Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире

Коллекция. Караван историйРепортаж

Максим Аверин: «Без театра не могу, но и кино обожаю»

Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире. Ярче всего я живу в момент спектакля: здесь и сейчас. Обычная бытовая жизнь — лишь дополнение...

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Филипп Гончаров

В «Ленкоме» только что закончилась репетиция спектакля «Бег», где вы играете генерала Чарноту. Как оказались в этой постановке? Вы ведь артист Театра сатиры?

— Да, но никогда не отказывался от работы и на других площадках, если это интересно. Мне кажется, сейчас такое время, когда надо пробовать себя в разных ипостасях. После «Сатирикона» я стараюсь не очень прирастать к местам и людям. Понимаете, театр — это место работы, а не жилплощадь.

— Я думала, все дело в дружеских отношениях, связывающих вас с постановщиком «Бега» Александром Лазаревым.

— Дружеские отношения не означают, что ты автоматически попадешь на роль. У Сан Саныча был серьезный кастинг на Чарноту, и только после него выбор пал на меня. Репетирую я с огромным удовольствием. Прежде всего потому, что имею дело с замечательной драматургией, а для меня это важно, не хочу принимать участие в постановках приземленных, бытовых, несмешных. У Булгакова есть все: и юмор, и трагедия людей, бегущих из России во время лихолетья. И жизнь, и слезы, и любовь.

— Кто ваши партнеры? Лазарев играет?

— Нет, Сан Саныч только ставит. А партнеры мои — весь цвет театра «Ленком». Хлудова играет прекрасный Игорь Миркурбанов, и в очередь с ним — замечательный Дмитрий Гизбрехт. Корзухина — Андрей Леонов и Иван Агапов. Ну а Люськой, походной женой генерала Чарноты, будет моя подруга Анна Якунина. Состав замечательный.

Для меня это новый опыт, хотя разговоры о работе в «Ленкоме» шли давно, еще при жизни Марка Анатольевича Захарова. Он хотел ввести меня на роль графа Резанова в «Юноне и Авось». Увы, не случилось. Уход Марка Анатольевича — огромная потеря. У меня перед ним как будто какой-то кармический долг, я безумно сожалею, что не успел поработать с великим мастером. Уверен, это был мой режиссер. Но я остаюсь артистом Театра сатиры и играю там в трех спектаклях — «Лес», «Платонов» и «Арбенин. Маскарад без слов».

— Что изменилось в театре с приходом нового худрука Сергея Газарова?

— Благодаря Сергею Ишхановичу в моем репертуаре появился «Арбенин», это была его идея — сделать первой постановкой Театра сатиры, объединенного с «Прогресс Сценой Армена Джигарханяна», пластический спектакль по пьесе Лермонтова «Маскарад». Как изменился театр, говорить еще рано, прошло не слишком много времени. Труппа огромная, голова у худрука болит за два коллектива. И то, что он учитывает меня в своих планах, уже приятно.

— А это правда, что вы еще и в Театре Гоголя будете играть?

— Я собираюсь репетировать в спектакле по пьесе Григория Горина о бароне Мюнхгаузене с новым художественным руководителем театра Антоном Яковлевым. Мы давно мечтали об этой постановке, говорили о ней еще во время репетиций «Леса», который Антон Юрьевич сделал в Театре сатиры. Мне с этим режиссером очень интересно работать и наблюдать в нем черты его отца, гениального русского артиста Юрия Васильевича Яковлева.

У Яковлева замечательные дети и внуки. С Аленой и ее дочерью Машей Козаковой мы играем в «Лесе». Машке вообще досталась удивительная смесь генов Юрия Яковлева и Михаила Козакова. Мне довелось поработать с Михаилом Михайловичем в последние годы его жизни. Он собирался снимать очень интересный абсурдистский фильм. Я приезжал к нему домой, мы делали пробы. К сожалению, не сложилось.

— На ваших планах сыграть в Театре сатиры Сирано и Карлсона тоже поставлен крест?

— Надеюсь, когда-нибудь эти планы осуществятся. Путь к мечте не бывает простым, на то она и мечта. Я не то чтобы фаталист, но думаю, что мы проходим то, что должны пройти. И в творческой жизни испытания необходимы.

Максим Аверин, Станислав Буров и Моряна Анттонен-Шестакова в спектакле «Арбенин. Маскарад без слов», Театр сатиры, премьера в 2022 году. Фото: Катя Якель/пресс-служба театра Сатиры

— У всех, кто видел легендарный фильм «Бег» Алова и Наумова, перед глазами стоит Михаил Ульянов в роли генерала Чарноты. Его исполнение в каком-то смысле стало каноническим, и зрители наверняка будут сравнивать вас с Ульяновым. Вас это не смущает?

