«Папины дочки» очень быстро стали безумно популярными и остаются до сих пор

Коллекция. Караван историйРепортаж

Александр Жигалкин: «Дети-актеры не капризничают. Они понимают, что пришли не просто проводить время, а работать»

Елена Ланкина

История семейного психотерапевта, воспитывающего пять дочек, родилась в светлых головах создателей «6 кадров». И снимали мы эти два проекта параллельно. «Папины дочки» очень быстро стали безумно популярными и остаются таковыми до сих пор. Моя десятилетняя дочка Таисия в прошлом году пересмотрела все серии. Друзья рассказывают, что их дети любят этот сериал. Что очень приятно.

— В режиссуру вы пришли из актерской профессии. Кто вас ею «заразил»? С чего все началось?

— С того, что во втором или третьем классе я посмотрел по телевизору фильм «Труффальдино из Бергамо» и просто сошел с ума от того, как там существовал Константин Аркадьевич Райкин, и актерски, и пластически. После чего я тоже начал прыгать, падать и бить посуду, пытаясь повторить его трюки. Увидев такую тягу к актерству, родители пару раз свозили меня на «Мосфильм» на пробы. Тогда кастинг на детские роли объявляли в газетах.

Помню, лет в десять ездил на пробы мальчиков для фильма «Уроки французского» в абсолютной уверенности, что кроме меня на главную роль никто претендовать не может, потому что я уже умею падать с тарелками и танцевать, как Константин Райкин. Тогда еще толком не понимал, кто он такой, просто видел артиста невероятной энергетики, и во мне это отзывалось.

Мария Порошина и Александр Жигалкин в спектакле «Город мышей», начало 2000-х годов. Фото: из архива А. Жигалкина

То же самое произошло и с песнями Владимира Высоцкого. У родителей был проигрыватель «Аккорд» и довольно много пластинок, среди которых я нашел гибкую, черненькую, с песнями из фильма «Вертикаль». Послушал и уже не мог оторваться. Голос Высоцкого завораживал, а его рокочущее «р» цепляло на уровне какой-то физики. С тех самых пор песни и стихи Владимира Семеновича — это очень важная часть моей жизни.

— Пробы-то вы прошли?

— Какое там! На них собралось, наверное, пятьсот мальчиков, видимо, тоже умевших падать с тарелками, потому что меня не взяли. От этого похода на «Мосфильм» остались тяжелые воспоминания. Стояла поздняя осень, самое мрачное время года, все были в темной одежде, и толпа людей в черном производила гнетущее впечатление. На какое-то время я потерял интерес к актерству. А потом мамина подруга рассказала о детской студии при Народном театре ДК ЗИЛ. На тот момент я уже год занимался фехтованием в ЦСКА. Но будущую спортивную карьеру перебила тяга к искусству.

Руководителем моим был выпускник Школы-студии МХАТ и артист театра «Современник» Игорь Иванович Калядин. Он занимался с нами очень серьезно, как со студентами. У нас было и сценическое движение, и йога, и, конечно, актерское мастерство. Мы сдавали зачеты, делали показы, этюды и даже выпустили спектакль «Грезы белого мышонка» по пьесе Олега Шкловского и Александра Шиманова, в котором я сыграл свою первую роль. Мэтр, так мы называли Игоря, вложил в меня очень много важных истин. Главное — это понимание профессии и отношение к ней. В 1981-м Игорь Калядин репетировал в «Современнике» в спектакле «Кабала святош» по пьесе Булгакова и сосватал меня на роль маленького Захарии Муаррона. Я начал ходить на репетиции, оказался рядом с замечательными артистами, встретился с кумиром своего детства Константином Аркадьевичем Райкиным, игравшим слугу Мольера Бутона.

