История Юлии Началовой, рассказанная ее отцом

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Виктор Началов. Колыбельная для дочки

С моими мамой и сестрой поехали смотреть на дочку. На улице мороз, в отделение не пускают, и Тая в окно четвертого этажа показывает нам маленький сверточек с ребенком. Не видно, конечно, ничего, но новоиспеченная бабушка, моя мама, говорит: «Красавица-то какая! Распроединое дите!» Единственная внучка, значит.

Автор: Павел Соседов, Светлана Корелова

Я родился в семье не музыкантов, но — музыкальной! Мама Анна Григорьевна была редкой рассказчицей с замечательным певческим голосом. Для меня и старшей сестры Антонины она постоянно сочиняла колыбельные сказки — фантазия ее никогда не иссякала, импровизировать могла бесконечно. Мама устраивала дворовые концерты, собирая на наши представления всех соседских бабушек. Сама пела высоким чистым голосом и меня с сестрой на табуреточку ставила...

Много лет спустя в мамин «оборот» попала и маленькая Юля — так что первый сценический опыт дочери от бабушки. Мать занималась домашним хозяйством, а отец, Василий Егорович, до пенсии проработал на комбайне. За свою ударную работу имел орден Трудового Красного Знамени, многочисленные грамоты и даже наградные золотые часы, которые получил в 1973 году. При этом папа был музыкантом-самородком — виртуозно играл на гармони, которую целиком сделал своими руками. Сегодня это невозможно себе представить, а папа даже кнопки для своей гармони вырезал из донышек крышек от одеколона и до преклонных лет потрясающе играл — хотя никогда музыке не обучался.

Отец очень хотел, чтобы и я выучился играть на гармони. Однако я, несмотря на выраженные музыкальность и слух, до четырех лет к инструменту интереса не проявлял. Но когда мне не было и пяти, произошел случай, который я сам помнить не мог — мне об этом рассказывал папа.

В то время отец обучал игре на гармони соседского мальчика. Правда учение парнишке давалось тяжело. Однажды после занятия, когда сосед ушел, я подошел к отцу и сказал: «Папа, а чего ж он так это играет?! Ты же ему совсем по-другому показывал». После чего взял в руки гармонь и в точности повторил всю партию, заданную отцом. От услышанного и увиденного папа дар речи потерял, и вскоре у меня появился свой собственный инструмент. Папа смастерил гармонь и для меня! А я сразу стал самостоятельно на ней играть. Музыкальной школы в нашем селе не было, но я любую услышанную музыку легко подбирал на слух. Практикую это и сегодня.

В домашней студии, на фоне Юлиных наград и альбомов

Село наше называется Хреновóе. Находится оно в Бобровском районе Воронежской области. По преданию, название возникло еще во времена царя Гороха — этот самый «царь Горох», проезжая мимо поселения, вокруг которого раскинулись заросли дикого хрена, изрек: «Какое место хреновое». С тех пор село так и именуют. Кроме хрена наши места славились своими многовековыми дубами и корабельными соснами — именно из нашего леса был построен Петровский флот! Лучшей древесины для своего детища — флота Петр Первый во всей России не нашел.

Село знаменито и своим конезаводом, основанным фаворитом Екатерины II графом Орловым. Именно здесь вывели известную на весь мир породу орловский рысак. Во времена моего детства Хреновое было огромным селом, и пусть музыкальной школы в нем не было, зато была и есть крупнейшая в стране лесная школа. Ее основатель Георгий Федорович Морозов создал здесь первое в мире учение о лесе. Школа носит статус техникума, и я пришел туда учиться после девятого класса.

В общеобразовательной школе мои способности к музыке ценили. У нас не было музыкального руководителя, и я в качестве аккомпаниатора обслуживал все классы на школьных вечерах, подбирая на баяне популярные мелодии. Кроме того, у меня был неплохой чистый мальчишеский голос, поэтому я и с сольными вокальными номерами выступал в самодеятельных концертах. Помимо музыки, как и все мальчишки, играл в футбол, зимой — в хоккей. А вот сестра моя Тоня уже в начальной школе увлеклась русским языком и литературой, говорила всем, что станет учителем, и первым своим учеником выбрала меня, потому что я был младше на пять лет. Настойчиво пыталась обучить меня грамоте и беспощадно ставила мне, дошкольнику, двойки. Я горько плакал.