— Когда ты должен превзойти такого корифея или хотя бы предложить свою интерпретацию, это, напротив, очень сильно мотивирует и подстегивает. Конечно страшновато, Михаил Александрович — невероятный артист. Но какой смысл браться за какие-то произведения, если бесконечно оглядываться назад? В этом мире все уже было до нас. Нужно идти вперед. В том и состоит уникальность театрального искусства, что каждая постановка одной и той же пьесы все равно будет отличаться.

— Играете по тексту, никаких авангардистских наворотов не ожидается?

— Нет, все по Булгакову. По-моему, когда постановщики начинают отходить от текста, считая себя умнее автора, они совершают большую ошибку. Потому что он думал над тем, что писал. Булгаков к тому же расписал свою пьесу по-режиссерски. У него настолько точные ремарки, что по-другому просто невозможно играть. И странно падать с колосников, если нужно просто войти в дверь.

Мне вообще больше нравится идти за автором, пытаясь расшифровать его замысел, а не натягивать на свою головёшку гениальную драматургию. К тому же «Бег» настолько актуальная пьеса! Текст живой, его не надо перелопачивать и притягивать к сегодняшнему дню. Этот материал будет востребован и через сто лет, потому что автор попал в самую сердцевину русской души, русского менталитета.

— Работа в театре для вас на первом месте?

— Театр, безусловно, важен для меня. И это, наверное, единственное, что меня по-настоящему окрыляет, вдохновляет и дает шанс продлить свой сюжет.

— Репетировать любите?

— Не очень. В театре обычно очень продолжительный застольный период, когда все просто сидят и разговаривают. Мне нужно сразу пробовать играть. И так лучше учится текст.

— Как вы держите в голове такой массив? Ведь помимо театральных и киноролей играете еще двухчасовой моноспектакль?

— Сам иногда поражаюсь. В театре очень быстро учу тексты «на ногах», в кино запоминаю буквально с одной попытки, с листа — и сразу в кадр.

Без театра не могу, но и кино обожаю — выставленный свет, разметку по точкам, дубли, наверное, потому что практически вырос на съемочной площадке. В принципе, это две разные профессии и два разных способа существования — артист театра и артист кино. Но и там и там нужно уметь распределяться и держать эмоцию. Буквально вчера слушал по радио интервью Никиты Михалкова, в котором он очень верно заметил, что если Джульетту после каждого спектакля увозят на скорой, ей надо задуматься, стоит ли заниматься лицедейством.

В кино три вида «крупности» — общий, средний, крупный планы. Если на каждом делать хотя бы по два дубля, то получается, что эпизод приходится отрабатывать как минимум шесть раз. С партнером — еще больше. И все шесть, восемь, десять раз держать эмоции на том же градусе, чтобы они были монтажны. Представляете, каким «математиком» нужно быть, чтобы все это правильно выстроить? В театре еще сложнее. Там дублей не бывает, и только ты можешь выбрать свою «крупность», чтобы зрители не могли от тебя оторваться.

Максим Аверин, 2022 год. Фото: Филипп Гончаров

— К спектаклям долго готовитесь?

— Нет, у меня уже выработался определенный биоритм, благодаря которому в семь часов вечера происходит выброс необходимой энергии. Это свойство надо лишь холить и лелеять, как и голос. Он имеет свойство уставать, и нужно его подбадривать, «уговаривать», чтобы не подвел.

Перед премьерой часто возникают проблемы, голос выдает внутренний страх. Премьеры я вообще не очень люблю, с ними связан ненужный ажиотаж, и занимаешься не столько делом, сколько какой-то чепухой. К тому же коллеги любят посещать первые спектакли, а это самые ужасные зрители.

По-моему, нужно приходить только на десятый, не раньше. Премьера — лишь начало работы. Ты что-то выстраиваешь, репетируешь, но зритель вносит свои коррективы. С ним в спектакль приходит дыхание реальной жизни, улицы.

Некоторые актеры почему-то думают, что после премьеры можно существовать на том, что получилось, забывают, что театр — ансамблевая история, и играют по принципу «Гори все огнем». Что было до тебя, что после — безразлично. Хотя в каждой сцене должен происходить подхват. Коллеги любят говорить: «Мы команда, мы банда!» Но при этом чудовищно существуют вместе, хотя командный дух должен проявляться на сцене, в спектакле, а не в бытовой жизни.

Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире. Ярче всего я живу в момент спектакля: здесь и сейчас. Обычная бытовая жизнь — лишь дополнение. Коллектив в Театре сатиры замечательный, прекрасный, но мое поле боя — сцена, и там важно чувствовать себя в команде. А в какую гримерочку принести кружечку, где повесить занавесочку, совершенно неважно. Я образно говорю.

— Вы сказали, что выросли в кино...

— Да, но в каком-то смысле я вырос и в театре, потому что в девять лет выходил в спектакле Театра миниатюр. А в пять сыграл в фильме Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова». Мой отец был художником-декоратором на «Мосфильме», и он часто брал меня на студию, где я бегал вместе с другими киношными детьми. Мы играли в декорациях «Мэри Поппинс, до свидания», «Мы из джаза» и других картин, все их облазали, насажали себе заноз.

Папа был очень талантливым человеком. Много лет проработал с режиссером Глебом Панфиловым и снялся в двух его картинах в эпизодах. У Сергея Юрского работал, у Евгения Евтушенко. Евгений Александрович моего папу обожал. Как и Юрский, он бывал у нас дома.
Мама тоже была очень талантливой — блистательной портнихой. Шила буквально все. Звуки моего детства — это стрекот ее швейной машинки и звон трамвая под окнами. Мы жили в районе Дмитровского шоссе, и рядом с нашим домом проходил 27-й трамвайный маршрут. Видимо, благодаря закалке, полученной в юные годы, я могу спать в любое время, в любых условиях, как Штирлиц.

Максим Аверин и Алена Яковлева в спектакле «Лес», Театр сатиры, премьера в 2020 году. Фото: Вера Юрокина/пресс-служба театра Сатиры

— Помните съемки в своем первом фильме?

— Конечно, и очень дорожу этими воспоминаниями. Съемки проходили в Махачкале. Через 40 лет я оказался в этом городе на гастролях и рассказал организаторам, как выглядели улица и площадь, на которых мы жили и работали. Названий не знал, но они сразу поняли, о каких местах идет речь, и отвезли меня туда. Это было возвращением в детство. Там ничего не изменилось!

Мы с мамой приехали к папе. Я носился везде, вертелся под ногами, и Панкратов-Черный однажды сказал: «Давайте снимем Макса в кино!» Мне подобрали красивый костюмчик, и я сыграл в сцене на пароходе. Партнером моим был замечательный Владимир Самойлов. В пять лет я, конечно, не осознавал масштаба его дарования, но понимал, что рядом потрясающий артист.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Машков: «Счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной» Владимир Машков: «Счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной»

«Вокруг меня люди, с которыми у нас общая цель»

Караван историй
8 доказанных наукой способов жить вместе долго и счастливо 8 доказанных наукой способов жить вместе долго и счастливо

Как сохранить любовь и радость в браке?

Лиза
Вдова Владислава Стржельчика: «В театре его без иронии называли Ваше превосходительство» Вдова Владислава Стржельчика: «В театре его без иронии называли Ваше превосходительство»

Известного артиста Владислава Стржельчика обожали театралы и зрители кино

Коллекция. Караван историй
Эти продукты помогут вам укрепить иммунитет! Включите их в свой рацион уже сейчас Эти продукты помогут вам укрепить иммунитет! Включите их в свой рацион уже сейчас

Продукты, которые обеспечат организм ключевыми питательными веществами

ТехИнсайдер
Илья Авербух и Лиза Арзамасова: Илья Авербух и Лиза Арзамасова:

Мы вообще не понимаем, что такое ссориться

Коллекция. Караван историй
Инвестиции периода изоляции Инвестиции периода изоляции

Спрос на иностранные активы ищет входа

Деньги
Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица? Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица?

