«Папины дочки» очень быстро стали безумно популярными и остаются до сих пор

Коллекция. Караван историйРепортаж

Александр Жигалкин: «Дети-актеры не капризничают. Они понимают, что пришли не просто проводить время, а работать»

Елена Ланкина

История семейного психотерапевта, воспитывающего пять дочек, родилась в светлых головах создателей «6 кадров». И снимали мы эти два проекта параллельно. «Папины дочки» очень быстро стали безумно популярными и остаются таковыми до сих пор. Моя десятилетняя дочка Таисия в прошлом году пересмотрела все серии. Друзья рассказывают, что их дети любят этот сериал. Что очень приятно.

— В режиссуру вы пришли из актерской профессии. Кто вас ею «заразил»? С чего все началось?

— С того, что во втором или третьем классе я посмотрел по телевизору фильм «Труффальдино из Бергамо» и просто сошел с ума от того, как там существовал Константин Аркадьевич Райкин, и актерски, и пластически. После чего я тоже начал прыгать, падать и бить посуду, пытаясь повторить его трюки. Увидев такую тягу к актерству, родители пару раз свозили меня на «Мосфильм» на пробы. Тогда кастинг на детские роли объявляли в газетах.

Помню, лет в десять ездил на пробы мальчиков для фильма «Уроки французского» в абсолютной уверенности, что кроме меня на главную роль никто претендовать не может, потому что я уже умею падать с тарелками и танцевать, как Константин Райкин. Тогда еще толком не понимал, кто он такой, просто видел артиста невероятной энергетики, и во мне это отзывалось.

Мария Порошина и Александр Жигалкин в спектакле «Город мышей», начало 2000-х годов. Фото: из архива А. Жигалкина

То же самое произошло и с песнями Владимира Высоцкого. У родителей был проигрыватель «Аккорд» и довольно много пластинок, среди которых я нашел гибкую, черненькую, с песнями из фильма «Вертикаль». Послушал и уже не мог оторваться. Голос Высоцкого завораживал, а его рокочущее «р» цепляло на уровне какой-то физики. С тех самых пор песни и стихи Владимира Семеновича — это очень важная часть моей жизни.

— Пробы-то вы прошли?

— Какое там! На них собралось, наверное, пятьсот мальчиков, видимо, тоже умевших падать с тарелками, потому что меня не взяли. От этого похода на «Мосфильм» остались тяжелые воспоминания. Стояла поздняя осень, самое мрачное время года, все были в темной одежде, и толпа людей в черном производила гнетущее впечатление. На какое-то время я потерял интерес к актерству. А потом мамина подруга рассказала о детской студии при Народном театре ДК ЗИЛ. На тот момент я уже год занимался фехтованием в ЦСКА. Но будущую спортивную карьеру перебила тяга к искусству.

Руководителем моим был выпускник Школы-студии МХАТ и артист театра «Современник» Игорь Иванович Калядин. Он занимался с нами очень серьезно, как со студентами. У нас было и сценическое движение, и йога, и, конечно, актерское мастерство. Мы сдавали зачеты, делали показы, этюды и даже выпустили спектакль «Грезы белого мышонка» по пьесе Олега Шкловского и Александра Шиманова, в котором я сыграл свою первую роль. Мэтр, так мы называли Игоря, вложил в меня очень много важных истин. Главное — это понимание профессии и отношение к ней. В 1981-м Игорь Калядин репетировал в «Современнике» в спектакле «Кабала святош» по пьесе Булгакова и сосватал меня на роль маленького Захарии Муаррона. Я начал ходить на репетиции, оказался рядом с замечательными артистами, встретился с кумиром своего детства Константином Аркадьевичем Райкиным, игравшим слугу Мольера Бутона.

Эдуард Радзюкевич, Галина Данилова, Сергей Дорогов на съемках передачи «6 кадров», 2000-е годы. Фото: Сергей Снегирев/предоставлено пресс-службой СТС

Я тогда посмотрел весь репертуар театра, увидел всех тогдашних звезд «Современника» на сцене. Марину Неелову, Валентина Гафта, Елену Козелькову, Петра Щербакова, Нину Дорошину, Олега Табакова — всех не перечислишь. Это была мощная труппа. Даже Олега Даля успел увидеть в «Двенадцатой ночи» — еще до репетиций «Кабалы святош». В марте все того же 1981-го на служебном входе театра появилась фотография Даля — пришло известие о смерти Олега Ивановича. Сейчас эта фотография висит у меня дома. Я выпросил ее у вахтеров.
В «Кабале святош» я так и не сыграл, потому что вырос за лето и не смог влезть в клавесин, из которого, по задумке режиссера, моего героя вытаскивал Мольер. Роль отдали мальчику из студии Вячеслава Спесивцева. Но воспоминания о том коротком и счастливом периоде остались на всю жизнь...

