Я вел двойную жизнь

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Александр Збруев: "Кто-то считал, что я хожу по краю"

Я вел двойную жизнь. Своим пацанам во дворе боялся признаться, что обожаю театр. Поступление в "Щуку" оказалось переломным моментом в моей судьбе. Театр спас меня от многих бед.

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Арсен Меметов

Александр Викторович, в «Ленкоме» бурная и непредсказуемая жизнь. Недавно главным режиссером театра стал Алексей Франдетти. Ему всего 38 лет. Мне это назначение показалось неожиданным, но я же человек со стороны, могу чего-то не знать.

— У меня было похожее ощущение, когда это объявили. О Франдетти я знаю только то, что написано в интернете и что у него музыкальные приоритеты. Нам его представили в конце сезона. Он пришел первый раз, когда Антон Яковлев сдавал «Последний поезд». Этим спектаклем в сентябре «Ленком» открывает новый сезон. А отдельно с артистами Франдетти не встречался, не знакомился. Наверное, сделает это позже. Лучше бы, конечно, режиссеру, который не очень хорошо знает театр, смотреть спектакли, в которых играют артисты. Это и есть идеальное знакомство. Потому что в жизни человек может производить совершенно другое впечатление, нежели на сцене.

— Какие у вас ощущения во время перемен?

— Трудно сказать. Сейчас, кстати, не только в «Ленкоме» перемены. Были периоды стабильности, когда все шло своим чередом, не спотыкаясь. А за последние года три в театре вообще, не только в нашем, серьезные изменения. Во многих коллективах меняются состав труппы и руководители. Порой назначают не тех, кого нужно. Ну, а кого назначили, держатся недолго, потому что не удовлетворяют коллективы. Тут идет вполне естественная реакция — выставление локтя: нет, нет, варяг нам не нужен.

Хорошо, если бы приходил режиссер со своим портфелем и видением художественного направления в театре. Предложил бы какую-то новую жизнь труппе. Тогда бы все шло естественно и мы сами сказали бы: спасибо, что вы к нам пришли, мы рады с вами работать и хотели бы, чтобы вы продолжали свои начинания.

Конечно, когда в коллектив приходит талантливый человек, обязательно появляется группа людей не очень довольных, потому что им удобно идти по протоптанным дорожкам. Вообще, талантливый человек неудобен. Все новое очень сложно и трудно принимают.

Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости

— Яркий этому пример — Константин Богомолов, которого в «Ленкоме» не приняли.

— Я смотрел недавно его новые замечательные спектакли — «Таня» и «Гамлет in Moscow». Видел то, что он делает вообще с репертуаром в Театре на Бронной, который ему доверили. Там, например, прекрасно работает Александр Молочников. Этот театр живет и выпускает много интересных работ. И те актеры, которые работают с Богомоловым, очень довольны. Костя идет своей дорогой.

А еще есть необыкновенный Дмитрий Крымов. Недавно я посмотрел в театре Фоменко спектакль, от которого просто обалдел, опупел — «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция». Он абсолютно сбил меня с ног. Это то самое новое, что хотелось бы потрогать, испытать. Крымов, как Леонардо да Винчи. Он художник и по профессии, и по своей сути. У него еще такая родословная, которая ему дала очень, очень много. Отец — режиссер Анатолий Васильевич Эфрос, мама — театровед Наташа Крымова. Когда он начал заниматься режиссурой, шел через восприятие, которое в него заложено генетически.
Вот что такое художник? Художник ставит перед собой мольберт, перед ним краски, и он не думает о публике, он просто выражает свои чувства, свои эмоции на полотне. А купят, не купят — он об этом не думает. Такое ощущение у меня от работы Крымова — сцена перед ним как мольберт, и он создает тот самый портрет спектакля, на который мы приходим и который нас всех объединяет. Публика рвется на его постановку, потому что это необыкновенно талантливо.

К сожалению, спектакли уходят, они эфемерны. Но есть удачные постановки, которые идут годами. И в нашем театре такие есть, не только «Юнона и Авось». Еще «Женитьба» Гоголя, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, «Вишневый сад» Чехова. Они выдерживают это время, и их хочет публика.