Штирлиц пройдет с ним через всю жизнь, став героем тринадцати романов и повести

Коллекция. Караван историй
Женские дуэли: как дамы вызывали друг друга на поединки и почему их схватки были более жестокие и кровавые, чем мужские Женские дуэли: как дамы вызывали друг друга на поединки и почему их схватки были более жестокие и кровавые, чем мужские

Женщины тоже были не прочь посостязаться друг с другом

ТехИнсайдер
Вера Таривердиева: Вера Таривердиева:

В судьбе Микаэла Таривердиева не было ничего случайного

Караван историй
7 самых ожидаемых книжных новинок 2023 года 7 самых ожидаемых книжных новинок 2023 года

Семь отличных книг, на которые стоит обратить внимание в этом году

СНОБ
«Всё, что я хочу на Новый год» «Всё, что я хочу на Новый год»

Елизавета Боярская с детства не верит в Деда Мороза, но все равно любит декабрь

OK!
Коллективная западня Коллективная западня

Почему мы верим серьезным людям с экрана

Weekend
Ирина Померанцева. Песни молодости Ирина Померанцева. Песни молодости

Леонид Борткевич — сладкоголосый Орфей, который сводил с ума женщин СССР

Коллекция. Караван историй
Турция: полный гид для идеального и небанального отдыха Турция: полный гид для идеального и небанального отдыха

Все, что поможет подготовиться к путешествию и спланировать отпуск в Турции

Правила жизни
9 факторов риска заболеваний сердца: проверьте себя 9 факторов риска заболеваний сердца: проверьте себя

Болезни сердца являются ведущей причиной смерти по всему миру

ТехИнсайдер
Дмитрий Юрушкин: «Затраты себя не оправдают» Дмитрий Юрушкин: «Затраты себя не оправдают»

Как роторно-поршневой двигатель не совершил переворота в советском автопроме

Автопилот
Палеоклиматологи определили подходящее время для заселения Америки по морскому льду Палеоклиматологи определили подходящее время для заселения Америки по морскому льду

Палеоклиматологи исследовали проблему первоначального заселения Америки

N+1
Плохая осанка — причина болей в спине: 6 советов по избавлению от сутулости Плохая осанка — причина болей в спине: 6 советов по избавлению от сутулости

Давайте разберемся, как справиться с болями в спине и избавиться от сутулости

ТехИнсайдер
Риск ради успеха: почему не нужно бояться ошибок, чтобы достичь результатов Риск ради успеха: почему не нужно бояться ошибок, чтобы достичь результатов

Отрывок из книги «Открытый интеллект»

Forbes
Денежный возраст Денежный возраст

Бизнесмен Максим Валецкий о своем бизнесе в России

СНОБ
Что общего у слона и голого землекопа? Долгая жизнь! И вот почему Что общего у слона и голого землекопа? Долгая жизнь! И вот почему

Почему одни виды млекопитающих живут намного дольше других

Вокруг света
«Я подумаю об этом завтра»: 10 способов не тратить свободное время на мысли о работе «Я подумаю об этом завтра»: 10 способов не тратить свободное время на мысли о работе

Трудоголизм чаще всего перерастает в профессиональное выгорание

Psychologies
По суше, по морю, по льду: как древние люди стремились попасть в Америку и не погибнуть по пути По суше, по морю, по льду: как древние люди стремились попасть в Америку и не погибнуть по пути

В доисторические времена путешествие в Америку сулило множество опасностей

Вокруг света
Самый ценный игрок: как Леброн Джеймс стал первым миллиардером в баскетболе Самый ценный игрок: как Леброн Джеймс стал первым миллиардером в баскетболе

Леброн Джеймс стал миллиардером, все еще находясь в статусе играющего спортсмена

Forbes
Как научиться любить себя: лучшие книги для саморазвития Как научиться любить себя: лучшие книги для саморазвития

Книги, которые помогут открыть себя заново

ТехИнсайдер
Почему гостинг так ранит и как его пережить: техника самопомощи Почему гостинг так ранит и как его пережить: техника самопомощи

Гостинг — резкое прекращение общения без объяснения причин

Psychologies
«Сын» с Хью Джекманом — кино о депрессии, на котором смеются критики и плачут нормальные люди «Сын» с Хью Джекманом — кино о депрессии, на котором смеются критики и плачут нормальные люди

Фильм «Сын» умеет доходчиво объяснять очень важные вещи

Правила жизни
Не Канны или Венеция: почему победители Берлинале не добиваются международного успеха Не Канны или Венеция: почему победители Берлинале не добиваются международного успеха

Что значат решения жюри на Берлинале?

Forbes
Насколько устарело наше будущее? | How Obsolete is Our Future? Насколько устарело наше будущее? | How Obsolete is Our Future?

Гипотезы об изменениях приоритетов муниципального управления

Позитивные изменения
Как быстро уснуть: йога для здорового и крепкого сна — 10 полезных асан Как быстро уснуть: йога для здорового и крепкого сна — 10 полезных асан

Делимся простыми упражнениями, которые помогут лучше спать

Psychologies
Открыть в приложении