Наталья Андреева — о своем друге Валерии Гаркалине

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Наталья Андреева. Кровные друзья

Это была дружба длиной в целую жизнь. Еще со студенческой скамьи мы с Валеркой были, как говорится, неразлейвода. Можно сказать, что не расставались ни на минуту. Да мы и внешне были похожи. А многие однокурсники были уверены, что у нас роман...

Ирина Зайчик

Фото: Арсен Меметов

Но это было заблуждением. То, что мы испытывали друг к другу, нельзя подвести под обычное определение. Роман? Скорее, платонический. Дружба? Очень-очень крепкая. Любовь? Да! Это была любовь — большая, человеческая, — которая сильнее всех прочих отношений. Кстати, Валера меня почему-то называл Любой, и как он утверждал — это прозвище от слова «любовь». Хотя была другая история и очень смешная, я расскажу о ней...

Мы никогда не теряли друг друга из виду. У нас были семьи, росли дети, мы жили в разных городах. Но следили за творчеством друг друга, созванивались, встречались при малейшей возможности. Как-то сидим у меня дома, вспоминаем учебу в Гнесинке, смеемся, вдруг Валера через паузу серьезно сказал: «Ты знаешь, это было самое счастливое время. Мы были молоды и так беззаботны».

Наша первая встреча произошла в 1974-м. В тот год музыкальное училище имени Гнесиных вместе с Театром Образцова набирало экспериментальный актерский курс кукольников. Куда мы и поступили, можно сказать, случайно.

Валера дважды штурмовал театральные вузы. Он очень хотел стать артистом, но, увы, больше никто в мире этого не хотел. И все из-за «нестандартной» внешности. Это был страшный удар по самолюбию. Валера на радость своему папе пошел работать слесарем на завод контрольно-измерительных приборов. Как он сам шутил: «Я прошел сложный путь в искусстве — от слесаря в артисты».

Отслужив в армии, снова отнес документы во все театральные училища. После прослушивания в Щукинском его попросили остаться. Он очень обрадовался, в голове тут же пронесся с быстротой молнии стремительный взлет: «Я буду работать в театре, сниматься в кино, стану народным артистом!» Но дама из приемной комиссии сказала: «Молодой человек, вы мне очень понравились, но... вот вам мой совет — никогда не приближайтесь к театральным вузам».

Валеру спасла мама. На последней газетной странице в «Вечерней Москве» она случайно вычитала объявление, что Гнесинка набирает курс актеров театра кукол. И эти мелкие строчки, можно сказать, перевернули всю его жизнь.

Мой путь в Гнесинку тоже был драматичным. Я приехала поступать во все театральные вузы Москвы из Ленинграда. Мы с приятелем готовились к экзаменам в парке. Он выступал в роли экзаменатора, а я, положив сумочку на скамейку, читала ему стихи. Пока я как Фрося Бурлакова, закрыв глаза, с упоением декламировала, сумочку со всеми документами свистнули. В вузах шли прослушивания, а я моталась между Ленинградом и Москвой, восстанавливая документы. Меня спасло, что в Гнесинку сдавали экзамены позже — в начале июня. И я попала на один курс с Гаркалиным.

Совершенно не помню Валеру на экзаменах, мы были в разных потоках. Он потом с присущим ему юмором рассказывал о том, как поступал.

Леонид Абрамович Хаит, наш будущий учитель, председательствовал в приемной комиссии. Когда читал Гаркалин, он всем тихонько шептал своим басом: «Валера из армии! Валера из армии!» — мол, будьте снисходительны к абитуриенту. На экзамене Хаит задал вопрос:

— Молодой человек, вы действительно хотите стать кукольником?

— Не совсем. Мне хотелось танцевать, петь...

Тут Валера осекся, поняв, что честный ответ не сулит ничего хорошего, но вдруг Хаит протянул ему рубль:

— Сбегайте, пожалуйста, купите мне две пачки «Столичных».

Валера пулей бросился за сигаретами, когда вернулся, робко спросил:

— А как же экзамен?

— Вы приняты, молодой человек.

Не знаю, правда это или вымысел, но факт остается фактом: мы стали учиться на экспериментальном курсе актеров театра кукол в Гнесинке.