— Их все поставил Марк Захаров.

— Да. Но не надо забывать, что были здесь и другие имена, другая жизнь. Я пришел в театр до Захарова. Шестьдесят один год назад. За это время в театре было пять художественных руководителей, пять директоров. Я видел, как меняется театр, как меняются актеры. Целую жизнь тут прожил. Очень длинную жизнь...

— Знаете, перед встречей я перечитывала наши с вами интервью, и меня поразило, что с первого разговора рефреном идет мысль: я уходящая натура. Такая нота появилась уже очень много лет назад. Надеюсь, вы из-за этого настроения ничего в своей жизни не пропустили?

— Пропустил. Ну конечно пропустил... Знаете, во мне пессимизма больше, чем оптимизма. Вообще в жизни радости меньше, чем всего остального... Все, что мы переживали, остается в нас. Мы из этого состоим. Впечатления, чувства, удары или подарки судьбы, вспышки радости или горя, трагедии, время — это все остается в человеке, это никуда не исчезает...

Если человек немолод, он обычно живет прошлым. Очень хорошо помнит свое детство, ощущение от той радости, беспечности.

Сегодня, перед нашей встречей, был звонок из моего детства, из моей юности, из моей бесшабашности, из моей такой яркой тогдашней жизни. Мне всегда по воскресеньям звонит мой друг Алик Турков. Во дворе его звали Турок.

Мы часто собирались у него дома, человек по десять-двенадцать. В карты играли, выпивали. В классе восьмом он похвастался, что устроился в школу по вождению. Месяца через два-три начал приезжать во двор на самосвале. Я так ему завидовал! Даже хотел бросить школу и стать водителем, как он. К счастью, мама и брат не позволили, заставили доучиться, хотя я школу ненавидел.

Фото: Арсен Меметов

— А что любили?

— Двор, друзей. Мы с пацанами гоняли голубей, приставали к прохожим — в общем, хулиганили, задевали кого-нибудь, чтобы подраться. С утра до вечера могли гонять в футбол. Всем делились. Например, долгое время во дворе вообще ни у кого велосипеда не было. И все о нем мечтали, я в том числе. Первому повезло Леве. Его родители — дядя Миша, истопник, который работал в котельной, и тетя Маруся, которая была дворником, купили ему «Орленок». Лева, добрый парень, всем давал покататься, и мы вставали в бесконечную очередь, чтобы хотя бы кружочек проехать.

Мы все нормально и спокойно существовали. Но иногда дрались двор на двор. Причем разборки случались очень и очень серьезные. Даже милиция вмешивалась.

Кто-то считал, что я хожу по краю. Когда учился в классе седьмом, моими друзьями стали 35-летние ребята, уже отсидевшие, которые потом опять сели. Наверное, это было опасным, но ничему плохому они меня не научили. Зато научили дружбе. Мы, пацаны, смотрели на них и видели, что это такое, когда один за всех и все за одного. Что невозможно предать товарища, не помочь ему, не вступиться. И это вошло в меня с детства и живет со мной до сих пор.

Конечно, мы были шпаной. И одевались по шпанской моде. Прохоря (сапоги с высоким голенищем. — Прим. ред.), белые шарфики, поднятые воротнички. Ну, в общем, производили впечатление на простых людей, когда появлялись где-нибудь развеселой компанией.

— Знаю, в этом же наряде вы пошли поступать в Щукинское училище. Читали монолог Пети Ростова из «Войны и мира». Улыбались, и комиссия улыбалась вам в ответ. Вас взяли с первого раза. Так началась ваша новая жизнь. Почему вы вдруг пошли в театральный?

— Думаю, я поступил по блату. Мама дружила с Надеждой Михайловной, вдовой Вахтангова. Как-то она попросила устроить мне прослушивание. Та заверила, что у меня имеются актерские способности. Но я понимаю, что за меня хлопотали.

Такой поворот в театральный институт не был случайным. Театр я любил с детства. Постоянно ходил во МХАТ и в Малый. А уж в Вахтанговском, который был рядом с домом и где работал мой брат, пересмотрел по многу раз все постановки. Какие-то знал наизусть и легко мог стать музейным работником театра.