В техникуме продолжил заниматься музыкой. В конце первого курса нас отправили в Москву на конкурс самодеятельных коллективов лесного хозяйства страны, на котором я как солист занял первое место. В качестве награды мне вручили транзисторный приемник — большую ценность по тем временам, и фантастическую папку из настоящей крокодиловой кожи — больше такой качественной вещи я в жизни никогда и нигде не встречал.

После техникума меня призвали в армию во Франкфурт-на-Одере. Уже в ГДР состоялось прослушивание новобранцев в ансамбль Группы Советских войск в Германии, и меня отобрали. Но руководство моей части пошло на хитрость — на подлог: чтобы не отпустить в ансамбль, меня записали под другой фамилией и оставили поднимать собственную самодеятельность. Как потом выяснилось, меня еще долго разыскивал руководитель ансамбля. Когда же нашел, меня опять не отпустили, потому что самодеятельный коллектив, в котором я пел и играл на гитаре, очень нравился руководству нашей части.

Домой в Воронеж вернулся спустя два года, одетый с иголочки и «упакованный» импортными вещами — всем родным привез «фирмý». Мы, дембели, возвращались с пересадкой в Волгограде. Когда зашли в привокзальный буфет, лица наши скисли, как и квашеная капуста на раздаче. Ассортимент блюд дополняли макароны, килька, суп дня и грушевый лимонад, а мы-то уже привыкли, что в буфете нашей части в ГДР одного лимонада было девять видов. Но разве дело в лимонаде и кильке? Мы землю под ногами готовы были целовать — так соскучились по Родине.

После армии решил получить высшее образование и поступил, конечно, в Лесотехнический институт города Воронежа. При институте существовал, хоть и самодеятельный, но мощный и популярный Народный ансамбль «Весна». В него входили танцевальный и эстрадный коллективы. А концертный зал нашего института котировался наравне с залом городской филармонии — у нас нередко выступали гастролеры из Москвы.

У нас с дочерью была общая страсть — музыка

Когда-то «близость» известных артистов привела в этот же институт и мою будущую жену Таисию Мацко. Лестех окончил ее отец Николай Иванович. Дома на Кубани он рассказывал дочери, что видел на вузовской сцене саму Майю Кристалинскую! И Тая, которая прекрасно пела, отправилась в Воронеж, поступила в наш институт и стала солисткой ВИА «Весна». Таина деятельность в этом коллективе продолжалась одиннадцать лет. Только за время учебы по путевкам ВЦСПС и ЦК комсомола она с ансамблем побывала в Сибири, на БАМе, выезжала за рубеж для участия в международных фестивалях. Вот так в стране была развита самодеятельность!

Ну а потом, поступив в Лестех, в «Весну» пришел и я. Тая тогда уже работала на одной из кафедр нашего института. Мы жили в соседних общежитиях и после поздних репетиций ансамбля вместе возвращались домой. Выходные и праздники тоже проводили вместе, правда всем коллективом. Так постепенно и сблизились. Нам было очень интересно друг с другом, мы занимались одним делом, поэтому радости, успехи и печали были общими. В итоге решили пожениться. Познакомились мы в 1978 году, а в день открытия Олимпиады девятнадцатого июля 1980-го расписались. В моем родном селе Хреновом закатили веселую широкую свадьбу!

Для этого случая мой отец специально сколотил танцплощадку, на которой пели и плясали участники нашего коллектива. К ним присоединялись и деревенские. Конечно, приехали и Таины родственники — всего гостей было человек сто двадцать. Справить достойную свадьбу помогли наши родители: особых заработков у меня тогда еще не было, ведь я был студентом.

