Русский тур
Как коровы из Месопотамии пришли на Русский Север, выжили и не замерзли
Одно из самых успешных млекопитающих на планете по-латыни называется Bos taurus: их насчитывается почти полтора миллиарда особей, а по суммарному весу они оставляют далеко позади и людей, и крыс. Мы предпочитаем фамильярно называть их коровами. Корова, или «бык домашний», населяет все климатические зоны от Патагонии до Северного полярного круга. Конечно, причина такого эволюционного успеха в том, что однажды домашний бык доверил свое выживание человеку (а человек – быку с его вкусным мясом и корове с питательным молоком). Однако и для человека, и для быка завоевание планеты было вовсе не легким делом.
Бык с востока
Основным родоначальником современных пород крупного рогатого скота был европейский дикий тур. По мнению генетиков, прародителями домашних коров стали всего 80 особей, обитавших в раннем неолите на территории Плодородного полумесяца – региона, включавшего Месопотамию, Ассирию, Финикию и Египет. Через 1500 лет крупный рогатый скот появился в Малой Азии, а затем добрался до Южной и Центральной Европы, где скрещивался с местными турами. Параллельно с этим в долине Инда произошло одомашнивание зебу – вида, лучше приспособленного к тропикам.
По мере увеличения важности сельского хозяйства возрастал и статус животного. Уже тогда корова стала эквивалентом достатка, а в Древнем Египте быки и коровы вовсе стали священными. В индуизме по сей день их запрещено убивать и употреблять в пищу.
Одомашненные потомки диких туров постепенно уменьшались в размере. Людям было невыгодно долго содержать взрослых особей, и все больше телят рождалось от молодых коров, недавно ставших зрелыми. Менялся нрав скота, а также его экстерьер: ноги стали короче, так как коровам не требовалось спасаться от хищников или проходить большие расстояния в поисках пищи, вымя укрупнилось.
Первые древние коровы давали мало молока, потому чаще всего забивались для получения мяса и кожи. Животных использовали для работы в полях и как тягловую силу. Об этом свидетельствуют находки моделей глиняных колес от повозок. Судя по наскальным рисункам из Северной и Средней Европы, в такие повозки со сплошными колесами запрягали быков или волов (вол – кастрированный, более покладистый бык).
Беллетризованная история приручения дикой коровы содержится в сказке Редьярда Киплинга «Кот, который гулял сам по себе». В ней женщина, в обмен на чудесную траву, теплый кров и заботу, получила от коровы молоко. В сказке «Дикая Корова» превратилась в «Нашу Кормилицу». Так писатель определил тот статус, который корова приобрела в хозяйстве людей.
Туры и славяне
С середины 5-го тысячелетия до н. э. на территории Восточной Европы уже существовали племена, использовавшие крупный рогатый скот в хозяйстве (Трипольская культура). Византийский автор конца VI – начала VII веков в своем сочинении «Стратегикон» отмечал, что славяне имели много скота и сельскохозяйственной продукции. Прокопий Кесарийский писал, что своим богам славяне приносили в жертву быков. Подтверждением развитого скотоводства у ранних славян служат находки вблизи Дона, где рядом с костями коровы археологи нашли миски для приготовления сыра.
Славянская колонизация Северо-Восточной Руси привела коров на земли, заселенные финно-угорскими и балтскими племенами. Им также было известно разведение крупного рогатого скота. Например, в Волго-Окском междуречье кости быков нашли в слоях, датирующихся концом III – началом II тысячелетия до н. э.
О молочном животноводстве в Древней Руси известно из берестяных грамот IX века, найденных при раскопках в Великом Новгороде архитектором Артемием Владимировичем Арциховским в середине XX века. Из записей видно, что уже тогда славяне изготавливали из коровьего молока масло и простоквашу.
Параллельно с домашними коровами продолжали существовать их дикие родственники – туры. Наиболее известное указание на живущих в Европе диких быков принадлежит Цезарю, а о восточноевропейских турах упоминал Владимир Мономах в своем «Поучении детям». «Следы» дикого быка можно заметить в названии славянских праздников: «турицы» у поляков, словаков и галичан.
У славян дикие быки пользовались особой любовью: могучие животные упоминаются в былинах, колядках, свадебных традициях и религиозных праздниках. В Ипатьевской летописи славного воина уподобляют туру: «...храбор бо бе яко и тур». Эти быки и правда обладали большой силой, ловкостью и свирепым характером. Один только их рев приводил людей в ужас. Например, в былине «Иван Гостиный сын» говорится:
«Зрявкает бурко по-туриному,
Триста жеребцов испугалися,
С княжнецкого двора разбежалися».
Из сообщений дипломата Сигизмунда фон Герберштейна, Конрада Геснера и средневековых польских источников можно извлечь описание диких быков: при рождении тур был каштанового цвета (черно-бурый, темно-бурый), но в возрасте шести месяцев делался черным с грязновато-белой полосой вдоль спины; зато самки сохраняли свою первоначальную масть и во взрослом состоянии. Так, по цвету масти одомашненной самки тура стали звать всех коров – буренками. И хотя со временем корова приобретала различные масти, ласковое прозвище «буренка» закрепилось за всеми самками домашнего быка, вне зависимости от их расцветки.