последние столетия гинкго благодаря человеку вновь расселились по всем континентам, кроме Антарктиды.