Я вел двойную жизнь. Своим пацанам во дворе боялся признаться, что обожаю театр. Поступление в Театральное училище имени Щукина оказалось переломным моментом в моей судьбе. Учеба меня захватила. Я стал торчать там с утра до позднего вечера и потерял очень многих арбатских друзей. У меня просто не осталось на них времени. Думаю, это меня спасло от многих бед. Большинства моих дворовых товарищей уже нет на свете. Кто-то погиб, кто-то спился, кто-то попал в тюрьму, или просто судьба не сложилась. Театр сохранил меня от самых разных опасностей...

Но еще раз повторю, в детстве, в юности у нас всех была прекрасная жизнь. И вот мы сейчас с Аликом по часу разговариваем, не можем наговориться. Вспоминаем, о той самой радости, которую испытывали тогда:

— А помнишь, когда голубей ты гонял?

— А помнишь, как мы подрались?

И улетаешь туда, в свою другую счастливую жизнь. И каждый раз в конце разговора я его прошу:

— Алик, я тебя умоляю, не пропадай, давай звони все время.

Он отвечает:

— Да, конечно...

И каждую нашу беседу мы приходим к тому, что сейчас в жизни прыгаем с кочки на кочку. А когда-то под нами была твердая плоть земли, фундамент.

С Михаилом Кононовым в фильме «Большая перемена», 1973 год. Фото: Мосфильм

— Тут дело не в возрасте, а во времени, потому что сейчас так существуют все — прыгают с кочки на кочку. Даже у молодых такое ощущение. Хотя, конечно, чем старше человек, тем трагичнее, когда под ногами нет фундамента. И еще я обратила внимание, что многие, вспоминая о своих ушедших родных, которые многое пережили, говорят: хорошо, что их сейчас нет.

— Да, это тоже большой вопрос. У меня эти мысли часто... Я вспоминаю мою маму. Вот где абсолютнейшая драма жизни. Мыслями к маме я возвращаюсь каждый день с утра. У меня есть икона, и у меня есть, что перед ней сказать... Я смотрю на фото отца, которого никогда не видел живым. Его расстреляли в 1937 году, до моего рождения... Наша история, если задуматься, — страшная история. И мы часть ее.

Мама была воспитанной, образованной, из дворянской семьи. Очень красивая и талантливая. Блестяще окончила высшие актерские курсы при Кинофабрике имени Чайковского. У меня хранилась фотография, где она и Александр Роу, ее однокурсник, что-то изображают. Кто-то попросил фото для интервью и не вернул. Мне очень жаль... Потом она с Роу работала. А еще с Николаем Экком, который снял первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». Кстати, мама как актриса снималась в немых фильмах. Но когда вышла замуж за отца, посвятила себя семье. При этом никогда не переставала театром интересоваться, дружила с режиссерами, актерами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
Смесь тираннозавра, косатки и варана: как жил талассотитан, жестокий исполин Мелового периода Смесь тираннозавра, косатки и варана: как жил талассотитан, жестокий исполин Мелового периода

Миллионы лет назад агрессивный хищник терроризировал моря и океаны

Вокруг света
Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...» Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...»

Режиссеры находятся в плену ролей, которые я когда-то сыграла

Коллекция. Караван историй
9 философских принципов из книг, которые не дают упасть духом и помогают жить 9 философских принципов из книг, которые не дают упасть духом и помогают жить

Девять книг, которые познакомят вас с самыми важными философскими учениями

ТехИнсайдер
Анна Ардова: Анна Ардова:

Эмоциональный разговор с Анной Ардовой

Караван историй
Фото Лохнесского чудовища: новые подробности о том, что на самом деле запечатлели фотографы Фото Лохнесского чудовища: новые подробности о том, что на самом деле запечатлели фотографы

Существует ли Лохнесское чудовище и правдивы ли фото?

ТехИнсайдер
Николай Лебедев: «Сегодня важно не растерять себя» Николай Лебедев: «Сегодня важно не растерять себя»

Думаю, рецепт создания кассовой картины только один

Коллекция. Караван историй
У кого из животных самая большая голова? У кого из животных самая большая голова?

