Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире

Коллекция. Караван историйРепортаж

Максим Аверин: «Без театра не могу, но и кино обожаю»

Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире. Ярче всего я живу в момент спектакля: здесь и сейчас. Обычная бытовая жизнь — лишь дополнение...

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Филипп Гончаров

В «Ленкоме» только что закончилась репетиция спектакля «Бег», где вы играете генерала Чарноту. Как оказались в этой постановке? Вы ведь артист Театра сатиры?

— Да, но никогда не отказывался от работы и на других площадках, если это интересно. Мне кажется, сейчас такое время, когда надо пробовать себя в разных ипостасях. После «Сатирикона» я стараюсь не очень прирастать к местам и людям. Понимаете, театр — это место работы, а не жилплощадь.

— Я думала, все дело в дружеских отношениях, связывающих вас с постановщиком «Бега» Александром Лазаревым.

— Дружеские отношения не означают, что ты автоматически попадешь на роль. У Сан Саныча был серьезный кастинг на Чарноту, и только после него выбор пал на меня. Репетирую я с огромным удовольствием. Прежде всего потому, что имею дело с замечательной драматургией, а для меня это важно, не хочу принимать участие в постановках приземленных, бытовых, несмешных. У Булгакова есть все: и юмор, и трагедия людей, бегущих из России во время лихолетья. И жизнь, и слезы, и любовь.

— Кто ваши партнеры? Лазарев играет?

— Нет, Сан Саныч только ставит. А партнеры мои — весь цвет театра «Ленком». Хлудова играет прекрасный Игорь Миркурбанов, и в очередь с ним — замечательный Дмитрий Гизбрехт. Корзухина — Андрей Леонов и Иван Агапов. Ну а Люськой, походной женой генерала Чарноты, будет моя подруга Анна Якунина. Состав замечательный.

Для меня это новый опыт, хотя разговоры о работе в «Ленкоме» шли давно, еще при жизни Марка Анатольевича Захарова. Он хотел ввести меня на роль графа Резанова в «Юноне и Авось». Увы, не случилось. Уход Марка Анатольевича — огромная потеря. У меня перед ним как будто какой-то кармический долг, я безумно сожалею, что не успел поработать с великим мастером. Уверен, это был мой режиссер. Но я остаюсь артистом Театра сатиры и играю там в трех спектаклях — «Лес», «Платонов» и «Арбенин. Маскарад без слов».

— Что изменилось в театре с приходом нового худрука Сергея Газарова?

— Благодаря Сергею Ишхановичу в моем репертуаре появился «Арбенин», это была его идея — сделать первой постановкой Театра сатиры, объединенного с «Прогресс Сценой Армена Джигарханяна», пластический спектакль по пьесе Лермонтова «Маскарад». Как изменился театр, говорить еще рано, прошло не слишком много времени. Труппа огромная, голова у худрука болит за два коллектива. И то, что он учитывает меня в своих планах, уже приятно.

— А это правда, что вы еще и в Театре Гоголя будете играть?

— Я собираюсь репетировать в спектакле по пьесе Григория Горина о бароне Мюнхгаузене с новым художественным руководителем театра Антоном Яковлевым. Мы давно мечтали об этой постановке, говорили о ней еще во время репетиций «Леса», который Антон Юрьевич сделал в Театре сатиры. Мне с этим режиссером очень интересно работать и наблюдать в нем черты его отца, гениального русского артиста Юрия Васильевича Яковлева.

У Яковлева замечательные дети и внуки. С Аленой и ее дочерью Машей Козаковой мы играем в «Лесе». Машке вообще досталась удивительная смесь генов Юрия Яковлева и Михаила Козакова. Мне довелось поработать с Михаилом Михайловичем в последние годы его жизни. Он собирался снимать очень интересный абсурдистский фильм. Я приезжал к нему домой, мы делали пробы. К сожалению, не сложилось.

— На ваших планах сыграть в Театре сатиры Сирано и Карлсона тоже поставлен крест?

— Надеюсь, когда-нибудь эти планы осуществятся. Путь к мечте не бывает простым, на то она и мечта. Я не то чтобы фаталист, но думаю, что мы проходим то, что должны пройти. И в творческой жизни испытания необходимы.