Эдуард Радзюкевич, Галина Данилова, Сергей Дорогов на съемках передачи «6 кадров», 2000-е годы. Фото: Сергей Снегирев/предоставлено пресс-службой СТС

Я тогда посмотрел весь репертуар театра, увидел всех тогдашних звезд «Современника» на сцене. Марину Неелову, Валентина Гафта, Елену Козелькову, Петра Щербакова, Нину Дорошину, Олега Табакова — всех не перечислишь. Это была мощная труппа. Даже Олега Даля успел увидеть в «Двенадцатой ночи» — еще до репетиций «Кабалы святош». В марте все того же 1981-го на служебном входе театра появилась фотография Даля — пришло известие о смерти Олега Ивановича. Сейчас эта фотография висит у меня дома. Я выпросил ее у вахтеров.
В «Кабале святош» я так и не сыграл, потому что вырос за лето и не смог влезть в клавесин, из которого, по задумке режиссера, моего героя вытаскивал Мольер. Роль отдали мальчику из студии Вячеслава Спесивцева. Но воспоминания о том коротком и счастливом периоде остались на всю жизнь...

Мечта поработать в «Современнике» сбылась самым неожиданным образом. Сорок лет спустя. В 2021 году Леонид Ярмольник пригласил меня в качестве режиссера сделать спектакль в «Современнике». Когда Леонид Исаакович назвал фамилию актрисы, с которой хотел бы сыграть, я сразу согласился. Потому что это была Марина Неелова. Несколько месяцев репетиций, несколько месяцев счастья от совместного творчества с этими двумя прекрасными артистами.

Иногда я не мог поверить, что все это происходит со мной на самом деле и что по сцене ходит Неелова. Когда я рассказал Марине свою детскую историю, она меня вспомнила, и это было очень трогательно. Я всю жизнь являюсь ее поклонником, а теперь у меня есть счастье общения с Мариной Мстиславовной. Вернее, с Мариной. Она запретила называть себя по имени и отчеству — только по имени. Она великая и прекрасная.

Эдуард Радзюкевич и Александр Жигалкин в номере «Факиры», 2000-е годы. Фото: Владимир Мышкин/из архива А. Жигалкина

— Вы ведь не сразу поступили в театральный, хотя были практически готовым артистом? Почему?

— Меня призвали в армию. В 1985-м, когда я окончил школу, бронь давали только пять вузов и театральные не входили в их число. Я дошел до конкурса в Щепкинском училище. Когда затребовали документы, принес приписное свидетельство из военкомата. На что мне сказали: «Служите и возвращайтесь, мы вас возьмем». Ну, я и отслужил два года — в Группе cоветских войск в Германии.

— Это же была не служба, а мечта!

— Как сказать, Германии мы практически не видели, в увольнение не ходили, потому что за забором была чужая страна, ГДР. Как говорил наш старшина: «Сынки, вставайте, немцы близко». За время службы нас только два раза свозили в ближайший городок Эберсвальде-Финов и один раз в Берлин, буквально за месяц до дембеля.

Я видел его еще социалистическим, с Берлинской стеной. Есть фотография, где мы стоим с ребятами перед Бранденбургскими воротами. Апрель, но мы почему-то в зимней форме и шапках. Я много раз потом бывал в Берлине, очень люблю этот город, и всегда прихожу на то место, где тогда фотографировался, и вспоминаю, как оно выглядело раньше.

Мне повезло: я служил не в строевой части, режим был не самый жесткий и у меня была возможность готовиться к поступлению в театральный. Никогда столько не читал, ни до ни после. Гоголя, Достоевского — просто собраниями сочинений. Я устраивал поэтические вечера для солдат и офицеров и, пользуясь этим, часами просиживал в библиотеке. Из армии пришел с готовой программой.

Хотел поступить в Школу-студию МХАТ, потому что там набирал Иван Михайлович Тарханов, который меня знал. Десятиклассником играл у него на курсе в дипломном спектакле «Наш городок», куда меня «пристроил» друг по театральной студии Андрей Зенин, учившийся на этом курсе. Я тогда познакомился со всеми его однокурсниками — Володей Большовым, Сережей Гармашом, Игорем Верником, Толей Котеневым, Сережей Чурбаковым...

Лиза Арзамасова, Анастасия Сиваева, Екатерина Старшова, Дарья Мельникова и Александр Жигалкин на съемках сериала «Папины дочки», 2006 год. Фото: из архива А. Жигалкина

Так вот, я хотел поступить во МХАТ, а параллельно со Школой-студией поступал в «Щуку» к Юрию Михайловичу Авшарову и как-то очень хорошо и быстро прошел. Когда возник вопрос, куда нести документы, задумался. В «Щуке» брали стопроцентно, в Школе-студии гарантии не давали. И тогда Андрюша Зенин, по гроб жизни ему большое спасибо, посоветовал посмотреть «Пигмалион», поставленный Авшаровым на выпускном курсе. Это все решило. Я пошел к Юрию Михайловичу, великому педагогу.

