Криптовесна в искусстве: как художники из СНГ стали зарабатывать десятки тысяч долларов за счет бума NFT
В феврале глобальные продажи цифровых объектов с помощью NFT — невзаимозаменяемых токенов — составили $500 млн. Внимание инвесторов привлекли работы цифровых художников, которые выставляются на специализирующихся на искусстве NFT-маркетплейсах. Forbes рассказывает, как русскоязычные художники компьютерной графики и видеохудожники нашли новый способ монетизировать свое искусство.
Раскопать талант
«Маркетплейсы дали мне свободу. Уровень стресса упал до минимума. Ты уже не думаешь о том, что нужно к полуночи завершить проект. Стало легче думать, появилась возможность развиваться как художник», — рассказывает 23-летний моушн-дизайнер (от англ. motion — «движение». Дизайнер, который занимается созданием динамической графики — 2D и 3D графика в движении. — Forbes) из Украины Эдуард Михайлов.
Месяц назад Михайлов опубликовал свои работы на Nifty Gateway — маркетплейсе цифровых объектов, который в 2018 году основали 26-летние братья-близнецы Кок Фостеры, Дункан и Гриффин. С 2019 года Nifty Gateway принадлежит компании Genesis Global Capital миллиардеров Кэмерона и Тайлера Уинклвоссов — они тоже близнецы. На маркетплейсе продают и покупают виртуальные объекты, не имеющие физических носителей, — гифки, мемы, видео и музыкальные треки. Каждый объект привязан к уникальному NFT-токену (Non-fungible token — невзаимозаменяемый токен. — Forbes). Это запись на блокчейн-платформе Ethereum, которая подтверждает подлинность цифрового объекта и факт владения им.
Михайлов заработал на Nifty Gateway $50 000, продав четыре дропа (сделать дроп значит выставить работу на продажу. — Forbes) с изображениями акул, созданные в коллаборации с диджеем и саунд-продюсером из Лос-Анджелеса LEAT'EQ (он придумал музыку для гифок). Работа INVENT из этой серии была продана всего за пять минут и принесла Михайлову $34 000. «Сейчас ее перепродают на вторичном рынке. Ее общий оборот превысил $50 000, и я, как автор, получаю по 10% от каждой перепродажи», — рассказывает художник.
По словам Михайлова, в отличие от других маркетплейсов, на Nifty Gateway не нужно платить комиссию, которую на рынке NFT называют «газ» (от англ. gas fee — плата за транзакцию. — Forbes), — площадка берет ее на себя. На других популярных площадках плата за «газ» может достигать нескольких сотен долларов в пиковые часы. Размер комиссии зависит от загруженности сети в момент исполнения транзакции.
С конца февраля Михайлов также выставляет свои работы на площадке Foundation — первую из них он продал за $5 316. Благодаря продажам своих работ на рынке NFT февраль для Михайлова выдался «более прибыльным, чем весь прошлый год». Раньше художник зарабатывал, выполняя проекты на фрилансе для музыкантов (Martin Garrix, Massive Attack) и брендов (Adidas, KFC). Один проект, который мог длиться от недели до месяца, приносил ему $1000–3000. «Конечно, были и более крупные проекты, но редко», — уточняет художник.
Художник-коллекционер
В России одним из первых на NFT-площадки вышел 3D-художник из Санкт-Петербурга R66 (его настоящее имя — Никита Реплянский). В портфолио R66 игры Kinect Adventures! и Borderlands 2, а также коллаборации с Adidas, Третьяковской галереей и рок-группой Bring Me the Horizon. Кроме того, художник создает физические объекты — например, весной 2017-го R66 и российский производитель протезов «Моторика» представили два протеза для взрослых на российской неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia.
Об NFT Никита узнал в 2020 году от близкого друга, который увлекался торговлей криптовалютами. В мае Реплянский выставил первую работу на площадке SuperRare и продал ее за 3,5 ETH ($1 231). Сейчас, помимо SuperRare, Никита выставляется на площадке Async.art: там он выгодно продал работу Crypto Gothic, которая отсылает зрителей к 2030 году, когда, по словам художника, окончательно сотрутся границы между физическим и цифровым мирами. Аукцион проходил с 16 по 20 февраля, работа ушла за 6,1 ETH ($12 900 по курсу на конец февраля).
Реплянский утверждает, что у него нет цели заработать на криптоискусстве. Хотя до бума NFT художник зарабатывал меньше, по его словам, он и тогда не испытывал финансовых трудностей. Он говорит, что вышел на этот рынок, потому что хочет «делать прорывные вещи и помогать комьюнити развиваться».