В 1982 году «Весну» пригласили на Всероссийский конкурс исполнителей советской песни «Сочи-82». В соревновании участвовали только профессиональные коллективы, но для нас сделали исключение. В жюри были Иосиф Кобзон, композиторы Павел Аедоницкий, Мурад Кажлаев, Александра Пахмутова и другие. Песню последней мы как раз и подготовили для конкурса, я сделал оригинальную аранжировку. Борьба за призовые места была очень серьезной и жесткой. Победителем конкурса стала Ирина Отиева — солистка оркестра Олега Лундстрема. На этом фестивале ее имя впервые прогремело.

В 1982 году меня и Таисию в составе ВИА «Весна» пригласили на Всероссийский конкурс исполнителей советской песни «Сочи-82»

Мы призового места не заняли, но зато нас после конкурса пригласили выступить на творческом вечере Александры Пахмутовой в Воронеже. Я исполнил песню «Как молоды мы были». Александра Николаевна и Николай Николаевич Добронравов остались очень довольны. После концерта наговорили мне добрых слов: «Мы думали, что так хорошо эту песню может петь только Саша Градский. Оказывается, не он один!»

В Воронежскую филармонию меня активно зазывали на работу со второго курса института — и вот почему: в Германии я качественно зарядился современной музыкой, изучил все доступные альбомы: Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd. Еще у нас в части был телемастер, который нам, советским солдатам, настроил программы ФРГ — ведь в ГДР они были под запретом. Я как музыкант, увидев воочию все эти знаменитые зарубежные коллективы, сделал для себя один важный вывод: не боги горшки обжигают — чтобы достичь высокого мастерства, надо просто много времени проводить за инструментом и много учиться. По возвращении домой стал заниматься музыкой с удвоенной силой.

Вдохновленный качественными образцами, услышанными в Германии, для нашего коллектива «Весна» я сочинил настоящую рок-оперу. В то время этот жанр был очень популярен. Главный администратор Воронежского театра оперы и балета Роберт Крайнович заказал режиссеру нашего же ТЮЗа Анатолию Абдулаеву либретто, а мне — музыку. И я написал. Не зная нот — написал! Придумал музыкальное произведение продолжительностью в пятьдесят минут и выучил его наизусть. Спектакль наш мы назвали «Детям о взрослых, взрослым о детях».

Руководство оперного театра отнеслось к нашей затее недостаточно серьезно, поэтому объявили премьеру за несколько дней до даты, отменив какой-то балетный спектакль, который плохо продавался. Аншлага ничто не предвещало, но слух о чем-то необычном, готовящемся на академической сцене, мгновенно разлетелся по городу. В итоге на наш спектакль в считаные дни был продан весь зал. Кроме того, ни одного билета, купленного на отмененный балет, не было сдано в кассу. Получилось, что продали полтора зала.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры» Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историй
Как провести выходные в Самаре Как провести выходные в Самаре

Едим раков, купаемся в Волге и гуляем по старым улочкам Самары

GQ
За пять минут до полуночи... Маршрут № 1 За пять минут до полуночи... Маршрут № 1

Путешествие из Петербурга в Москву - любимое русское занятие

Караван историй
«Живем в школьном автобусе»: почему супруги из США кочуют вместе с детьми «Живем в школьном автобусе»: почему супруги из США кочуют вместе с детьми

Супруги из США нашли выход из повседневной рутины

Psychologies
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
Особенности туристической подготовки внедорожников Особенности туристической подготовки внедорожников

Уроки школы автотуризма: как подготовить внедорожник к экспедиции

4x4 Club
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
Как спасались от жары в СССР (ностальгическая галерея) Как спасались от жары в СССР (ностальгическая галерея)

Помнишь лето, когда оно звучало мячом по асфальту и пахло как вода из поливалки?

