Имя Наталии Мещаниновой прочно вошло в список лучших режиссеров страны

ForbesЗнаменитости

«Когда пишешь сценарии, очень толстеешь». Режиссер Наталия Мещанинова о цензуре, насилии и больших бюджетах

До недавнего времени в российской киноиндустрии практически не было женщин-сценаристов. Но после фильмов «Аритмия», «Война Анны» и «Сердце мира», получивших многочисленные призы на фестивалях, имя Наталии Мещаниновой прочно вошло в список лучших профессионалов страны

Юлия Шампорова

1-img_2728.jpg__1574720794__73694.jpg
Наталия Мещанинова

Наш разговор с режиссером и сценаристом Наталией Мещаниновой, лауреатом Гран-при «Кинотавра» за фильм «Сердце мира» и сценаристом картин «Аритмия» и «Война Анны», состоялся в самый разгар съемок второго сезона сериала «Обычная женщина», над которым она работает в качестве режиссера. Forbes Woman обсудил со сценаристом второй сезон сериала «Обычная женщина», сексуальное насилие, цензуру в кино и многомиллионные бюджеты.

Наталия, я буквально оторвала вас от съемок расскажите, пожалуйста, над чем вы сейчас работаете?

Над «Обычной женщиной» с Анной Михалковой в главной роли: первый сезон снимал Боря Хлебников, а второй делаю я — прямо сейчас в Москве. А премьера его запланирована на осень 2020 года. Сериал выйдет на платформе ТНТ-Premier, поэтому у нас больше свободы в плане речи героев и хронометража. Борис Хлебников присутствует на проекте скорее как художественный руководитель, мы договорились, что я снимаю, а он монтирует — разделили сферу ответственности.

В центре этого сериала — сильная героиня. Хотя вы обычно скептически относитесь к вопросам о «неженской» профессии режиссера, я все же позволю себе его задать: насколько вы чувствуете рост womenpower в отечественной киноиндустрии?

Это всегда какой-то сложный, неудобный для меня вопрос. Повестка этого сериала — не моя мысль, и наверное, я как автор не имею внутри себя импульса рассказывать историю сильной и независимой женщины. Возможно, потому, что я не вижу какой-то внутренней боли в этом. Для меня сильная женщина — естественная история.

«Обычная женщина» — это очень феминистская история, там нет практически ни одного мужского персонажа, который способен решать проблемы. Но во втором сезоне появляется один такой парень. Некоторые линии мы обсуждаем с авторами сценария сериала для того, чтобы их докрутить. И вот мы постарались, чтобы там появился хоть один мужчина, которого можно уважать и восхищаться. Остальные так или иначе не дотягивают до решительных, быстро соображающих героинь.

Но при этом я люблю мужчин. И если вы посмотрите на мои проекты, вы увидите, что в моих фильмах, кроме «Комбината «Надежда», где мужчины показаны ничего не слышащими, не понимающими созданиями, мир мужчин демонстрируется очень подробно и глубоко. В «Аритмии», например, мне намного больше понятен персонаж Олега, чем персонаж Кати. Так же, как в «Шторме» мне понятен персонаж Градова, но я очень долго не могла понять персонаж Анны Михалковой. В «Сердце мира» главный герой — тоже парень.

Феминистская повестка лично у меня не вызывает никакого отклика почему-то, не знаю, как это объяснить. В «Обычной женщине» действуют только бабы, они «разруливают» свою жизнь, тащат на себе все, решают какие-то невероятные проблемы с бандитами, ментами. И это очень круто и талантливо написано! Я не могу сказать, что не понимаю этого, понимаю прекрасно, я сама такая — привыкла быть сильной. Про таких героинь интересно снимать, но я впадаю в ступор, когда мне задают вопросы про «женское-мужское», от необходимости вдруг как-то аналитически к этому относиться… Для меня в этом, наверное, нет боли.