Мечта поработать в «Современнике» сбылась самым неожиданным образом. Сорок лет спустя. В 2021 году Леонид Ярмольник пригласил меня в качестве режиссера сделать спектакль в «Современнике». Когда Леонид Исаакович назвал фамилию актрисы, с которой хотел бы сыграть, я сразу согласился. Потому что это была Марина Неелова. Несколько месяцев репетиций, несколько месяцев счастья от совместного творчества с этими двумя прекрасными артистами.

Иногда я не мог поверить, что все это происходит со мной на самом деле и что по сцене ходит Неелова. Когда я рассказал Марине свою детскую историю, она меня вспомнила, и это было очень трогательно. Я всю жизнь являюсь ее поклонником, а теперь у меня есть счастье общения с Мариной Мстиславовной. Вернее, с Мариной. Она запретила называть себя по имени и отчеству — только по имени. Она великая и прекрасная.

Эдуард Радзюкевич и Александр Жигалкин в номере «Факиры», 2000-е годы. Фото: Владимир Мышкин/из архива А. Жигалкина

— Вы ведь не сразу поступили в театральный, хотя были практически готовым артистом? Почему?

— Меня призвали в армию. В 1985-м, когда я окончил школу, бронь давали только пять вузов и театральные не входили в их число. Я дошел до конкурса в Щепкинском училище. Когда затребовали документы, принес приписное свидетельство из военкомата. На что мне сказали: «Служите и возвращайтесь, мы вас возьмем». Ну, я и отслужил два года — в Группе cоветских войск в Германии.

— Это же была не служба, а мечта!

— Как сказать, Германии мы практически не видели, в увольнение не ходили, потому что за забором была чужая страна, ГДР. Как говорил наш старшина: «Сынки, вставайте, немцы близко». За время службы нас только два раза свозили в ближайший городок Эберсвальде-Финов и один раз в Берлин, буквально за месяц до дембеля.

Я видел его еще социалистическим, с Берлинской стеной. Есть фотография, где мы стоим с ребятами перед Бранденбургскими воротами. Апрель, но мы почему-то в зимней форме и шапках. Я много раз потом бывал в Берлине, очень люблю этот город, и всегда прихожу на то место, где тогда фотографировался, и вспоминаю, как оно выглядело раньше.

Мне повезло: я служил не в строевой части, режим был не самый жесткий и у меня была возможность готовиться к поступлению в театральный. Никогда столько не читал, ни до ни после. Гоголя, Достоевского — просто собраниями сочинений. Я устраивал поэтические вечера для солдат и офицеров и, пользуясь этим, часами просиживал в библиотеке. Из армии пришел с готовой программой.

Хотел поступить в Школу-студию МХАТ, потому что там набирал Иван Михайлович Тарханов, который меня знал. Десятиклассником играл у него на курсе в дипломном спектакле «Наш городок», куда меня «пристроил» друг по театральной студии Андрей Зенин, учившийся на этом курсе. Я тогда познакомился со всеми его однокурсниками — Володей Большовым, Сережей Гармашом, Игорем Верником, Толей Котеневым, Сережей Чурбаковым...

Лиза Арзамасова, Анастасия Сиваева, Екатерина Старшова, Дарья Мельникова и Александр Жигалкин на съемках сериала «Папины дочки», 2006 год. Фото: из архива А. Жигалкина

Так вот, я хотел поступить во МХАТ, а параллельно со Школой-студией поступал в «Щуку» к Юрию Михайловичу Авшарову и как-то очень хорошо и быстро прошел. Когда возник вопрос, куда нести документы, задумался. В «Щуке» брали стопроцентно, в Школе-студии гарантии не давали. И тогда Андрюша Зенин, по гроб жизни ему большое спасибо, посоветовал посмотреть «Пигмалион», поставленный Авшаровым на выпускном курсе. Это все решило. Я пошел к Юрию Михайловичу, великому педагогу.

