Коллекция. Караван историйРепортаж
Галина Данелия: «Никогда бы не подумала, что пройдут годы, и Данелия станет моим мужем»
«Москва буквально кипела, когда я выходила замуж за Данелию. Как так? Данелия, который за 26 лет так и не женился на Любови Соколовой, женится?! На ком? Она кто? Но все его друзья наш брак одобрили. Как сказал Гия Канчели: «Ну вот, наконец к тебе пришла судьба». Данелии был 51 год».
Галина Ивановна, мы встречаемся с вами почти сразу после вашего дня рождения...
— А у меня их два — 25 февраля и 13 марта.
— Как это?
— Я родилась 25 февраля, а записали меня 13 марта. И по традиции в феврале мы празднуем мой день рождения с родственниками, а в марте — с друзьями, коллегами. И все помнят, 13 марта — это день встречи друзей, день весны и Галин день рождения. Не знаю, почему так получилось, но в те годы такая путаница случалась.
— У вас сейчас был не рядовой день рождения, а красивая круглая дата...
— Не хочу про это говорить.
— То есть вы из тех женщин, которые свой возраст скрывают?
— Да, скрываю. И совсем не потому, что кто-то узнает мой возраст. Просто я сама не хочу знать, сколько мне лет.
— Ну, в наше время скрыть такие вещи сложно — открываешь интернет, и...
— А там неправильно написано, куча ошибок и про Георгия Николаевича, и про меня. Но меня это не волнует — пусть думают, что хотят.
— Галина Ивановна, вы не только актриса и режиссер, вы — галерист со стажем. Вашей галерее «Пан-Дан» уже больше тридцати лет. Если посмотреть на вашу жизнь глазами художника, в каком стиле было бы интереснее о ней рассказать?
— В абстрактном. В реалистическом было бы слишком долго. У меня такая бурная жизнь, с такими невероятными приключениями! Она начала необыкновенно складываться буквально с моего приезда в Москву. Моя биография — это...
— Приключенческий роман?
— Да! Мне все говорят: пиши книгу! Ну не удивительно ли, что с Данелией мы познакомились, когда мне было девятнадцать? Я была студенткой театрального училища имени Щукина, а он — молодым, но уже известным режиссером. Он обратил на меня внимание (это было на Московском кинофестивале), а я ему заявила: «Вы мне не нравитесь, оставьте меня в покое!» Представляете?! Никогда бы не подумала, что пройдут годы, и Данелия станет моим мужем. И что проживем мы с ним вместе почти сорок лет!
Невероятно, но судьба нас сводила постоянно. Я даже как-то брала у него интервью, когда работала на радио. Он, когда меня увидел, опешил: «Опять ты!» Но, кстати, это наше давнее знакомство однажды чуть не помешало мне. Это произошло, когда я ушла из театра и поступала во ВГИК на режиссерский факультет. В тот год курс набирали Георгий Данелия и Игорь Таланкин. И когда Данелия увидел меня, он сказал:
— Я тебя к себе не возьму!
А я ему:
— Подумаешь! Не очень-то и хотелось! — И я поступила, меня взял к себе на курс Игорь Васильевич Таланкин.
Так что знакомы мы с Данелией были, получается, всю жизнь.
Но судьбу решила одна наша случайная встреча на «Мосфильме». Это было, когда я уже окончила ВГИК. Увидела Георгия Николаевича и ужаснулась: я его еле узнала. Он тогда очень сильно болел, только вышел из больницы, страшно исхудал. Весил 42 килограмма, можете себе представить? Просто тень, а не человек! И во мне проснулась мать Тереза. Решила, что только я могу ему помочь. И повела Данелию к Джуне, поскольку мы с ней дружили.
— А вы к ней как попали?
— Нас познакомила моя приятельница-пианистка. У меня после аварии было сотрясение мозга, голова все время кружилась. И приятельница привела меня к Джуне, чтобы она меня полечила. Джуне я понравилась, и она решила, что я должна ходить к ней каждый день. Ну я и ходила, долго ходила. А потом привела к ней Андрея Тарковского, которому было очень интересно посмотреть, что же за феномен эта Джуна. И какое-то время мы бывали у нее с ним вместе. А однажды Андрей сказал:
— Джуна, ты ничего со мной не сможешь сделать, у меня у самого такая энергетика...
Она ему говорит:
— Ну покажи! Вот у меня сейчас болит голова. Можешь помочь?
Он загорелся, говорит:
— Могу! Садись.