Первого сентября Леонид Абрамович Хаит собрал всех поступивших студентов в аудитории. Нас было всего тринадцать человек. Каждый вставал и представлялся. Тогда среди драматических артистов ходила ироничная шутка «Все уроды — в кукловоды». На мой взгляд, очень несправедливая по отношению к самоотверженному труду талантливых актеров, которые оживляют кукол. Но есть в этом и доля правды: при поступлении на внешность будущих кукольников не обращали внимания. Но когда я впервые увидела Валеру Гаркалина, помню, очень обрадовалась: «Хоть один красавец на курсе!» Даже на сердце как-то потеплело. Валера и вправду был хорош: шапка кудрявых темных волос, худой, жилистый, живой, как шампанское.

Когда я впервые его увидела, помню, очень обрадовалась: «Хоть один красавец на курсе!» C Валерием Гаркалиным в спектакле «Осторожно, дети». Фото: из архива Н. Андреевой

Он вообще выделялся. Во-первых, был старше нас на два года: за его спиной была служба в армии. А во-вторых, от него шел необыкновенный энергетический заряд! Он не ходил, а стремительно летел, не говорил, а выдавал пулеметную очередь. И мы в этом были похожи. Как-то на курсе показали самостоятельную работу по гриновским «Алым парусам». Хаит посадил нас в круг, закурил трубку и сказал: «Все очень неплохо! Но... то, что говорят Гаркалин с Андреевой, боюсь, никто никогда не узнает». Все засмеялись. Дело в том, что мы с Валерой «страдали» скороговоркой — очень быстро говорили.

Многие ребята на курсе были фанатами кукольного театра. А мы с Валерой оказались «друзьями по несчастью», потому что продолжали мечтать о карьере драматических актеров: я хотела быть Ермоловой, он — Качаловым. Это нас и сближало.

После первого курса мы решили поступать на курс к Коршунову в Щепкинское училище. Но Виктор Иванович сказал: «Вы же учитесь у Образцова. А что он скажет, если я вас возьму? Нет, ребята... не могу».

И только со временем мы поняли, как нам повезло с нашим учителем. Леонид Абрамович Хаит служил в театре у Образцова актером и режиссером. И даже порой исполнял роль Конферансье в знаменитом спектакле «Необыкновенный концерт», когда Зиновий Гердт уезжал на гастроли. А поскольку Хаит был прежде всего драматическим актером, учеником Кнебель, он учил нас искусству контакта с куклой. Все было построено на взаимодействии живого и неживого, духовного и неодушевленного. Мы не прятались за ширмой, а существовали открыто с куклой на сцене. Благодаря нашему замечательному мастеру полюбили то, чему он нас учил.

Со временем мы поняли, как нам повезло с нашим учителем. Леонид Абрамович Хаит служил
в театре у Образцова актером и режиссером. Фото: из архива Н. Андреевой

Занятия шли в Гнесинке, актерское же мастерство для нашего курса Хаит проводил в стенах Театра кукол. У нас был там свой репетиционный зал. Мы там творили, отдыхали, справляли дни рождения.

На втором курсе в Москве открылся международный фестиваль «Унима». Он проводится раз в несколько лет и каждый раз в разной стране. Мы открывали внеконкурсную программу в ВТО, и она произвела настоящий фурор! Этот фестиваль сыграл огромную роль в нашей актерской судьбе.

Из театра нас выгнать было невозможно. Мы буквально жили там, репетировали до изнеможения, возвращались поздно ночью в общагу на троллейбусе. Благо транспорт тогда работал долго. Порой даже шли пешком. А поскольку мы с Валеркой не были москвичами — он из Долгопрудного, а я из Питера — жили в большом театральном общежитии из красного кирпича на Хорошевском шоссе, которое почему-то называлось Бастилией.

Мы не прятались за ширмой, а существовали открыто с куклой на сцене. В спектакле «Терем-теремок». Фото: из архива Н. Андреевой

Однажды, помню, выходим из театра на пустынную Садовую после репетиции. Уже было довольно поздно. Вдруг видим, бабушка сидит... в сугробе. Спрашиваем ее: «Что случилось? Где вы живете?» Она, такая потерянная, сказала, что ее выгнали из дома сын с невесткой, назвала адрес. И мы ее проулками, дворами отвели домой. Сдали бабушку с рук на руки родственникам. Шли домой, гордясь собой, тем, что совершили невероятный поступок.

