«Коммерсантъ» узнал детали трагедии на подводном аппарате в Баренцевом море
Погибшие в Баренцевом море подводники могли спастись, но решили до последнего бороться за сохранение аппарата, выяснил «Коммерсантъ». Моряки действовали в соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть», которое грозит уголовным преследованием за уход из горящего отсека без приказа.
Вечером 1 июля, когда произошла трагедия (Минобороны сообщило о ней только на следующий день), офицеры завершали контрольный выход аппарата АС-31 («Лошарик») перед предстоящим выполнением боевого задания, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на близкий к расследованию катастрофы источник. Что за задание предстояло станции, газета не уточняет. Два сменных экипажа проверяли работу устройств и механизмов после планового техобслуживания, утверждает издание.
По данным «Коммерсанта», дым появился в аккумуляторном отсеке во время стыковки аппарата с лодкой-носителем. Произошедшая авария не представляла большой опасности для экипажа, по крайней мере, в самом начале, утверждают источники газеты. По их словам, все бывшие на борту могли эвакуироваться на лодку-носитель, причем у них были с собой дыхательные устройства ПДУ-3, которые позволяют продержаться по меньшей мере 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.
Вместе с тем, «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» — действующие в военно-морском флоте правила – предписывают каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар. Оставление горящего отсека без приказа грозит уголовной ответственностью, указывает «Коммерсантъ». Собеседники газеты уточнили, что отдельных правил для глубоководных аппаратов нет, и гидронавты обычно следуют инструкциям для подводников.
Командир аппарата доложил о пожаре командиру подводной лодки и приказал всем, кто не будет задействован в борьбе с чрезвычайной ситуацией, покинуть борт. На подлодку перешли шесть человек, десять офицеров остались, утверждает издание.