И начал делать всякие пассы над ее головой, лечить своей энергетикой. И представьте, вытащил! У нее прошла головная боль.
Когда я привела к Джуне Георгия Николаевича, очень надеялась, что она ему поможет. Я же видела, знала, что она действительно может исцелять людей. Но, увы, с Данелией у нее ничего не получилось. Наверное потому, что Джуна была бессильна воздействовать на такую мощную энергетику, какая была у Тарковского, у Данелии.
— Зачем же вы тогда ходили туда?
— Мы ходили к Джуне, как ходят в клуб, — пообщаться. У нее дома всегда было много интересных людей. Кого там только не было — просто фантастика! Перед тем как я привела к ней Данелию, у нее был Феллини. Представляете?
— А у Георгия Николаевича было много друзей?
— Знаете, друзья — это же очень близкие люди, их всегда мало. Гия Канчели, Юрий Рост, Резо Габриадзе, Евгений Примаков, Андрей Петров, Буба Кикабидзе — вот те люди, с которыми Данелию связывали многие годы дружбы. С кем-то он виделся и общался часто, с кем-то — от случая к случаю, поскольку друзей разделяли расстояния. Вот Юрий Рост живет этажом выше, поэтому частенько к нам заглядывал, а уж когда Данелия болел — так каждый день приходил. Вообще, Данелия умел дружить — у него был удивительный круг близких друзей. А в широком смысле слова — так весь Советский Союз, можно сказать, были его друзья. Сколько писем ему приходило! Как любили и до сих пор любят Данелию! Мне постоянно об этом говорят самые разные люди.
— А когда вы вошли в жизнь Георгия Николаевича в статусе супруги, как восприняли вас его друзья?
— Замечательно! Чего не скажешь о недругах. Было и такое, что ему звонили и говорили: «Ты сошел с ума! Да она такая-растакая, да у нее ребенок, да зачем тебе это нужно?» Кстати, Гия Канчели, когда мы с ним познакомились и пообщались (а это случилось, когда я приехала к Данелии в Одессу, где он снимал «Слезы капали»), потом сказал Георгию: «Чего тебе еще надо? Женись! Посмотри, какая женщина!»
— Но Данелия же вообще был не любитель жениться?
— Да, с актрисой Любовью Соколовой он прожил много лет и так на ней и не женился, даже несмотря на то, что у них был сын — Коля.
А первый раз Георгий Николаевич женился, можно сказать, на спор. Девушка, за которой он ухаживал и которую провожал домой, как-то сказала ему: «Я знаю, почему ты на мне не женишься». Задела его. Он говорит: «Я не женюсь, потому что ты дочь министра?!» Тут же позвонил в дверь и с порога заявил ее отцу: «Я хочу жениться на вашей дочери!» И женился. Потом родилась дочка Светлана, Лана. Но брак тот долго не продлился. И после развода жена даже запрещала Данелии видеться с дочерью. Они стали общаться позже. Мы с Ланой, кстати, уже очень много лет дружим. Когда Георгий Николаевич нас познакомил, Лана очень тепло ко мне отнеслась, и потом была первой, кто хотел, чтобы случился наш брак с Данелией. Ну и отец Георгия, Николай Дмитриевич, тоже очень обрадовался, когда мы поженились. Мамы Георгия Николаевича тогда уже не было в живых.
Когда я переехала к Данелии, то его отец буквально ходил за мной хвостиком по их огромной квартире — куда я, туда и он. Все что-то рассказывал, показывал, ему хотелось со мной общаться. А мне было интересно его слушать. Но продолжалось это недолго, месяца через четыре Николай Дмитриевич умер. И когда к нам на его поминки пришло человек сто, я поняла масштаб личности этого человека. Он же был главным инженером Метростроя Москвы, генерал-майором. Его очень уважали и ценили.
— Галина Ивановна, а как вы думаете, почему на вас Данелия женился?
— Он сказал, что влюбился первый раз в жизни. Пришел домой и признался Соколовой: «Люба, я влюбился». Как, в какой момент он это понял, я не знаю. Он столько лет меня знал, и не было у него этого чувства ко мне, как мне казалось. А потом что-то изменилось, мы стали общаться довольно близко, он часто приезжал ко мне домой, пел, играл на гитаре, учил играть на ней моего сына Кирилла. На съемочной площадке его группа удивлялась: никогда раньше они не видели Данелию таким (это мне потом рассказали). Он даже мог иногда уйти со съемок, поручив доснять сцену второму режиссеру: «Слушай, сними сцену, у меня свидание».
