Еда как награда, диалог и табу и ее роль в истории человечества
В фермерском кафе LavkaLavka в Сивцевом Вражке проходят еженедельные лекции о русской литературе и гастрономии. «Сноб» побывал на одном из мероприятий и записал рассказ шеф-редактора газеты «Культура» Михаила Бударагина о том, как менялись смысл и значение еды со времен древних скандинавов до наших дней
Древние мифологии: еда как награда
В скандинавской мифологии есть гигантский вепрь Сехримнир — им кормили пирующих в Вальхалле. Главная «опция» этого вепря в том, что его съедали, а он волшебным образом снова появлялся — очень удобно. То есть главной наградой героев в Скандинавии была возможность есть и не переживать о том, что еда закончится. В русских сказках есть скатерть-самобранка. Ты идешь, развернул ее — оп, еда. Потом дальше идешь, вновь развернул — и снова еда. Фантазии о молочных реках и кисельных берегах — они о нескончаемой еде, когда ты можешь есть и не переживать. В древнем мире часто умирали из-за голода, его действительно боялись. Тогда ели, чтобы не умереть.
Греки и римляне: еда как диалог
Все изменилось у греков, которые создали много понятий, которые невозможно пощупать, то есть философию. В Скандинавии никому не надо было объяснять, как устроено мироздание: были мифы, из которых всем все было ясно. У греков тоже были мифы, но они еще и задавались разными вопросами: например, как должно быть устроено идеальное общество. Понятно, как оно должно быть устроено с точки зрения родо-племенной общины: есть начальство, воины, ремесленники, дети и женщины — все на своем месте в иерархии. Греки спрашивают: точно ли так должно быть все устроено или как-то иначе? Для того, чтобы разрешить эти вопросы, нужно было место, где их обсуждать. Так возникли пиры.
Пир устраивали не для еды, а для беседы. Он назывался «конвивиум», и, как и многие греческие слова, это нельзя перевести одним русским словом. «Конвивиум» — это разговоры о главном в узком кругу допущенных лиц, закрытый клуб, в котором обсуждают серьезные вещи. Нельзя было обсуждать семейные проблемы — это не считалось важным. Запрещалось обсуждать политические интриги, мол, давайте кого-то куда-то поставим. Но все же политика была важна на пирах: она, по сути, и составляла смысл этого собрания.