Максим Аверин, Станислав Буров и Моряна Анттонен-Шестакова в спектакле «Арбенин. Маскарад без слов», Театр сатиры, премьера в 2022 году. Фото: Катя Якель/пресс-служба театра Сатиры

— У всех, кто видел легендарный фильм «Бег» Алова и Наумова, перед глазами стоит Михаил Ульянов в роли генерала Чарноты. Его исполнение в каком-то смысле стало каноническим, и зрители наверняка будут сравнивать вас с Ульяновым. Вас это не смущает?

— Когда ты должен превзойти такого корифея или хотя бы предложить свою интерпретацию, это, напротив, очень сильно мотивирует и подстегивает. Конечно страшновато, Михаил Александрович — невероятный артист. Но какой смысл браться за какие-то произведения, если бесконечно оглядываться назад? В этом мире все уже было до нас. Нужно идти вперед. В том и состоит уникальность театрального искусства, что каждая постановка одной и той же пьесы все равно будет отличаться.

— Играете по тексту, никаких авангардистских наворотов не ожидается?

— Нет, все по Булгакову. По-моему, когда постановщики начинают отходить от текста, считая себя умнее автора, они совершают большую ошибку. Потому что он думал над тем, что писал. Булгаков к тому же расписал свою пьесу по-режиссерски. У него настолько точные ремарки, что по-другому просто невозможно играть. И странно падать с колосников, если нужно просто войти в дверь.

Мне вообще больше нравится идти за автором, пытаясь расшифровать его замысел, а не натягивать на свою головёшку гениальную драматургию. К тому же «Бег» настолько актуальная пьеса! Текст живой, его не надо перелопачивать и притягивать к сегодняшнему дню. Этот материал будет востребован и через сто лет, потому что автор попал в самую сердцевину русской души, русского менталитета.

— Работа в театре для вас на первом месте?

— Театр, безусловно, важен для меня. И это, наверное, единственное, что меня по-настоящему окрыляет, вдохновляет и дает шанс продлить свой сюжет.

— Репетировать любите?

— Не очень. В театре обычно очень продолжительный застольный период, когда все просто сидят и разговаривают. Мне нужно сразу пробовать играть. И так лучше учится текст.

— Как вы держите в голове такой массив? Ведь помимо театральных и киноролей играете еще двухчасовой моноспектакль?

— Сам иногда поражаюсь. В театре очень быстро учу тексты «на ногах», в кино запоминаю буквально с одной попытки, с листа — и сразу в кадр.

Без театра не могу, но и кино обожаю — выставленный свет, разметку по точкам, дубли, наверное, потому что практически вырос на съемочной площадке. В принципе, это две разные профессии и два разных способа существования — артист театра и артист кино. Но и там и там нужно уметь распределяться и держать эмоцию. Буквально вчера слушал по радио интервью Никиты Михалкова, в котором он очень верно заметил, что если Джульетту после каждого спектакля увозят на скорой, ей надо задуматься, стоит ли заниматься лицедейством.

В кино три вида «крупности» — общий, средний, крупный планы. Если на каждом делать хотя бы по два дубля, то получается, что эпизод приходится отрабатывать как минимум шесть раз. С партнером — еще больше. И все шесть, восемь, десять раз держать эмоции на том же градусе, чтобы они были монтажны. Представляете, каким «математиком» нужно быть, чтобы все это правильно выстроить? В театре еще сложнее. Там дублей не бывает, и только ты можешь выбрать свою «крупность», чтобы зрители не могли от тебя оторваться.

Максим Аверин, 2022 год. Фото: Филипп Гончаров

— К спектаклям долго готовитесь?

— Нет, у меня уже выработался определенный биоритм, благодаря которому в семь часов вечера происходит выброс необходимой энергии. Это свойство надо лишь холить и лелеять, как и голос. Он имеет свойство уставать, и нужно его подбадривать, «уговаривать», чтобы не подвел.

Перед премьерой часто возникают проблемы, голос выдает внутренний страх. Премьеры я вообще не очень люблю, с ними связан ненужный ажиотаж, и занимаешься не столько делом, сколько какой-то чепухой. К тому же коллеги любят посещать первые спектакли, а это самые ужасные зрители.

По-моему, нужно приходить только на десятый, не раньше. Премьера — лишь начало работы. Ты что-то выстраиваешь, репетируешь, но зритель вносит свои коррективы. С ним в спектакль приходит дыхание реальной жизни, улицы.

Некоторые актеры почему-то думают, что после премьеры можно существовать на том, что получилось, забывают, что театр — ансамблевая история, и играют по принципу «Гори все огнем». Что было до тебя, что после — безразлично. Хотя в каждой сцене должен происходить подхват. Коллеги любят говорить: «Мы команда, мы банда!» Но при этом чудовищно существуют вместе, хотя командный дух должен проявляться на сцене, в спектакле, а не в бытовой жизни.

Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире. Ярче всего я живу в момент спектакля: здесь и сейчас. Обычная бытовая жизнь — лишь дополнение. Коллектив в Театре сатиры замечательный, прекрасный, но мое поле боя — сцена, и там важно чувствовать себя в команде. А в какую гримерочку принести кружечку, где повесить занавесочку, совершенно неважно. Я образно говорю.

— Вы сказали, что выросли в кино...

— Да, но в каком-то смысле я вырос и в театре, потому что в девять лет выходил в спектакле Театра миниатюр. А в пять сыграл в фильме Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова». Мой отец был художником-декоратором на «Мосфильме», и он часто брал меня на студию, где я бегал вместе с другими киношными детьми. Мы играли в декорациях «Мэри Поппинс, до свидания», «Мы из джаза» и других картин, все их облазали, насажали себе заноз.

Папа был очень талантливым человеком. Много лет проработал с режиссером Глебом Панфиловым и снялся в двух его картинах в эпизодах. У Сергея Юрского работал, у Евгения Евтушенко. Евгений Александрович моего папу обожал. Как и Юрский, он бывал у нас дома.
Мама тоже была очень талантливой — блистательной портнихой. Шила буквально все. Звуки моего детства — это стрекот ее швейной машинки и звон трамвая под окнами. Мы жили в районе Дмитровского шоссе, и рядом с нашим домом проходил 27-й трамвайный маршрут. Видимо, благодаря закалке, полученной в юные годы, я могу спать в любое время, в любых условиях, как Штирлиц.

Максим Аверин и Алена Яковлева в спектакле «Лес», Театр сатиры, премьера в 2020 году. Фото: Вера Юрокина/пресс-служба театра Сатиры

— Помните съемки в своем первом фильме?

— Конечно, и очень дорожу этими воспоминаниями. Съемки проходили в Махачкале. Через 40 лет я оказался в этом городе на гастролях и рассказал организаторам, как выглядели улица и площадь, на которых мы жили и работали. Названий не знал, но они сразу поняли, о каких местах идет речь, и отвезли меня туда. Это было возвращением в детство. Там ничего не изменилось!

Мы с мамой приехали к папе. Я носился везде, вертелся под ногами, и Панкратов-Черный однажды сказал: «Давайте снимем Макса в кино!» Мне подобрали красивый костюмчик, и я сыграл в сцене на пароходе. Партнером моим был замечательный Владимир Самойлов. В пять лет я, конечно, не осознавал масштаба его дарования, но понимал, что рядом потрясающий артист.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Олькина: «Внутри каждого из нас живет дракон» Екатерина Олькина: «Внутри каждого из нас живет дракон»

Однажды я задумалась о том, надо ли пытаться быть хорошей и всем нравиться

Коллекция. Караван историй
Минус миллион. Первый тест-драйв китайской Toyota Camry Минус миллион. Первый тест-драйв китайской Toyota Camry

Тестируем седан Camry из КНР

РБК
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Азы Таро: что нужно знать, чтобы твоя колода не пылилась на полке Азы Таро: что нужно знать, чтобы твоя колода не пылилась на полке

Что нужно знать, чтобы прибегать к помощи карт самостоятельно

VOICE
Сергей Шакуров: «Мой главный принцип в жизни — не спешить. Кто верит, тот не торопится» Сергей Шакуров: «Мой главный принцип в жизни — не спешить. Кто верит, тот не торопится»

Я мог бы заниматься спортом и быть тренером. А еще стать циркачом

Коллекция. Караван историй
Волшебник и малышка: как люди выгорают из-за несоответствия своих субличностей Волшебник и малышка: как люди выгорают из-за несоответствия своих субличностей

Отрывок из книги Леонида Кроля «Жизнь без выгорания»

Forbes
Илья Авербух и Лиза Арзамасова: Илья Авербух и Лиза Арзамасова:

Мы вообще не понимаем, что такое ссориться

Коллекция. Караван историй
Инвестиции периода изоляции Инвестиции периода изоляции

Спрос на иностранные активы ищет входа

Деньги
Геннадий Сайфулин: «На позорном собрании против Эфроса я единственный выступил в его защиту» Геннадий Сайфулин: «На позорном собрании против Эфроса я единственный выступил в его защиту»

Геннадий Сайфулин — один из культовых актеров поколения шестидесятых

Коллекция. Караван историй
«Одной левой»: как мужчина с церебральным параличом стал успешным писателем, художником и настоящим сердцеедом «Одной левой»: как мужчина с церебральным параличом стал успешным писателем, художником и настоящим сердцеедом

Своим примером Кристи Браун доказал, что у таланта нет границ!