Кадр из сериала «Обычная женщина»

Если говорить о боли, в прошлом году вышла ваша книга «Рассказы», где вы очень откровенно описали свое становление, детство и в том числе чудовищный опыт насилия со стороны вашего отчима. Поэтому было бы понятно, если бы у вас возникла феминистская позиция или даже...

Мужененавистническая? Ну вот видите, у меня какая-то обратная реакция, наверное, слишком большая степень рефлексии, к тому же книга произвела терапевтический эффект. У меня никогда не было мужененавистнических настроений, и при помощи книги в том числе мне удалось справиться с тем, что происходило в моей жизни, и не обобщать и не разделять мир на черное и белое, потому что больше всего меня страшит история обобщений. Это самое опасное, что может произойти с автором сценария, когда он начнет проводить обобщения по поводу мужчин, женщин, либералов, кого-то еще. Для меня это гибель, поэтому я всегда пытаюсь откреститься от этого — в том числе и от феминистской повестки, от движения #MeToo.

Да, надо мной было совершено насилие, которое продолжалось в течение многих лет, но я не хочу своим умом и переживаниями подключаться к какому-то общественному течению, потому что я боюсь обобщений. Для меня это очень сложный неоднозначный случай, в котором мне хочется залезть в психологические глубины и понять все стороны, а не вынуть шашку и рубить всех без разбора.

А почему вы решили посвятить этой теме именно книгу, а не фильм? И не хотелось ли вам как-то изменить общество, чтобы подобное не происходило с другими людьми?

Не я выбрала книгу, это она меня выбрала. Вы знаете, бывают моменты, когда ты что-то не можешь не делать — и ты не размышляешь о причинах. Изначально это не было книгой, это был «крик» в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), я написала пост, который вызвал бурю лайков, реакций, комментариев. Мне стало интересно, я написала второй, меня несло, причем именно в написанном слове. Я не думала вообще ни про какое кино, я даже не думала, что напишу рассказ, в котором предельно честно расскажу то, про что никому никогда не рассказывала. Когда вас рвет (извините за метафору), вы не можете это контролировать. Кстати, это не я придумала книгу, а Люба Аркус и Костя Шабловский поверили в эту идею, и журнал «Сеанс» ее издал в тот момент, когда я говорила, «да вы что, это какие-то обрывки мыслей». Но вышло так, что книга была номинирована на большое количество литературных премий, к моему большому удивлению.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Психологический портрет: что такое сейфтизм Психологический портрет: что такое сейфтизм

Сейфтизм: что это такое и чего в нем больше — пользы или вреда?

Forbes
Цена стены Цена стены

Почему разрыв между Восточной Германией и Западной так и не преодолен

Огонёк
«Как живем, так и шутим»: вспоминая Александра Васильевича Маслякова «Как живем, так и шутим»: вспоминая Александра Васильевича Маслякова

Светлана Мудрик вспоминает мэтра, под чьим руководством начинала свой путь

Правила жизни
Мне 16, и я живу один в дикой природе Мне 16, и я живу один в дикой природе

История этого шотландского подростка поразит любого родителя

Psychologies
Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему

8 фильмов южнокорейского режиссера, от легких комедий до мощных триллеров

Maxim
Обет молчания Татьяны Дорониной Обет молчания Татьяны Дорониной

Мои слова поддержки великой русской актрисе

StarHit
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Жизнь в розовом цвете: Надежда Сысоева Жизнь в розовом цвете: Надежда Сысоева

Резидентка Comedy Woman Надежда Сысоева старается нести в жизнь прекрасное

Glamour
Слово не воробей: 10 ошибок эротической переписки, которые мы иногда совершаем Слово не воробей: 10 ошибок эротической переписки, которые мы иногда совершаем

Самые распространенные ошибки, которые совершают девушки в секстинге

Cosmopolitan
Новый 2020-й: ждать ли от него чудес? Новый 2020-й: ждать ли от него чудес?