Спать совершенно не хотелось. Желание «оставить свой след в искусстве» хлестало через край. Придя в общагу, в комнате Валеры мы тихонько сдвинули койки, легли рядом и азартно продолжали придумывать этюды, надев шарики на пальцы. Это был уникальный номер Образцова. Он считал, что рука — это проводник энергии. Фантазия била ключом. Рука становилась то змеей, то всадником, который лихо скакал на лошади, то головой факира.

Кстати, нам приходилось самим изготавливать куклы, для этого был даже специальный предмет. Мы ездили в театральное художественно-техническое училище, где нас этому учили. Голову делали из папье-маше, туловище было из поролона. Помню, как Гаркалин в ярости швырял своего волка об стену, когда у него не получалось.

У Валеры рано появилась страсть что-то придумывать самому, способности к режиссуре. У него были самостоятельные работы, которые очень нравились Хаиту, он обожал Валеру. Через много лет мы приехали в Израиль, пошли в гости к нему и его жене Асе Левиной. Она была у нас педагогом по речи. Самое трогательное, что на комоде у нашего учителя стояли две фотографии: моя и Валеры Гаркалина...

Стипендии, конечно, не хватало, но в нищете не жили. Ко всему прочему мы все подрабатывали уборщиками, подметали палас музея в Театре Образцова. Жили голодно, но весело, как все студенты. Готовили на скорую руку: гречка, картошка, икра кабачковая. Общая кухня, после себя надо было мыть плиту. После занятий в училище бегали в «Чебуречную» рядом с Гнесинкой. Чебуреки были невероятно вкусными и очень дешевыми. Мы всегда ужинали вместе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Большова: Анна Большова:

У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай

Коллекция. Караван историй
Валерия: Валерия:

Валерия откровенно рассказывает о своей жизни

Коллекция. Караван историй
Александра Урсуляк: «С возрастом становлюсь все смешнее и смешнее» Александра Урсуляк: «С возрастом становлюсь все смешнее и смешнее»

Иногда надо выплывать из своего аквариума в открытое море

Караван историй
Обет молчания и другие явления, которых на самом деле нет, а ты уверен, что есть Обет молчания и другие явления, которых на самом деле нет, а ты уверен, что есть

Для несуществующих эти явления слишком уж крепко прижились в массовой культуре

Maxim
Марина Капуро. Простые радости Марина Капуро. Простые радости

«А что, Агнета приехала?» — спросил, услышав мой голос, модельер группы ABBA

Коллекция. Караван историй
Страшно интересно: как фильмы ужасов помогают нам справиться с трудностями Страшно интересно: как фильмы ужасов помогают нам справиться с трудностями

Что на самом деле стоит за желанием пощекотать себе нервы?

Psychologies
Королевство кривых зеркал Королевство кривых зеркал

Когда недовольство внешностью пора лечить

VOICE
«Меня надо наказать за эту жизнь»: Джейн Биркин о токсичных отношениях «Меня надо наказать за эту жизнь»: Джейн Биркин о токсичных отношениях

Отрывок из «Дневника обезьянки» — автобиографической книги Джейн Биркин

Forbes
Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера» Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера»

Она согласна сыграть даже голос за дверью, если ее зовут друзья...

Караван историй
Съедобное из несъедобного: готовим вкусные блюда из сорняков Съедобное из несъедобного: готовим вкусные блюда из сорняков

Легким движением букет из полевых цветов превращается... в кулинарные изыски!

ТехИнсайдер
«За фасадом «За фасадом

Отрывок из книги Елены Осокиной о том, как был устроен быт в СССР

N+1
«Главное — ликбез»: Аскар Ильясов о сериале «Нулевой пациент» и казахстанском кино «Главное — ликбез»: Аскар Ильясов о сериале «Нулевой пациент» и казахстанском кино

Аскар Ильясов — о том, чем отличаются российское и казахстанское кино

Forbes
Галактика на ладони: зачем астрономам крупнейшая трехмерная карта Млечного Пути Галактика на ладони: зачем астрономам крупнейшая трехмерная карта Млечного Пути

Эта самая подробная карта Галактики позволит заглянуть в ее прошлое и будущее

Forbes
Лосось сомнений: почему все исследуют мозг и это не имеет никакого отношения к науке Лосось сомнений: почему все исследуют мозг и это не имеет никакого отношения к науке

Нельзя игнорировать ситуацию: нейропоезд движется вперед

Forbes
«Я боюсь умереть в одиночестве»: история групповой терапии длиной в 7 лет «Я боюсь умереть в одиночестве»: история групповой терапии длиной в 7 лет

Отрывок из книги Кристи Тейт «Группа» о групповой терапии

Psychologies
2000 поколений бактерий доказали ведущую роль спонтанных мутаций в процессе эволюции 2000 поколений бактерий доказали ведущую роль спонтанных мутаций в процессе эволюции

Исследователи проследили за эволюцией четырех бактериальных комбинаций

N+1
Дела семейные Дела семейные

Наши герои, которые не побоялись построить бизнес с близкими

Seasons of life
Королева Виктория и царь зулусов: самый странный брак в истории Виндзоров Королева Виктория и царь зулусов: самый странный брак в истории Виндзоров

В XIX веке королева Великобритании Виктория стала женой африканского царя

VOICE
От Окинавы до Сардинии: чем питаются народы-долгожители и как это помогает не стареть От Окинавы до Сардинии: чем питаются народы-долгожители и как это помогает не стареть

Глава из книги «Код долголетия» Джейсона Фанга и Джеймса Диниколантонио

Forbes
Как распознать социопата: 6 признаков Как распознать социопата: 6 признаков

Они выглядят абсолютно так же, как и мы, ведут себя точно так же, как остальные

Psychologies
Загадка «русской Рапунцель»: что сгубило супермодель Руслану Коршунову Загадка «русской Рапунцель»: что сгубило супермодель Руслану Коршунову

Почему «русская Рапунцель» Руслана Коршунова решила, что больше не хочет жить?

VOICE
Суперъяхта для ученых Суперъяхта для ученых

Суперъяхты – не только финансовые вершины, но и бессмысленная трата ресурсов

ТехИнсайдер
Дело Бейлиса и миф об иудейском заговоре в России начала XX века. Отрывок из книги Дело Бейлиса и миф об иудейском заговоре в России начала XX века. Отрывок из книги

Отрывок из истории, которая стала символом пугающей силы лжи

СНОБ
Страшно интересно: 15 отличных хорроров для любителей пощекотать нервы Страшно интересно: 15 отличных хорроров для любителей пощекотать нервы

Леденящие душу картины – отличный способ получить заряд будоражащих эмоций

Правила жизни
Где впервые были одомашнены волки Где впервые были одомашнены волки

Вероятнее всего впервые волк был одомашнен в восточной Евразии

ТехИнсайдер
Как правильно спать в жару: 7 советов, чтобы не перегреться Как правильно спать в жару: 7 советов, чтобы не перегреться

Эти простые советы помогут вам комфортно спать даже в жару

ТехИнсайдер
Зачем в IT-разработке нужно техническое задание: первый шаг на пути к цифровому продукту Зачем в IT-разработке нужно техническое задание: первый шаг на пути к цифровому продукту

Техническое задание (ТЗ) — связующее звено между клиентом и разработчиком

ТехИнсайдер
Я работаю, значит, я существую: почему мы одержимы продуктивностью Я работаю, значит, я существую: почему мы одержимы продуктивностью

Как справиться с зависимостью от продуктивности

VC.RU
Веломаршруты по Москве, Подмосковью, Санкт-Петербургу и Ленинградской области Веломаршруты по Москве, Подмосковью, Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Где кататься на велосипеде в Москве и Санкт-Петербурге?

СНОБ
Лиза Янковская — о главной роли в фильме «Ника» Лиза Янковская — о главной роли в фильме «Ника»

Разговор c Лизой Янковской, которая сыграла вундеркинда-поэтессу Нику Турбину

СНОБ
Открыть в приложении