«Старики» снова в деле: почему Брейгель и Да Винчи вызывают сегодня такой ажиотаж
24 октября в Лувре открывается крупнейшая выставка Леонардо да Винчи в современной истории. В первые часы старта продаж билетов обрушился сайт музея. За 30 часов были проданы 33 500 билетов. Forbes Life советует вам купить билет на выставку в Лувр летом — к осени могут разобрать все
Да Винчи — та же рок-звезда», — говорит Арно Аверсен, президент France Billet. Поскольку сайт Лувра не справляется, часть билетов на выставку да Винчи распространяется через Fnac. Так уже было, когда в Париж приезжала Бейонсе.
В октябре Лувр покажет пять живописных полотен, включая Мону Лизу, которые да Винчи прихватил с собой, отправляясь в замок Клу по приглашению французского короля Франциска I (где и умер в 1519 году, — эта дата стала формальным поводом для ретроспективы), и больше 120 рисунков и документов из европейских музеев. Через Ла-Манш переправится собрание рисунков да Винчи из коллекции Виндзоров ( их показывают в королевской галерее в Букингемском дворце все лето и часть осени до 13 октября). Лувр работал над выставкой да Винчи десять лет и успел договориться и с британской королевской семьей, и с Британским музеем, и с Лондонской национальной галереей, с Пинакотекой Ватикана, Метрополитен-музеем в Италии и Институтом Франции. Объявленный ранее «Спаситель мира», которого ждали в экспозиции Лувр-Абу-Даби, проданный из собрания Дмитрия Рыболовлева на Christie's в 2017-м году с мировым рекордом в $450 млн, скорее всего не будет показан в Лувре. Самые сложные переговоры Франция провела с Италией. Два министра культуры встретились в конце февраля в Милане, чтобы лично обсудить этот животрепещущий вопрос. Эти переговоры уже назвали самыми отвественными из тех, что две страны провели друг с другом после Второй мировой. Французы уговаривали Венецию предоставить в аренду «Витрувианского человека», и убедить не жадничать галерею Уффици во Флоренции. Взамен Франция обещает предоставить работы Рафаэля к выставке в честь 500-летия смерти художника. До сих пор не объявлено, предоставит ли «Мадонну Бенуа» Эрмитаж. Из собрания Эрмитажа работа гастролировала лишь трижды: в Париж в 1935, в Вашингтон, Нью-Йорк и Лос-Анджелес в 1979-м и во Флоренцию в 1984-м.
Помимо Да Винчи, в этом году проходят выставки в честь 450-летия со дня смерти Питера Брейгеля Старшего (начало положила ретроспектива в Вене в прошлом году), 350 лет со дня смерти Рембрандта, 500 лет со дня рождения Тинторетто. А в 2020 году во Фландрии откроется год Яна ван Эйка, а в Италии — Рафаэля.
Национальные музеи и страны-юбиляры недвусмысленно намекают, что и Брейгель Старший, и его династия, и да Винчи, и Рембрандт — наш современный рок-н-ролл, который живее всех живых и на покой не собирается. «Витальность европейской живописи, оптимизм Ренессанса» — так деликатно определяют их бессмертие искусствоведы. На стендах лондонской Frieze Masters, брюссельской ярмарки BRAFA уже несколько лет часто в пространстве одной галереи показывают современных художников и старых мастеров одновременно. В марте в Маастрихте этот тренд проник на ярмарку искусства TEFAF, а в мае — и на Венецианскую биеннале, где, например, Пушкинский музей представляет работу Тинторетто среди трех видеоинсталляций современных художников. Означает ли это массовое признание в любви? Повлияет ли хайп старых мастеров на арт-рынок? Bзлетят ли цены на работы XIII–XIX веков? При этом современное искусство вежливо посторонится и проверенные временем имена прямо на наших глазах обыграют авторов-современников? Forbes Life разбирается: насколько инвестиционно привлекательна старина, где ее сильные стороны и при чем тут современность.