— В институте не помышляли о режиссуре?

— Не то что не помышлял — для меня это был страшный сон. Эдик Радзюкевич ставил все наши отрывки. Вот он — настоящий режиссер.

— Показывались в какие-то театры?

— Нет, у нас на курсе не было показов, потому что мы шли на создание собственного театра, и все знали об этом. К сожалению, наш во многом экспериментальный театр «Ученая обезьяна» просуществовал не так долго, в 90-е годы сложно было выжить без спонсоров и влиятельных покровителей. У нас их не было, только невероятный энтузиазм и желание что-то делать вместе.

Ребята на курсе были настолько яркие и талантливые, что после окончания вуза нас оставили еще на один год в качестве стажеров на кафедре актерского мастерства — чтобы мы играли свой дипломный репертуар. Потом мы работали во Дворце молодежи, создали там театральную площадку своими руками, но нас оттуда выперла какая-то финансовая компания, то ли «Хопер-инвест», то ли еще кто-то, это сейчас уже неважно. Помещение потребовали освободить в 24 часа. Мы перевезли декорации на склад нашего друга, занимавшегося коммерцией. А через месяц бандиты поставили его на счетчик и вывезли со склада все, что там было. В том числе и весь наш реквизит с декорациями.

Ребята постепенно разбрелись. Сначала Димка Марьянов, царство ему небесное, ушел в «Ленком» вместе с Наташей Щукиной. Потом Макс Разуваев — в «Современник», Слава Якушин — в Ермоловский... Мы с Эдиком Радзюкевичем еще очень долго старались нести бренд «Ученой обезьяны», выступали под ним на концертах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Эпоха зрелища: как меняется пейзаж Дубая и он становится «правильным городом» Эпоха зрелища: как меняется пейзаж Дубая и он становится «правильным городом»

Отрывок из книги «Эпоха зрелища. Приключения архитектуры и город XXI века»

Forbes
«Я благодарен всем хейтерам» «Я благодарен всем хейтерам»

Мы поговорили с артистом SHAMAN о его непростом пути к славе

OK!
«Французская кухня в России и русской литературе» «Французская кухня в России и русской литературе»

Как русские классики писали о французских блюдах

N+1
Агротуризм в правовом поле Агротуризм в правовом поле

Туристическое направление как инструмент продвижения сельхозпродукции

Агроинвестор
Это угробит вашу посуду! 9 вещей, которые ни в коем случае нельзя мыть в посудомоечной машине Это угробит вашу посуду! 9 вещей, которые ни в коем случае нельзя мыть в посудомоечной машине

Может показаться, будто в посудомоечные машины можно класть все, но это не так

ТехИнсайдер
«Природный Оземпик»: в соцсетях сходят с ума по новой добавке для похудения — что думают о ней врачи? «Природный Оземпик»: в соцсетях сходят с ума по новой добавке для похудения — что думают о ней врачи?

Уколы для диабетиков помогают для похудения?

VOICE
«Север России — стратегически важный для нас регион» «Север России — стратегически важный для нас регион»

Север, Сибирь и Дальний Восток, — объект пристального внимания государства

РБК
Психологи объяснили, как найти своего соулмейта Психологи объяснили, как найти своего соулмейта

Кто такой соулмейт и как найти свою родственную душу?

Psychologies
Как убрать целлюлит за 7 простых шагов: твой самый быстрый путь к гладкой коже Как убрать целлюлит за 7 простых шагов: твой самый быстрый путь к гладкой коже

Даем пошаговую инструкцию по быстрому уничтожению "апельсиновой корки" на бедрах

VOICE
Спасаем любимые вещи: как отстирать любую краску с одежды Спасаем любимые вещи: как отстирать любую краску с одежды

Можно ли спасти любимую одежду от краски?