— В институте не помышляли о режиссуре?

— Не то что не помышлял — для меня это был страшный сон. Эдик Радзюкевич ставил все наши отрывки. Вот он — настоящий режиссер.

— Показывались в какие-то театры?

— Нет, у нас на курсе не было показов, потому что мы шли на создание собственного театра, и все знали об этом. К сожалению, наш во многом экспериментальный театр «Ученая обезьяна» просуществовал не так долго, в 90-е годы сложно было выжить без спонсоров и влиятельных покровителей. У нас их не было, только невероятный энтузиазм и желание что-то делать вместе.

Ребята на курсе были настолько яркие и талантливые, что после окончания вуза нас оставили еще на один год в качестве стажеров на кафедре актерского мастерства — чтобы мы играли свой дипломный репертуар. Потом мы работали во Дворце молодежи, создали там театральную площадку своими руками, но нас оттуда выперла какая-то финансовая компания, то ли «Хопер-инвест», то ли еще кто-то, это сейчас уже неважно. Помещение потребовали освободить в 24 часа. Мы перевезли декорации на склад нашего друга, занимавшегося коммерцией. А через месяц бандиты поставили его на счетчик и вывезли со склада все, что там было. В том числе и весь наш реквизит с декорациями.

Ребята постепенно разбрелись. Сначала Димка Марьянов, царство ему небесное, ушел в «Ленком» вместе с Наташей Щукиной. Потом Макс Разуваев — в «Современник», Слава Якушин — в Ермоловский... Мы с Эдиком Радзюкевичем еще очень долго старались нести бренд «Ученой обезьяны», выступали под ним на концертах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса

Камбербэтч и я — нормальные Холмсы. Но лучший Шерлок Холмс в истории — русский

Коллекция. Караван историй
Трипликация генов рецепторов интерферона вызвала типичные для синдрома Дауна симптомы у мышей Трипликация генов рецепторов интерферона вызвала типичные для синдрома Дауна симптомы у мышей

Открытие, которое можно использовать для разработки лекарств от синдрома Дауна

N+1
Наталья Гвоздикова. Берегите любовь Наталья Гвоздикова. Берегите любовь

Наталья Гвоздикова — о своем браке с Евгением Жариковым

Коллекция. Караван историй
Все на речку! 8 поразительных преимуществ плавания, о которых вы даже не догадывались Все на речку! 8 поразительных преимуществ плавания, о которых вы даже не догадывались

Плавание: плюсом к подтянутой фигуре вы получите еще и крепкое здоровье

ТехИнсайдер
Экстремалы в природе, или о пределах выносливости Экстремалы в природе, или о пределах выносливости

Они выбрали себе жизнь, какой не позавидуешь, и везде сумели освоиться

Наука и жизнь
«Онлайн снимает любые барьеры для людей» «Онлайн снимает любые барьеры для людей»

О внедрении искусственного интеллекта и секретах популярности коротких видео

РБК
Вдова Георгия Буркова: «После выхода «Иронии судьбы» Жора не мог спокойно выйти на улицу» Вдова Георгия Буркова: «После выхода «Иронии судьбы» Жора не мог спокойно выйти на улицу»

Бурков трижды приезжал в Москву поступать в театральное училище, но безуспешно

Коллекция. Караван историй
Рынок на десятки миллиардов: что такое ЦФА, как туда инвестировать и зачем это нужно Рынок на десятки миллиардов: что такое ЦФА, как туда инвестировать и зачем это нужно

Почему ЦФА могут быть интересны как инвестиционные активы

Forbes
«Это слишком сложно»: 50 оправданий людей, которые не хотят меняться, — проверьте себя «Это слишком сложно»: 50 оправданий людей, которые не хотят меняться, — проверьте себя

Почему на предложение изменить мир, начав с себя, мы отвечаем «да, но…»?

