Любовь вообще самое главное в нашей жизни

Коллекция. Караван историйКультура

Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: Серги Шагулашвили

«Критика — это реклама. Я это всегда говорю. Вспоминаю, как когда-то познакомился с великим Сальвадором Дали и его уникальной супругой Галой. Вдруг художник встал и начал изображать странные фигуры, делать необычные движения. Через секунду я увидел напротив фотографа, который узнал Дали и активно его снимал. А Дали затем смеялся, говорил: «Увидишь потом, что обо мне напишут. Это реклама».

— Зураб Константинович, глядя на ваши колоритные картины, в голову приходит такой необычный поэтический образ: краски на полотнах, которых касается ваша талантливая кисть... целуются!

— Такого мне еще никто не говорил! (Смеется.) Но если ты так видишь — спасибо! Действительно, краски должны полюбить друг друга на холсте, тогда получится цельная работа. Любовь вообще самое главное в нашей жизни. Я верующий человек, с детства бабушка читала мне Библию, когда это еще было запрещено. Она уводила меня гулять в лес и там рассказывала разные истории. Позже я понял, что это и были библейские сюжеты. Она повесила мне крест на шею. И с тех пор крест я не снимаю. Каждая моя работа — о любви к миру, к людям, к жизни.

Надо изучить мозги художника! Тогда что-то будет понятно. Хотя иногда самому сложно объяснить, почему делаешь так или иначе. А образ рождается по-разному: иногда увидел что-то интересное и держишь это в голове, чтобы скорее перенести на холст или на бумагу, в скульптуру. Иногда что-то само вдруг приходит в голову, иногда во сне. Бывает, в процессе работы рождается целая серия образов. Вижу интересный цветок в необычном горшке, растущее в парке дерево — смотришь, прямо готовая скульптура, так необычно собирается все в композицию. Или видишь человека необычной внешности, портрет которого хочется сразу написать.

Мы все разные и по-разному живем. По-разному одеваемся, по-разному мыслим. В течение дня меняется давление, день сменяет утро и так далее, поэтому, каждый раз беря в руки кисть, ощущаешь и видишь мир вокруг по-разному. Вот это все перенести на холст — и есть искусство, индивидуальное отношение. Поймать первое впечатление от увиденного предмета или модели и перенести в пространство изобразительного искусства, важнейший фактор. Так учили нас педагоги.

Верхний ряд слева направо: тетя, дядя Гигла Нижарадзе, сестра Нели , отец Константин Церетели и Зураб Церетели. Нижний ряд — тетя, двоюродные сестра и брат, бабушка, мать Тамара Нижарадзе. Фото: из архива З. Церетели

— У вас есть любимая краска?

— Вся палитра для меня — драгоценный дар. Я люблю все краски, все цвета, что существуют в природе. Бог подарил нам цветной мир, как его можно не любить! И черный, и белый, и зеленый, и синий, и желтый, и красный! С каждым из них так интересно играть, создавая всякий раз нечто новое. Обращал внимание, как все в природе выглядит гармонично: цвета у растений, раскрас животных, птиц, бабочек? Палитра уникальная!

Природа для культуры Грузии имеет особое значение. С любви к природе и началось мое увлечение в детстве рисованием, позже живописью. Я не выделяю любимое время года или время суток. Конечно, я родился в Грузии, где много солнца. Поэтому в холодное время года мне всегда немного не хватает солнца. Но у меня свой способ поднять настроение, зарядиться энергией. В осеннее и зимнее время я больше пишу подсолнухи. Они для меня символизируют энергию солнца и радости. Наверное, потому у меня так много подсолнухов в живописи.

В детстве я много времени проводил у бабушки в Западной Грузии, в деревне близ Кутаиси, расположенной в красивейшем регионе страны — Имеретии. Природа там уникальнейшая — леса, горы, реки, пещеры, водопады, все возможные цвета и оттенки, настоящее богатство красок, поскольку субтропики в Имеретии соседствуют с альпийскими лугами. Как во все это можно не влюбиться! А какие там уникальные подсолнухи, они всегда стоят перед моими глазами, я их рисую всю жизнь. Ведь все, что окружает нас, — создано великим Творцом. Земля, по которой мы ходим, воздух, которым мы дышим, природа, которой мы восхищаемся, — все это сотворил Бог.

Зураб Церетели в мастерской на Большой Грузинской, 2009 год. Фото: Серги Шагулашвили

Я давно мечтаю сделать музей, в котором будет отображена вся библейская история. Сохранить это для новых поколений — важнейший фактор. После Тбилисской академии художеств я работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Георгий Читая, Вера Бардавелидзе, Джульетта Рухадзе — все они внесли огромный вклад в дело сохранения и изучения православных святынь Грузии. Я ездил в многочисленные экспедиции, объездил фактически всю Грузию. И благодаря этому во времена, когда церковное искусство было под запретом, открыл его для себя. Позже, и в работе по воссозданию храма Христа Спасителя в Москве, и Саввы Сербского в Белграде, и монумента «Летопись Грузии», этот опыт мне очень помог. Более того, это вдохновило меня на собственную серию работ в скульптуре и графике на библейские темы.

