Уродливый гриб в банке неожиданно захватил мир

ForbesЗдоровье

Кому от комбучи жить хорошо: как чайный гриб захватил мировой рынок

Уродливый гриб в банке, который когда-то стоял на подоконнике вашей бабушки, неожиданно захватил мир: по прогнозам аналитиков, продажи комбучи (его международное название) в мире к 2022 году могут вырасти до $2,5 млрд. Постоянный гастрономический обозреватель Forbes Life Иван Дубков разбирается, как этот удивительный продукт стал популярным и есть ли на самом деле польза от чайного гриба

Иван Дубков

gettyimages-696029940.jpg__1572449047__95068.jpg

Его международное название — «комбуча» — пришло из Китая, где напиток готовят тысячелетиями. На территории СНГ он известен под названием «чайный гриб» всем старше 30: в детстве бабушки держали 3-литровую банку, покрытую марлей, с медузообразным питомцем у себя на кухне. Раз в неделю туда подливали свежую заварку с сахаром, а потом пили сами и угощали гостей. Лихие 1990-е пошатнули эту славную традицию, когда на рынок хлынули радости свободной экономики: Coca-Cola и детское шампанское потеснили гриб в его власти над умами и столами. А в конце 2000-х случилось его триумфальное возвращение на фоне популярности ЗОЖ — суперфуды, авокадо, медитации привели с собой и комбучу.

Мировой бум продаж комбучи случился в 2016 году — они составили $1,06 млрд, а к 2022 году могут вырасти до $2,5 млрд, считает консалтинговая компания Zion Market Research. По последним данным Nielsen, самый большой рынок в США — $475 млн. Пионеры бизнеса становятся миллиардерами, а мастодонты рынка стремятся войти на быстрорастущую территорию: так, в 2016 году PepsiCo купила одного из крупнейших производителей комбучи в США — компанию KeVita. Медиадиректор Smartfetch Марина Мифтахудинова приводит цифры из отчета по глобальному рынку потребления за 2016 год, согласно которым в России объем продаж комбучи составил примерно $14,25 млн. При этом совокупный среднегодовой темп роста держится на уровне 19,3-23,1% в 2017-2020 годах. По мнению эксперта, данные вполне соответствуют мировым трендам потребления напитка.

На российском рынке, несмотря на общее прошлое, чайный гриб пока не настолько популярен. «Рынок комбучи огромный, но российские реалии очень скромны: у нас даже не все знают это слово, — объясняет Илья Девиджиан, основатель марки «Карибу Комбуча», которая производит напиток на основе чайного гриба. — Наверное, поэтому во «ВкусВилле» этот напиток продается под наименованием «чайный гриб». Smartfetch в 2016 году посчитал внутренний рынок комбучи и пришел к цифре в $14,25 млн, что я считаю полным бредом. Если представить что одна бутылка стоит 100 рублей, то получается 10 млн бутылок в год. Из чего я делаю вывод, что либо мы занимаемся ерундой, в то время как все наши конкуренты заваливают страну продуктом, либо цифры не очень проработаны. Фактически таких продаж нет, потенциально — рынок готов. За 2018 год, например, мы удвоили объем выпуска. В будущем я вижу развитие так, что в условной «Азбуке Вкуса» появятся холодильниками с подборкой крутых ферментированных напитков, каких сейчас много в Европе и Америке: интересными квасами, лимонадами».

Однако даже крупные российские ретейлеры видят в комбуче потенциал. «Большинство трендов здорового питания приходят с Запада, — объясняет Лидия Макшейн, руководитель направления «Здоровье» торговой сети «Перекресток». — В случае с комбучей тренд усиливается тем, что напиток знаком с детства многим россиянам как «чайный гриб». В «Перекрестке» мы следим за современными трендами, и, конечно, в ассортименте присутствует комбуча. Думаю, ее популярность будет и дальше расти: у нее доступный и понятный вкус, натуральный состав. Комбуча стала достаточно популярным напитком, заменяющим сладкую газировку и в некоторых случаях даже алкоголь. Это продукт естественной ферментации с низким содержанием остаточного сахара, без аспартама и кофеина. Таким образом, комбуча имеет высокий потенциал развития как напиток для

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Чисто английские детективы: добротные сериалы для холодных вечеров Чисто английские детективы: добротные сериалы для холодных вечеров

Британские детективные сериалы давно стали отдельным жанром

Psychologies
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
I love this game! I love this game!

Интарс Бусулис - латвийский певец, победитель конкурса «Новая волна – 2005»

OK!
Виктор Пелевин Виктор Пелевин

Правила жизни Виктора Пелевина

Esquire
Непонятный сигнал: зачем бизнесу предложили жаловаться на силовиков Непонятный сигнал: зачем бизнесу предложили жаловаться на силовиков

Как население воспринимает инициативу власти?