У какого животного самая большая голова, если сравнивать ее с размерами тела?

ТехИнсайдер
Юрий Грымов: Юрий Грымов:

Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может

Коллекция. Караван историй
Почему закладывает одну ноздрю и другие странности тела, у которых есть научное объяснение Почему закладывает одну ноздрю и другие странности тела, у которых есть научное объяснение

Узнай ответы на пять загадок нашей физиологии

Maxim

У Веры было много талантов, один из них — это умение дружить

Караван историй
Против рака: могут ли витамины и пищевые добавки предотвратить онкологические заболевания Против рака: могут ли витамины и пищевые добавки предотвратить онкологические заболевания

Есть ли связь между рационом и вероятностью развития рака?

ТехИнсайдер
Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед» Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историй
Тело и эмоции: как связаны телесное страдание и психическое здоровье Тело и эмоции: как связаны телесное страдание и психическое здоровье

Отрывок из книги «Тело и зрелое поведение»

ТехИнсайдер
Baltic 146 Path Baltic 146 Path

Особенности парусника Baltic 146 Path и этапы его создания

Y Magazine
Самые разочаровавшие нас паршивые сериалы 2022 года Самые разочаровавшие нас паршивые сериалы 2022 года

Импортные и российские сериалы могут быть одинаково погаными

Maxim
Хигураси Хигураси

Анаит Григорян не только посол японской культуры в русскоязычной литературе

Правила жизни
Уйди, прошу, бессонница! И спать пора, и никак не уснуть... Уйди, прошу, бессонница! И спать пора, и никак не уснуть...

Бессонница — серьезная проблема, мешающая нормально жить. Как с ней справиться?

Лиза
5 нездоровых шаблонов мышления и чем их заменить 5 нездоровых шаблонов мышления и чем их заменить

Зачастую причина эмоциональной нестабильности в нездоровых шаблонах мышления

Psychologies
Чемоданчик «для галочки»: что и как не работает в нашей автомобильной аптечке Чемоданчик «для галочки»: что и как не работает в нашей автомобильной аптечке

Почему стоит позаботиться о содержимом автомобильной аптечки?

Вокруг света
Просто уходило лето Просто уходило лето

Как вернуть силы и восстановиться после отпуска?

Лиза
Как записать телефонный разговор на iPhone и Android Как записать телефонный разговор на iPhone и Android

Можно ли записать телефонный разговор на современном смартфоне?

CHIP
Часики больше не тикают: есть ли правильный ответ на вопрос «когда рожать» Часики больше не тикают: есть ли правильный ответ на вопрос «когда рожать»

Почему на женщин влияют стереотипы о том, что она должна реализоваться как мать

Forbes
Йоханово детство Йоханово детство

«Все ненавидят Йохана»: скандинавская вариация «Форреста Гампа»

Weekend
«Яндекс» создал промышленных роботов для складов и дарксторов «Яндекс» создал промышленных роботов для складов и дарксторов

«Яндекс» создал и протестировал двух промышленных роботов

Forbes
История одной фотографии: пещера с золотом нацистов История одной фотографии: пещера с золотом нацистов

Реальные сокровища Рейха выглядели круче, чем в фильмах про Индиану Джонса!

Maxim
Былое и думы вымышленного предпринимателя: почему бизнес-романы так популярны Былое и думы вымышленного предпринимателя: почему бизнес-романы так популярны

Так называемые бизнес-романы — истории успешного бизнеса, чаще всего вымышленные

Forbes
Люди сжульничали независимо от предыдущей победы или поражения Люди сжульничали независимо от предыдущей победы или поражения

От чего зависит жульничество в азартных играх?

N+1
«Тошнит от школы». Почему дети болеют перед контрольными «Тошнит от школы». Почему дети болеют перед контрольными

О том, как на самом деле взаимодействует психическое и телесное

СНОБ
Биохимики выяснили механизм возникновения красной окраски птиц Биохимики выяснили механизм возникновения красной окраски птиц

Как в клетках позвоночных желтые пигменты превращаются в красные кетокаротиноиды

N+1
Открыть в приложении