Кто похитил Мону Лизу? Четыре громкие аферы в мире искусства
Дерзкие аферисты и грабители всегда вдохновляли: о них пишут книги, снимают фильмы и, что уж скрывать, изрядно романтизируют. «Гамбит», «Как украсть миллион», «Афера Томаса Крауна» — вот лишь несколько фильмов, которые приходят на ум, когда думаешь о криминальной стороне искусства. Между тем все эти истории — ну или почти все — основаны на реальных событиях, а многие настоящие грабители действовали куда более изощренно, чем их киношные прототипы. Вспоминаем самые громкие ограбления и восстанавливаем детали волнующих расследований.
«Джоконда» да Винчи. Подозреваемый №1: Пикассо
Самые убедительные свидетельские показания о пропаже картины дала последняя посетительница Лувра в тот роковой день — десятилетняя Диана Диэл. Но мы ее, конечно, знаем как Диану Вриланд, легендарного редактора Harper’s Bazaar и Vogue. В 1911 году мисс Диэл жила вместе со своей семьей в Париже, и приятельница семьи, мисс Нефф, каждую среду водила Диану и ее младшую сестру Александру в Лувр. 21 августа три леди так долго изучали загадочную улыбку Джоконды, что даже охраннику пришлось вмешаться — музей уже почти закрывался. А на следующий день мир потрясла новость: «Мона Лиза» украдена. Ее не нашли ни через неделю, ни через месяц — Вриланд вспоминала, что в следующую среду, когда мисс Нефф снова отвела сестер в Лувр, картины там не было. Но вместо тоски по утраченному шедевру Диана и Александра испытали «колоссальное облегчение» — музей пришлось заменить на прогулку по Булонскому лесу, что вдохновляло девочек гораздо больше.
На поиски картины ушло несколько лет. Границы Франции закрыли, директор Лувра Теофиль Омоль предсказуемо подал в отставку. Все это время пресса сходила с ума, выдвигая версии произошедшего и обвиняя всех направо и налево. Под подозрение попали даже известный поэт Гийом Аполлинер и его лучший друг, не менее известный художник Пабло Пикассо. В реальности же все намного прозаичнее: злоумышленником оказался работник музея, итальянец Винченцо Перуджа, мечтавший вернуть полотно на историческую родину. Целых два года «Мона Лиза», вырезанная из рамы и свернутая в тугой рулон, провела в мусорном ведре — и тонкое полотно никто не замечал. Но не заметить компактный флагманский планшет HUAWEI MatePad Pro 13,2 дюйма не получится: при всей своей тонкости и легкости (всего 580 г) он обладает 13,2-дюймовым экраном. Тонкая магнитная клавиатура позволяет практически превратить планшет в ноутбук. Его очень удобно брать с собой и держать тремя пальцами — гораздо удобнее, чем полотно да Винчи.