ТехИнсайдер
Тихие омуты Роберта Паттинсона Тихие омуты Роберта Паттинсона

Роберт Паттинсон — из тех, кому сполна досталось и хвалы, и хулы

Караван историй
Неправильная феминистка: как писательница Колетт пыталась придумать сильную героиню Неправильная феминистка: как писательница Колетт пыталась придумать сильную героиню

Отрывок из книги «Прощай, грусть!» — переосмысление французской классики

Forbes
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
5 напитков полезных для здоровья вашего мозга 5 напитков полезных для здоровья вашего мозга

Можно поддерживать свой мозг с помощью продуктов питания и здоровых напитков

ТехИнсайдер
«Метамышление» «Метамышление»

Как нейронауки помогают нам понять себя

N+1
«Женщины войны»: сериал о героинях, которым приходится бороться на два фронта «Женщины войны»: сериал о героинях, которым приходится бороться на два фронта

«Женщины войны» — история героинь, которые встречаются осенью 1914 года

Forbes
Как по звуку определить, что сломалось в автомобиле Как по звуку определить, что сломалось в автомобиле

Пройдемся по звукам, с помощью которых техника жалуется на недомогания

Maxim
Трудности переводов Трудности переводов

Как россиянам за границей получить доступ к своим средствам

Деньги
«Я рано узнала, что такое богатство и бедность»: история одного детства в 1990-е «Я рано узнала, что такое богатство и бедность»: история одного детства в 1990-е

История читательницы, которая отражает целый пласт истории 1990-х

Psychologies
От подручного уголька до систем распознавания рукописного текста: краткая эволюция письменных принадлежностей От подручного уголька до систем распознавания рукописного текста: краткая эволюция письменных принадлежностей

Чем и как писало человечество на разных этапах своей истории

Вокруг света
Скульптурный портрет Евгения Богарне. Возвращение из «Небытия» Скульптурный портрет Евгения Богарне. Возвращение из «Небытия»

Мраморный бюст, который поступил в Государственный Русский музей в 1927 году

Наука и жизнь
Как прожить 100 лет? Долгожители поделились с The Guardian своими секретами Как прожить 100 лет? Долгожители поделились с The Guardian своими секретами

100-летние дедушки и бабушки особенно советуют не застревать в прошлом

Правила жизни
Загадка медицины: уникальная история девочки, которая навечно была заперта в теле ребенка Загадка медицины: уникальная история девочки, которая навечно была заперта в теле ребенка

Этот необычный случай поставил медиков в тупик...

ТехИнсайдер
Инвесторы меняют ориентацию Инвесторы меняют ориентацию

Портфельные менеджеры минимизируют вложения в американские акции

Деньги
Супер-средство: как обычное растительное масло может помочь справиться со многими бытовыми проблемами Супер-средство: как обычное растительное масло может помочь справиться со многими бытовыми проблемами

10 гениальных лайфхаков для всего дома с использованием этого чудо-продукта

ТехИнсайдер
Россия — родина жуков Россия — родина жуков

Как из одной успешной киномистификации родился миф об отце советской анимации

Weekend
Как не совершать одни и те же ошибки в отношениях: 5 советов Как не совершать одни и те же ошибки в отношениях: 5 советов

Как разомкнуть круг одних и тех же ошибок в отношениях?

Psychologies
Записки отельера: бабушка уходит в отрыв Записки отельера: бабушка уходит в отрыв

Историю пожилой гостьи, которая решила кутить наполную

Правила жизни
Цифровая доступность: почему инклюзия — вопрос прибыли Цифровая доступность: почему инклюзия — вопрос прибыли

Цифровая инклюзия приносит бизнесу не только имиджевую пользу

Forbes
Извержения древних вулканов помогли раскрыть то, как происходило Великое вымирание — самая жуткая катастрофа в истории Извержения древних вулканов помогли раскрыть то, как происходило Великое вымирание — самая жуткая катастрофа в истории

Южное полушарие Земли было покрыто обломками вулканических извержений

ТехИнсайдер
Открыть в приложении