— Как же вы могли назначать свидание во время съемок? Это же святое для режиссера!
— Да нет! Просто Данелия мог пропадать на съемках до ночи, а тут — не мог, бежал к Гале. И вот в один прекрасный день он пришел ко мне и сказал:
— Давай руку! — и надел мне кольцо. — Это мамино, — пояснил он. — Хочу, чтобы оно было у тебя.
Я удивилась:
— Хорошо, — говорю, — спасибо.
А потом нам надо было куда-то ехать, мы вошли в лифт, и Данелия спохватился:
— Ой, совсем забыл! Выходи за меня замуж!
— Внезапно!
— Да, Данелия был такой. Ну конечно, я согласилась. Потом мы поменялись квартирами: Коля, его сын, уехал в мою (у меня была большая двухкомнатная кооперативная квартира). А я переехала к Георгию, в его родительскую.
— Георгий Николаевич был дружен с родителями?
— Он их очень уважал. Одна лишь история о том, как мама Георгия Николаевича — Мери Ивлиановна Анджапаридзе — фактически настояла на том, чтобы Данелия жил с Любовью Соколовой, когда у них родился сын, многое объясняет. Ведь это именно она забрала Соколову с ребенком из роддома, и благодаря ей Люба вошла в их семью и осталась на много лет. Мери Ивлиановна была женщиной с сильным характером. А иначе не могла бы стать режиссером. Она работала на «Мосфильме», была лауреатом Государственной премии. С отцом Георгию Николаевичу тоже вряд ли возможно было быть именно в дружеских отношениях: Николай Дмитриевич был человеком довольно авторитарным, закрытым. К сыну он был очень требователен и настроен весьма критически. «Ну кто его, этого дурака, возьмет, — говорил он маме Георгия. — Где он сможет учиться? азве что во ВГИКе».
— Но Георгий Николаевич окончил архитектурный...
— Правильно. Так вот он и поступил тогда в архитектурный. И окончил его. И работал по специальности. А знаете эту историю, как он поступил на режиссерские курсы? Как-то они с приятелем вышли в обеденный перерыв прогуляться, наткнулись на пьяного мужика, который спал с газетой в руках. А там крупно информация о том, что «Мосфильм» объявляет набор на режиссерские курсы. Так закончилась карьера Данелии-архитектора и замаячила судьба Данелии-режиссера.
После окончания режиссерских курсов его взяли работать на «Мосфильм». И первой его картиной стала экранизация повести Веры Пановой «Сережа», которую он снял вместе со своим сокурсником Игорем Таланкиным. Им велели пригласить на главную роль Сергея Бондарчука. Они отправили ему сценарий и были уверены, что он откажется. Ну кто они такие? Молодые начинающие режиссеры. А Бондарчук с Ириной Скобцевой незадолго до этого прогремели в ролях Отелло и Дездемоны в фильме Сергея Юткевича. Но когда они пришли к Бондарчуку, то были ошарашены его ответом:
— Мы согласны.
— Кто «мы»? — не поняли Георгий и Игорь.
— Мы с Ириной.
И Данелия с Таланкиным пришли в ужас. Ну какой Бондарчук — директор совхоза? А утонченная красавица Скобцева — жена директора совхоза? Выходя от Сергея Федоровича, они громко обсуждали это, не подумав, что он мог их услышать. А он услышал! Но, к счастью, все обошлось, и это не помешало их дальнейшей совместной работе.
И Бондарчук со Скобцевой прекрасно сыграли свои роли. Но когда фильм был закончен, его почему-то посчитали неудачным и дали ему низкую, третью категорию. А потом картину посмотрела Вера Панова, и ей она очень понравилась. А слово Веры Пановой тогда значило очень много. Фильм быстренько перевели в другую, более высокую категорию, о нем заговорили, пошла молва, что на студии молодые режиссеры сняли прекрасный фильм. И всем, кто его смотрел, он нравился. Закончилась эта история тем, что «Сережу» отправили на Международный кинофестиваль в Карловы Вары, где он получил главный приз — «Хрустальный глобус». Фильм завоевал зрительские сердца, а Данелия сразу из разряда молодых перешел в разряд известных режиссеров. А его следующая картина — «Я шагаю по Москве» по сценарию Геннадия Шпаликова — принесла Данелии поистине какую-то небывалую, всенародную любовь.