ТехИнсайдер
Этот гигантский Mercedes-Benz совмещал функции автобуса и почтового отделения Этот гигантский Mercedes-Benz совмещал функции автобуса и почтового отделения

Трёхосный автобус O 10000 — изюминка музея Mercedes-Benz

4x4 Club
Чат-боты будут привлекать телефонных мошенников и «забалтывать» их до полусмерти Чат-боты будут привлекать телефонных мошенников и «забалтывать» их до полусмерти

Чат-боты кибербезопасности будут бороться с чат-ботами телефонных мошенников

ТехИнсайдер
Вместо некролога: как жил и писал Кормак Маккарти — один из самых важных авторов своего времени Вместо некролога: как жил и писал Кормак Маккарти — один из самых важных авторов своего времени

Алексей Поляринов вспоминает одного из важнейших американских авторов

Правила жизни
Филлеры тут, филлеры там: как зумеры делают косметологию и пластическую хирургию модной Филлеры тут, филлеры там: как зумеры делают косметологию и пластическую хирургию модной

Почему косметология и пластическая хирургия так востребована среди молодежи?

Psychologies
5 лучших способов не «подсесть» на капли для носа: отвечает врач 5 лучших способов не «подсесть» на капли для носа: отвечает врач

Как избавиться от проблем с дыханием и не «подсесть» на капли для носа

VOICE
Слухи о моральном упадке современного мира оказались сильно преувеличены Слухи о моральном упадке современного мира оказались сильно преувеличены

Что происходит с моральным состоянием современного общества?

N+1
Рыбный день Рыбный день

Самые интересные места для рыбалки

Robb Report
«Фонтан переполняется»: отрывок из первой части трилогии Ребекки Уэст «Фонтан переполняется»: отрывок из первой части трилогии Ребекки Уэст

Фрагмент романа «Фонтан переполняется» Ребекки Уэст

СНОБ
От Робби Уильямса до Марины Абрамович: как выглядит современный арт-рынок Эмиратов От Робби Уильямса до Марины Абрамович: как выглядит современный арт-рынок Эмиратов

Насколько велик их рыночный потенциал в Объединенных Арабских Эмиратах сегодня.

Forbes
Господь создал Еву из ребра Адама, а Виктор Калнберз стал первым хирургом СССР, который провел операцию по смене пола Господь создал Еву из ребра Адама, а Виктор Калнберз стал первым хирургом СССР, который провел операцию по смене пола

Именно в СССР впервые была проведена операция по смене пола

ТехИнсайдер
Беседы с Хичкоком и пожары в Якутии: семь самых интересных фильмов Beat Film Festival Беседы с Хичкоком и пожары в Якутии: семь самых интересных фильмов Beat Film Festival

Картины конкурса Beat Film Festival, которые точно стоит посмотреть

Forbes
7 причин, почему нас так бесят самокатчики? 7 причин, почему нас так бесят самокатчики?

Эти хипстеры на самокатах всех достали! И мы можем объяснить, почему

Maxim
Дети в США все чаще ложатся под нож для удаления лишнего веса. Нормально ли это? Дети в США все чаще ложатся под нож для удаления лишнего веса. Нормально ли это?

Почему все больше детей и подростков из США оказываются на операционном столе

ТехИнсайдер
Без вины виноватый: защищаемся от субсидиарной ответственности Без вины виноватый: защищаемся от субсидиарной ответственности

Что такое субсидиарная ответственность и как от нее защититься

Inc.
Почему люди с темной кожей должны использовать крем для загара? Интересный факт Почему люди с темной кожей должны использовать крем для загара? Интересный факт

Нужно ли темнокожим людям защищать свою кожу от солнца?

ТехИнсайдер
7 алкогольных сочетаний, которые гарантируют похмелье 7 алкогольных сочетаний, которые гарантируют похмелье

То, что категорически нельзя между собой смешивать

Psychologies
Неорганизованный ребенок: 6 советов для решения проблемы — попробуйте самостоятельно Неорганизованный ребенок: 6 советов для решения проблемы — попробуйте самостоятельно

Простые и полезные рекомендации, как приучить ребенка к самостоятельности

Psychologies
25-летний спор о сознании человека закончился победой философа над нейробиологом. Философ получил ящик вина 25-летний спор о сознании человека закончился победой философа над нейробиологом. Философ получил ящик вина

Как наш мозг производит сознание? Спор двух ученых

ТехИнсайдер
Каких святых на Руси считали покровителями женщин? Каких святых на Руси считали покровителями женщин?

Главной покровительницей женщин и материнства была Пресвятая Богородица

Культура.РФ
Открыть в приложении