«В городе ты теряешься как личность, в деревне тебя видно всегда». Кто и как развивает удмуртские села
В Удмуртии 2021-й объявлен годом села. «Сноб» отправился в республику, чтобы узнать, какие социокультурные проекты объединяют местных жителей и привлекают туристов и при чем тут ролевики
В начале 2020 года в Удмуртской Республике при поддержке Фонда Тимченко и фонда «Сообщество» стартовал грантовый конкурс «Культурная мозаика Удмуртии». Он дал возможность жителям малых городов, сел и деревень объединиться в команды, придумать и реализовать социокультурные проекты для развития территорий за пределами столицы республики. Одним из партнеров конкурса стала команда историков-ролевиков из Глазовского района Удмуртии, победившая в федеральной «Культурной мозаике». Благодаря им в районе появилась интерактивная инсталляция «Храм живого звука» и историко-культурный парк «ДондыДор». Круглый год там проходят фестивали ленд-арта и отмечаются национальные праздники. Команда воссоздает на территории парка средневековое городище, чтобы показать, как жили и во что верили древние удмурты. «Сноб» поговорил с активными жителями Удмуртии о том, как их проекты помогают жить деревням и селам.
Алексей Дьяконов, завотделом «Центра культуры и туризма Глазовского района»
Я «заболел» рыцарями и богатырями в три года, когда папа показал мне фильм «Александр Невский». Потом мы с папой мастерили мечи. Мое увлечение определило и мою будущую профессию — я стал историком. В 1997 году в нашем районе появились первые ролевики — всего шесть человек, я был среди них. Еще через три года, когда на экраны вышел «Властелин колец», нас было уже больше 70. Мы оккупировали Заречный парк в Глазове, рубились там на мечах и бесили лыжников.
Как люди, увлеченные историей и заинтересованные в развитии района, мы мониторили грантовые конкурсы. Узнав о «Культурной мозаике», мы сразу же решили участвовать в конкурсе. Поначалу никто особо не верил, что мы можем сделать что-то интересное. Но мы выиграли грант и построили в деревне Кочишево «Храм живого звука», где можно узнать о песенных традициях и обрядах северных удмуртов. Потом мы придумали арт-парк. Сейчас «ДондыДор» — самая большая площадка ролевого движения Удмуртии. Началось все с постройки смотровой башни с частоколом и древнего жилого дома. Затем появились арт-объекты, скульптуры по мотивам удмуртского эпоса. Эльфы, хоббиты, гномы — слишком заезженная тема. А удмуртский эпос не настолько известен, это огромное поле для творчества. Одной историей народ не привлечешь. Должен быть интерактив, а это как раз про ролевые игры: сражения на мечах, отыгрыш различных ситуаций.
Каждый год 23 февраля мы устраиваем битву на тренировочных мягких палках между «темными» и «светлыми», в которой может поучаствовать любой желающий. К какой стороне примкнуть, каждый решает сам. Люди от души лупят друг друга. В этом году победили «темные» (среди которых был и я), поэтому они задали направление для развития парка. Так у нас появился музыкальный инструмент, тангыра, в виде большой железной птицы. Скоро в «ДондыДоре» откроются мастерские, где будут шить костюмы и ковать кольчуги. Наберем аниматоров, и каждые выходные у нас можно будет погрузиться в жизнь средневекового города.