Forbes
Ню в невесомости Ню в невесомости

Анна Грачевская – девушка явно не робкого десятка

Playboy
Бывший миллиардер Ноготков назвал семь причин, погубивших его бизнес-империю Бывший миллиардер Ноготков назвал семь причин, погубивших его бизнес-империю

Максим Ноготков рассказал о причинах, которые разрушили его бизнес

Forbes
Дмитрий Иванов: «Развод предсказала астролог Лолы!» Дмитрий Иванов: «Развод предсказала астролог Лолы!»

Бывший муж Лолиты представил свою версию расставания с певицей

StarHit
Фитнес летом: как не забросить тренировки? Фитнес летом: как не забросить тренировки?

Как отдохнуть летом с пользой для фигуры?

Худеем правильно
Мухит Сейдахметов: «Самая большая проблема шеринга — ментальность» Мухит Сейдахметов: «Самая большая проблема шеринга — ментальность»

Интервью с генеральным директором каршеринга «Делимобиль»

РБК
Асаны для фертильности Асаны для фертильности

Занятия йогой помогут снять стресс и нормализовать гормональный фон

Лиза
6 способов не разориться на подарках 6 способов не разориться на подарках

Как купить подарки для родных, близких и друзей и не выйти за рамки бюджета

Домашний Очаг
7 фильмов, которые заставили людей убегать из кинотеатра 7 фильмов, которые заставили людей убегать из кинотеатра

А вам когда-нибудь приходилось выбегать из кинотеатра

РБК
Усы, лапы и хвост – вот мои инструменты! Усы, лапы и хвост – вот мои инструменты!

Как повседневное общение с питомцем приводит к исцелению тела и души

Psychologies
Естественный соблазн Естественный соблазн

Антонио Бандерас рассказал о том, что делает его счастливым

Домашний Очаг
Александр Паль: Испытание верностью Александр Паль: Испытание верностью

Александр Паль – новый русский, в котором каждый сегодня узнает «своего»

СНОБ
Почему все вокруг помешались на токсичности? Почему все вокруг помешались на токсичности?

И как слово «токсичный» помогает нам во всех своих бедах винить всех вокруг

GQ
Крутые миражи Крутые миражи

Для «Экспо-2020» в ОАЭ построили город будущего

Огонёк
«Пивная открывалка» в честь Великой Победы. Как война памятников сближает Россию и Польшу «Пивная открывалка» в честь Великой Победы. Как война памятников сближает Россию и Польшу

Установка памятников как утверждение консервативной воли

СНОБ
Федор Бондарчук: «Я по-прежнему идеалист» Федор Бондарчук: «Я по-прежнему идеалист»

Федор Бондарчук – о молодом Голливуде, диджитал-детоксе и восстании машин

Cosmopolitan
С пометкой «срочно» С пометкой «срочно»

Преобразиться за месяц – стоит ли игра свеч?

Cosmopolitan
Трудности перевода: как британский профессор бизнес-этики 30 лет наблюдает за русскими предпринимателями Трудности перевода: как британский профессор бизнес-этики 30 лет наблюдает за русскими предпринимателями

Британский профессор Том Роулинс переехал в Россию почти 30 лет назад

Forbes
Диана Вишнёва: Матч в контексте Диана Вишнёва: Матч в контексте

Очерк Сергея Николаевича о Диане Вишнёвой, балерине Мариинского театра

СНОБ
Напои флору: как поливать комнатные цветы Напои флору: как поливать комнатные цветы

Как правильно ухаживать за растениями, чтобы они радовали ростом и долголетием

Cosmopolitan
Слава пришла ко мне неожиданно, и я долго чувствовал себя не в своей тарелке Слава пришла ко мне неожиданно, и я долго чувствовал себя не в своей тарелке

В отличие от своих персонажей, в жизни Джон Гудман не очень-то разговорчив

Playboy
И в службу, и в дружбу И в службу, и в дружбу

Подруги, которые не побоялись рискнуть и открыли вместе собственное дело

Cosmopolitan
Все в одном: как выбрать моноблок для офиса или дома Все в одном: как выбрать моноблок для офиса или дома

Надоел занимающий место системный блок? Купите моноблок!

CHIP
О чем расскажет туфелька О чем расскажет туфелька

Рисуем психологический портрет… по твоей любимой обуви

Лиза
Василий Даниловский: Василий Даниловский:

Василий Даниловский - основатель и идейный вдохновитель Roofevents

Cosmopolitan
Открыть в приложении