Maxim
Верю в любовь Верю в любовь

Марина Зудина – о взаимной любви, которая должна случиться хоть раз в жизни

Домашний Очаг
«Это же просто дети»: преступление, которое потрясло Великобританию «Это же просто дети»: преступление, которое потрясло Великобританию

Никто не верил, что десятилетние дети способны на такое

Cosmopolitan
Киллиан Мерфи. Человек в футляре Киллиан Мерфи. Человек в футляре

Прозрачным глазам и точеным скулам этого ирландца посвящена сотня веб-сайтов

Караван историй
Как биомаркеры какао-бобов помогут избавиться от детского труда Как биомаркеры какао-бобов помогут избавиться от детского труда

Исследователи нашли способ сделать производство шоколада безопасным

Популярная механика
Варя, надежда, любовь Варя, надежда, любовь

Актриса Варвара Шмыкова говорит, что эмоции у нее всегда через край

Cosmopolitan
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
Все, что «неверному» нужно знать об исламе Все, что «неверному» нужно знать об исламе

В честь какого праздника мы решили написать научно-популярную статью об исламе?

Maxim
15 главных героев Евро-2020 15 главных героев Евро-2020

Кто запомнился зрителям с Евро-2020?

GQ
Широкие натуры: 5 самых щедрых мужчин по знаку зодиака Широкие натуры: 5 самых щедрых мужчин по знаку зодиака

Мужчин каких знаков точно нельзя назвать скрягами. Лови наш топ-5

VOICE
Политики, карьера которых закончилась следствием и судом Политики, карьера которых закончилась следствием и судом

Большая политика – это всегда игра с большими ставками

GQ
Берлин соединяет эмигрантов. А. Нуне: «Кем считать плывущих» Берлин соединяет эмигрантов. А. Нуне: «Кем считать плывущих»

Отрывок из книги А. Нуне о жизни эмигрантов

СНОБ
Синдром самозванца: что это такое и как перестать постоянно чувствовать себя обманщиком Синдром самозванца: что это такое и как перестать постоянно чувствовать себя обманщиком

Определение синдрома самозванца и оптимальные стратегии борьбы с этим явлением

Playboy
Глеб Калюжный – о своем первом альбоме JUN1OR Глеб Калюжный – о своем первом альбоме JUN1OR

Начало музыкального пути с отсылкой к хип-хоп культуре начала 2000-х

GQ
10 способов справиться с осуждением и критикой 10 способов справиться с осуждением и критикой

Как защитить себя от деструктивной критики

Psychologies
Багира промахнулась. Почему танк «Пантера» не оправдал ожиданий Багира промахнулась. Почему танк «Пантера» не оправдал ожиданий

Когда теория не подтверждается практикой

Maxim
Спутница Юпитера Спутница Юпитера

Что узнала «Юнона» за пять лет работы на орбите Юпитера

N+1
Как понять вино без сомелье-переводчика: все тонкости взаимоотношений с напитком Как понять вино без сомелье-переводчика: все тонкости взаимоотношений с напитком

Налаживаем диалог с вином самостоятельно

Playboy
Галактика Брэнсона: от самолета до космических кораблей Галактика Брэнсона: от самолета до космических кораблей

У таких людей, как Ричард Брэнсон, есть, чему поучиться

CHIP
Побег на секретном самолете, допросы и ревнивая жена: судьба Михаила Девятаева Побег на секретном самолете, допросы и ревнивая жена: судьба Михаила Девятаева

Михаил Девятаев: мальчик из глухой деревни, воплотивший в жизнь грезы о небе

Cosmopolitan
Какие плавки надевать на пляж, а какие — в бассейн Какие плавки надевать на пляж, а какие — в бассейн

Купальный дресс-код для настоящих джентльменов на отдыхе!

Maxim
Алкогольные пиршества помогли индейцам Уари расширить свое влияние в Перу Алкогольные пиршества помогли индейцам Уари расширить свое влияние в Перу

Антропологи обнаружили политическое значение у ритуального пьянства

N+1
Только без резких движений. Тест-драйв Nissan Qashqai 2021 с автопилотом Только без резких движений. Тест-драйв Nissan Qashqai 2021 с автопилотом

Кроссоверы Nissan стали умнее

РБК
Открыть в приложении