«Культура девичества»: зачем ученые и маркетологи внимательно изучают жизнь девушек
В патриархальном обществе девушка — это такое «существо», чье мнение не считается важным, но поведение способно вызвать моральную панику. Ее свободу ограничивают гендерные стереотипы, но сама она влияет на прибыли корпораций, будучи потребителем продуктов массовой культуры. Рассказываем, как ученые изучают жизнь девочек и молодых женщин.
От досуга и потребления к гражданской позиции
В 1970-х годах теоретик культуры Анжела Макробби и социолог Дженни Гарбер заметили, что девушки отсутствуют в классических этнографических описаниях субкультур и журналистских полевых исследованиях. В своем эссе «Девочки и субкультуры» Макробби и Гарбер задались вопросами: действительно ли девушки отсутствуют в основных послевоенных субкультурах? Или они есть, но остаются невидимыми? Каково их положение, играют ли они ту же роль, что и парни? И если доступ к субкультурам им закрыт, как они организовывали свою культурную жизнь?
У того факта, что девушкам в социальных исследованиях не уделялось внимания, будто их не существовало вообще, Макробби видела две причины. Первая — в отсутствии интереса исследователей-мужчин при сборе информации от респондентов. Если же опрашиваемым и было что рассказать о девушках, то такая информация пропускалась, ведь, по мнению тех исследователей, девушки играли второстепенную роль: присутствовали в группах на правах спутниц или подружек.
Второй причиной было то, что в большинстве случаев девушки сами отказывались отвечать на вопросы исследователей. Они давно привыкли ощущать себя на вторых ролях в мире, где доминируют мужчины, и сама атмосфера интервью, проводимого исследователем, не располагала к доверию. В настоящее время изучением девичества занимаются в основном женщины — они лучше понимают репонденток и задают вопросы, которые не приходят в голову исследователям-мужчинам.
Проанализировав журналы послевоенного времени, Анжела Макробби и Дженни Гарбер пришли к выводу, что девушки, в отличие от парней, почти все свое время проводили дома. Им запрещали долго гулять и выходить на улицу вечером. Поэтому все, что у них было, — комнаты, где они могли слушать музыку, оклеивать стены постерами с изображениями знаменитостей и о них же читать журналы. Позже это явление получило название «культура спальни».
Макробби и Гарбер рассматривали только белых девочек рабочего класса и были сконцентрированы на изучении ориентированной на них медиапродукции. Они не изучали предметы, создаваемые девочками собственными руками, и не прислушивались к тому, что девушки сами говорят о себе. Одна из тех, кто критикует их работу, — культуролог Мэри Керни — считает, что если и брать в качестве эмпирической базы женские журналы, то уж лучше те, что не только были ориентированы на девочек, но и писались девочками, например зины (малотиражный самиздат).
Позже Макробби и Гарбер посмотрели на такое потребление с другой стороны. Домашнее времяпрепровождение за прослушиванием музыкального проигрывателя, по их мнению, не является признаком пассивности девушек. Выступая как потребители, они влияли на целую музыкальную индустрию. Если следующая запись не понравится им, покажется плохой или скучной, то будущее поп-звезды окажется под угрозой.