Кому от комбучи жить хорошо: как чайный гриб захватил мировой рынок
Уродливый гриб в банке, который когда-то стоял на подоконнике вашей бабушки, неожиданно захватил мир: по прогнозам аналитиков, продажи комбучи (его международное название) в мире к 2022 году могут вырасти до $2,5 млрд. Постоянный гастрономический обозреватель Forbes Life Иван Дубков разбирается, как этот удивительный продукт стал популярным и есть ли на самом деле польза от чайного гриба
Его международное название — «комбуча» — пришло из Китая, где напиток готовят тысячелетиями. На территории СНГ он известен под названием «чайный гриб» всем старше 30: в детстве бабушки держали 3-литровую банку, покрытую марлей, с медузообразным питомцем у себя на кухне. Раз в неделю туда подливали свежую заварку с сахаром, а потом пили сами и угощали гостей. Лихие 1990-е пошатнули эту славную традицию, когда на рынок хлынули радости свободной экономики: Coca-Cola и детское шампанское потеснили гриб в его власти над умами и столами. А в конце 2000-х случилось его триумфальное возвращение на фоне популярности ЗОЖ — суперфуды, авокадо, медитации привели с собой и комбучу.
Мировой бум продаж комбучи случился в 2016 году — они составили $1,06 млрд, а к 2022 году могут вырасти до $2,5 млрд, считает консалтинговая компания Zion Market Research. По последним данным Nielsen, самый большой рынок в США — $475 млн. Пионеры бизнеса становятся миллиардерами, а мастодонты рынка стремятся войти на быстрорастущую территорию: так, в 2016 году PepsiCo купила одного из крупнейших производителей комбучи в США — компанию KeVita. Медиадиректор Smartfetch Марина Мифтахудинова приводит цифры из отчета по глобальному рынку потребления за 2016 год, согласно которым в России объем продаж комбучи составил примерно $14,25 млн. При этом совокупный среднегодовой темп роста держится на уровне 19,3-23,1% в 2017-2020 годах. По мнению эксперта, данные вполне соответствуют мировым трендам потребления напитка.
На российском рынке, несмотря на общее прошлое, чайный гриб пока не настолько популярен. «Рынок комбучи огромный, но российские реалии очень скромны: у нас даже не все знают это слово, — объясняет Илья Девиджиан, основатель марки «Карибу Комбуча», которая производит напиток на основе чайного гриба. — Наверное, поэтому во «ВкусВилле» этот напиток продается под наименованием «чайный гриб». Smartfetch в 2016 году посчитал внутренний рынок комбучи и пришел к цифре в $14,25 млн, что я считаю полным бредом. Если представить что одна бутылка стоит 100 рублей, то получается 10 млн бутылок в год. Из чего я делаю вывод, что либо мы занимаемся ерундой, в то время как все наши конкуренты заваливают страну продуктом, либо цифры не очень проработаны. Фактически таких продаж нет, потенциально — рынок готов. За 2018 год, например, мы удвоили объем выпуска. В будущем я вижу развитие так, что в условной «Азбуке Вкуса» появятся холодильниками с подборкой крутых ферментированных напитков, каких сейчас много в Европе и Америке: интересными квасами, лимонадами».
Однако даже крупные российские ретейлеры видят в комбуче потенциал. «Большинство трендов здорового питания приходят с Запада, — объясняет Лидия Макшейн, руководитель направления «Здоровье» торговой сети «Перекресток». — В случае с комбучей тренд усиливается тем, что напиток знаком с детства многим россиянам как «чайный гриб». В «Перекрестке» мы следим за современными трендами, и, конечно, в ассортименте присутствует комбуча. Думаю, ее популярность будет и дальше расти: у нее доступный и понятный вкус, натуральный состав. Комбуча стала достаточно популярным напитком, заменяющим сладкую газировку и в некоторых случаях даже алкоголь. Это продукт естественной ферментации с низким содержанием остаточного сахара, без аспартама и кофеина. Таким образом, комбуча имеет высокий потенциал развития как напиток для