А вот за карандаши в далеком детстве, наверное, в возрасте четырех-пяти лет я взялся не сам по себе. Мне их дал мой дядя, известный художник Георгий Нижарадзе.

Именно благодаря дяде я начал рисовать все, что видел вокруг себя, — солнце, цветы, траву, деревья, животных... Он научил меня понимать природу, видеть красоту, чувствовать свет и тень. Мы ходили с ним на природу, на пленэр, шли гулять в зоопарк и там рисовали. Он видел, что мне это очень нравится, и поддерживал меня. У дяди в мастерской собирались выдающиеся художники — Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Серго Кобуладзе. Много говорили об искусстве. Мне не все было понятно тогда, но очень интересно было наблюдать, слушать их мудрые слова. В такой атмосфере я рос. Дядя был высокий, интересный мужчина. Когда мы с ним шли по улице, женщины поворачивали голову. А тогда в Грузии все было строже, это считалось неприличным. Но его обаянию невозможно было сопротивляться.

Монументальная композиция «Рождение нового человека». Посвящена Христофору Колумбу. Севилья, Испания, 1995 год. Фото: Серги Шагулашвили

Я думал: «Стану художником — буду таким же красивым, как дядя». Художником стать получилось. Красавцем как он — нет. (Смеется.) Дядя фактически открыл для меня профессию художника. Тогда это не считалось престижным, скорее несерьезным делом, для мужчины — тем более. Отец был сильно против. Сердился на меня. Но мама была уникальной женщиной — мудрой, тонкой. Ее поддержка помогла мне утвердиться в своем выборе. Отец долго с недоверием относился к профессии художника. Позже, когда мои работы уже были известны и в СССР, и за рубежом, отец очень мной гордился. В его комнате были вырезки из газет, где писали о моих проектах.

На родителях большая ответственность за детей и их выбор. Здесь много тонкостей. Чем дольше я живу, тем сильнее понимаю, как много в нашей жизни зависит от родителей, дедушек, бабушек, близких родственников. Они закладывают в нас основы, тот самый фундамент, на котором каждый из нас со временем строит свою жизнь.

Не люблю критиковать, но сегодня снова сложно тем, кто выбирает профессию художника. Некоторые родители очень портят детей. Я часто провожу у себя в галерее на Пречистенке и в своем доме в Переделкино мастер-классы для детей. Большинство всегда — девочки. Понятно, что родителей беспокоит будущее детей-мальчиков, которые должны выбрать профессию. Но если у ребенка талант, его нужно поддержать. Ведь потом, если человек занимается нелюбимым делом, хоть и деньги заработает, но не будет счастливым.

Вообще, всем детям надо как можно раньше давать цветные карандаши. Изобразительное искусство очень важно для развития. Неважно, будет ребенок художником или нет. Это не просто трата времени. Это очень серьезный вклад в его образование, это воспитывает человека, личность. Творческий подход важен в любой профессии. Я очень рад, что и свою дочь Елену, которая стала искусствоведом, художницей, и внука Василия я воспитал именно так. Василий, которому сейчас 45 лет, продолжит то, что уже не успею я. У него блестящее образование, он руководит Московским музеем современного искусства, который я создал. Василий — художник, вице-президент Российской академии художеств. И другой внук Зураб и внучка Виктория — все занимаются искусством. Меня это очень радует.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Збруев: Александр Збруев:

Я вел двойную жизнь

Коллекция. Караван историй
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Царская семья: последние дни Царская семья: последние дни

Расстрел царской семьи - вопрос, по которому появляются все новые подробности

Караван историй
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Ольга Науменко: «Рязанов постоянно делал мне замечание: «Оля, вот здесь побольше любви!» Ольга Науменко: «Рязанов постоянно делал мне замечание: «Оля, вот здесь побольше любви!»

О своей жизни, киноролях и любимом Театре Гоголя рассказала Ольга Науменко

Коллекция. Караван историй
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Музыка и мозг Музыка и мозг

Музыка делает детей умнее, эмпатичнее и креативнее

Здоровье
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Я поднимаю свой — вокал Я поднимаю свой — вокал

Вечный спор физиков и лириков: можно ли стать певцом в зрелом возрасте?

ЖАРА Magazine
Уплотнение экономического пространства Уплотнение экономического пространства

Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Деньги
Могут ли добавки с витамином D замедлить старения Могут ли добавки с витамином D замедлить старения

Витамин D — ключ к долголетию?

ТехИнсайдер
Что у Intel инсайд? Что у Intel инсайд?

В надежде спасти Intel Трамп покупает пакет компании. Кажется, это жест отчаяния

Монокль
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации

Как работает цифровое сокрытие информации?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении