Призрачный успех: почему российскому бизнесу сложно покорить китайский рынок
Для жителей Дальнего Востока Китай давно является страной близкой и понятной. Но не для остальной части России. Сейчас многие российские компании, необязательно крупные, из-за санкций и разрыва логистических цепочек смотрят в сторону Китая и оценивают его как потенциальный новый рынок. Однако предприниматель из Владивостока, основатель сети автокафе Coffee Machine Дмитрий Лутченко предостерегает от излишнего оптимизма.
Даже если вы уже бывали в Китае, важно помнить: одна китайская провинция может быть совсем непохожей на другую. Диалекты отличаются настолько, что житель Пекина с трудом поймет жителя Шанхая. Государственный язык путунхуа помогает достичь понимания, но в разных регионах им владеют в разной степени. С точки зрения экономического развития регионы тоже отличаются. Наименее развиты северные и западные провинции, а наиболее — южные и юго-восточные. Это и не только надо учитывать, если вы хотите налаживать свой бизнес на китайском рынке.
Высокомерная слабость
Китайские мегаполисы мало чем отличаются от крупных городов в других странах. Там вы, скорее всего, сможете объясниться на английском даже в супермаркете. Если раньше человек европейской внешности казался китайцам экзотикой и привлекал внимание, сейчас все изменилось. Иностранцы в Китае стали рядовым явлением. Зарплаты в стране растут, и люди едут туда зарабатывать. Еще лет десять назад в Китае была мода на иностранных специалистов, но она уже прошла. Сейчас в «европейцах» видят скорее учителей английского и иных гастарбайтеров интеллектуальных профессий.
Но важно понимать, что никто из иностранцев, скорее всего, не сможет остаться в стране навсегда — такова государственная политика. Отношение к иностранцу, «лаоваю», всегда как к чужаку. Китай становится все более самодостаточным и в каком-то смысле националистическим.
А отношение российских бизнесменов к Китаю зачастую запаздывает. Иногда в переговорах с китайцами они позволяют вести себя свысока, что воспринимается скорее как проявление слабости и может осложнить отношения. В китайской культуре очень важно в любой ситуации «сохранять лицо», не принято демонстрировать неуважение, открыто проявлять негативные эмоции, повышать голос.