Согласитесь, в числах есть особая красота

Psychologies
Глен Баллис: «Я возвращаюсь в Москву за куриным супом» Глен Баллис: «Я возвращаюсь в Москву за куриным супом»

Бренд-шеф Глен Баллис о своем характере, московском супе и китайских димсамах

GQ
Скромный веган: что стало со вторым основателем WeWork после краха компании Скромный веган: что стало со вторым основателем WeWork после краха компании

Почему Мигель Маккелви остался на своем посту после краха краха WeWork?

Forbes
Лучшие фильмы, снятые по Стивену Кингу Лучшие фильмы, снятые по Стивену Кингу

Фильмы, снятые по Стивену Кингу: вдруг вам не хочется смотреть «Доктор сон»

GQ
Вадим Мошкович Вадим Мошкович

Создатель школы «Летово» — об эндаумент-фонде, «слепом» поступлении и «плане Б»

Robb Report
Подарок матери осужденного Подарок матери осужденного

Почему российские суды почти никого не оправдывают

Русский репортер
Как отучить ребенка ныть Как отучить ребенка ныть

Четырехлетний ребенок способен убрать плаксивые ноты из своей речи

Psychologies
6 признаков, что твоя собака тебя ненавидит (и как это исправить) 6 признаков, что твоя собака тебя ненавидит (и как это исправить)

Иногда кажется, что ты у своей собаки в «черном листе»

Playboy
Как узнать, какой процессор установлен на ПК Как узнать, какой процессор установлен на ПК

Процессор - один из самых ключевых компонентов ПК

CHIP
Советы да любовь Советы да любовь

Как разведчик сделал головокружительную карьеру и пожертвовал ей ради женщины

Esquire
Мужчины, которым не хочется секса Мужчины, которым не хочется секса

Если вам кажется, что партнер охладел, не спешите с выводами

Psychologies
Какую охранную систему лучше выбрать для машины? Какую охранную систему лучше выбрать для машины?

Сколько должна стоить хорошая "охранка" и на какие модели обратить внимание

CHIP
В мире появится еще один мегаальянс. Крупные производители под угрозой В мире появится еще один мегаальянс. Крупные производители под угрозой

Какие выгоды принесет объединение Peugeot–Citroen и Fiat Chrysler?

РБК
Молодые и влюбленные: Рэпер FLESH и его девушка Аделина Климова — о хейтерах, сексе и поколении Z Молодые и влюбленные: Рэпер FLESH и его девушка Аделина Климова — о хейтерах, сексе и поколении Z

От лица двадцатилетних — про двадцатилетних

Esquire
Художник Алексей Шульгин: В каждом из нас сочетаются ретроград и прогрессист Художник Алексей Шульгин: В каждом из нас сочетаются ретроград и прогрессист

Как художнику выделиться в объединенном мире?

СНОБ
Евгений Гудилин: «Плоды нанотехнологий у каждого в кармане» Евгений Гудилин: «Плоды нанотехнологий у каждого в кармане»

Нанотехнологии – это совсем не то, что все о них думают

Maxim
Бизнес с котом Виктором: кто заработает на противостоянии «Аэрофлота» и толстого животного Бизнес с котом Виктором: кто заработает на противостоянии «Аэрофлота» и толстого животного

История кота Виктора задела за живое тысячи человек

Forbes
Василий Даниловский: Василий Даниловский:

Василий Даниловский - основатель и идейный вдохновитель Roofevents

Cosmopolitan
Двое в лодке Двое в лодке

Нина ушла с позиции вице-президента Adidas и бросила все силы на стартап мужа

СНОБ
За себя и за того парня: об эмоциональной работе в отношениях За себя и за того парня: об эмоциональной работе в отношениях

Женщины делают массу вещей «по умолчанию», в итоге часто от этого страдают все

Psychologies
Два ядерных взрыва и 438 дней в море: люди, которые выжили в аду Два ядерных взрыва и 438 дней в море: люди, которые выжили в аду

Четыре случая, когда люди прошли через ад и выжили

Cosmopolitan
Открыть в приложении