Psychologies
Как птицы учатся использовать звёздный компас Как птицы учатся использовать звёздный компас

Биологи связали популяции птиц, зимующих в одном районе, а гнездящихся в другом

Наука и жизнь
Самая массивная черная дыра: абсолютный чемпион Самая массивная черная дыра: абсолютный чемпион

Чемпион среди черных дыр — его масса превышает массу Солнца в 40 000 000 000 раз

ТехИнсайдер
Кредитные риски не отпускают Кредитные риски не отпускают

Международные инвесторы переводят средства на рынки развивающихся стран

Деньги
«Антикварная книга от А до Я» «Антикварная книга от А до Я»

Фрагмент из книги «Антикварная книга от А до Я» Петра Дружинина

N+1
«Моя печальная участь внушала уважение, сиротство я причислял к своим добродетелям»: 11 фактов о Жан-Поле Сартре «Моя печальная участь внушала уважение, сиротство я причислял к своим добродетелям»: 11 фактов о Жан-Поле Сартре

11 интересных фактов биографии Жан-Поля Сартра

Правила жизни
Собака вынюхала редких тритонов Собака вынюхала редких тритонов

Зоологи надеются, что собаки помогут изучать и охранять редких тритонов

N+1
«Парни не плачут»: как помочь мужчине в депрессии «Парни не плачут»: как помочь мужчине в депрессии

Депрессия у мужчин: её признаки и особенности

Psychologies
Как узнать материнскую плату: 7 простых способов Как узнать материнскую плату: 7 простых способов

Как узнать модель материнской платы в Windows 10 или 11?

CHIP
Мать всех английских монархов: история королевы Елизаветы Йоркской Мать всех английских монархов: история королевы Елизаветы Йоркской

Отрывок из книги «Елизавета Йоркская. Последняя Белая роза»

Forbes
Антидепрессивное действие психоделиков отделили от галлюциногенного на молекулярном уровне Антидепрессивное действие психоделиков отделили от галлюциногенного на молекулярном уровне

Психоделики связываются с нейротрофными рецепторами TrkB

N+1
15 самых дорогих мобильных телефонов в мире 15 самых дорогих мобильных телефонов в мире

Представляем пятнадцать самых дорогих мобильников в мире!

ТехИнсайдер
5 японских техник, которые увеличат продуктивность и улучшат качество жизни 5 японских техник, которые увеличат продуктивность и улучшат качество жизни

Кайдзен, ваби-саби, икигай... Что это такое и почему они будут полезны каждому?

Maxim
Физик разобрался в стабильности нити стрингшутера Физик разобрался в стабильности нити стрингшутера

Физик экспериментально и теоретически исследовал вращение нити в стрингшутере

N+1
Как ускорить метаболизм Как ускорить метаболизм

12 способов похудеть

Лиза
Прямо с куста Прямо с куста

Ягоды – это радость глаз и взрыв вкуса

Лиза
Обратная сторона привилегий: от чего страдают красивые женщины — разбор с психологами Обратная сторона привилегий: от чего страдают красивые женщины — разбор с психологами

От чего же страдают те, кто красив?

Psychologies
Странные и прекрасные застольные традиции народов мира Странные и прекрасные застольные традиции народов мира

Рассказываем об интересных алкогольных обычаях разных стран

Maxim
Мечтают о деньгах и славе: куда пойдут учиться дети Волочковой, Глюкозы, Децла и других звезд Мечтают о деньгах и славе: куда пойдут учиться дети Волочковой, Глюкозы, Децла и других звезд

Повзрослевшим детям звезд предстоит выбрать жизненный путь

VOICE
Совестливые люди на высоких постах с меньшей вероятностью берут взятки. Верите? Совестливые люди на высоких постах с меньшей вероятностью берут взятки. Верите?

Чувство вины может иметь преимущества для общества в целом

ТехИнсайдер
Футуролог — об успешных и провальных инвестиционных стратегиях Футуролог — об успешных и провальных инвестиционных стратегиях

Евгений Кузнецов — об инвестициях в хорошие дела и высокотехнологичные проекты,

РБК
Понимают ли кошки человеческую речь? Понимают ли кошки человеческую речь?

Есть ли смысл разговаривать с кошками? Понимают ли они нашу речь?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении