Кофейня на спор: как копирайтер попыталась открыть первый в жизни бизнес
Редактор корпоративного блога заключила пари со своим начальником: на 1 млн руб. открыла в Москве кофейню, пообещав за полгода вывести ее на прибыль. Мечта о собственном деле потерпела крушение

Летом 2017 года гендиректор крупнейшей в России компании — производителя онлайн-касс «Эвотор» Андрей Романенко разговаривал с сотрудниками. Он сетовал, что малые предприниматели воспринимают установку касс нового поколения как обязалово, не видя в этом никаких выгод, а ведь они могли бы использовать эти аппараты как аналитический инструмент, позволяющий повысить продажи. «Кому не слабо открыть цветочный ларек или любой другой бизнес, чтобы узнать изнутри, как работают наши онлайн-кассы?» — спросил он в шутку. Он и не догадывался, что о своем деле уже давно раздумывает главный редактор корпоративного блога компании 31-летняя Александра Волкова.
На эту мысль сотрудницу натолкнул едкий комментарий одного из читателей блога «Эвотор». «Этот предприниматель высмеивал посты в блоге: мол, журналисты стараются, пишут тексты, развлекают читателей как могут, а сами-то они бизнес никогда не строили и ничего об этом не знают, — говорит Волкова. — Тут в моей голове все сложилось. Я решила, что надо попросить у Романенко денег, чтобы открыть какой-то тестовый бизнес». Какой именно, Волкова пока не знала, но мечтала, что будет описывать жизнь своего бизнеса в блоге. «Получилась бы такая гонзо-журналистика: это было бы полезно и для меня, и для разработчиков «Эвотора», тестирующих софт», — вспоминает Волкова.
В октябре 2017 года Александра Волкова и бренд-менеджер «Эвотора» Светлана Панкратова пришли к Романенко и показали ему презентацию: они решили делать классический бизнес миллениалов — кофейню. «Наша аудитория — это «нью эйдж хиппи», — говорит Александра Волкова, сама обладательница роскошных дредов и свитера с черными черепами. — Люди, которым важны самовыражение, свобода, высокий уровень жизни». «Нью эйдж хиппи» часто определяют как представителей поколения миллениалов, интересующихся винтажными вещами, инди-роком, артхаусным кино и т.п.
Волкова была уверена, что хорошо знает психологию этих людей и именно поэтому ее проект обречен на успех. Сотрудницы демонстрировали таблицы Excel с бизнес-планом, цифры, собранные в других блогах. Поначалу гендиректор скучал. Но когда на одном из слайдов появилось фото руки, которая держит стаканчик с цитатами великих предпринимателей и логотипом кофейни, он оживился: «О, круто! Давайте делать».
Так появился бизнес-проект с ироничным названием «Заварили» (саму кофейню партнеры, впрочем, решили назвать более благозвучно — «Сториз»). По условиям пари Волкова и Панкратова получали 1 млн руб., должны были на эти деньги открыть кофейню и за полгода вывести ее на операционную прибыль. Если сотрудницы проигрывали спор, они должны были отдать свой бизнес Романенко. Если выигрывали — кофейня становилась их собственностью.

Гуманитарная беспомощность
Выиграть пари было тем сложнее, что никакого бизнес-опыта у Александры Волковой не было. Уроженка подмосковского города Протвино была классическим гуманитарием. Сразу после школы, в 2003 году, она приехала в Москву, поступила в МГПУ им. Крупской и получила диплом учителя русского языка и литературы. «Математика у меня никогда не шла, да и до сих пор не идет», — грустно шутит Волкова.
Как и большинство ее сверстников, после окончания столичного вуза возвращаться в родной город она не планировала и использовала любую возможность, чтобы закрепиться в столице. Студенткой она бралась за самые разные подработки: побывала и оператором call-центра, и Снегурочкой на детских праздниках — лишь бы не отказаться снова в Протвино: там, по ее словам, не было ни работы, ни денег, ни перспектив.
Окончив вуз, она устроилась в детский сад воспитателем. Денег хватало только на оплату съемной квартиры и еду. Девушка вела блог в ЖЖ, писала статьи в сообществах феминисток. Видя, что ее тексты вызывают отклик, друзья посоветовали ей податься в журналистику. Александра поработала новостником в нескольких СМИ, затем прошла курс в школе редакторов «Бюро Горбунова» у автора популярных книг о сторителлинге и рекламе Максима Ильяхова. В начале 2010-х годов она писала тексты для интерфейсов таких сервисов, как «Яндекс.Деньги» и «Госуслуги», была автором в корпоративном «Тинькофф.журнале». Знания о предпринимательстве у нее оставались чисто теоретическими: Волкова приобретала их, общаясь с бизнесменами, чтобы затем написать их истории успеха.
Летом 2016 года она устроилась контент-менеджером в «Эвотор», где быстро выросла до главного редактора корпоративного блога. Писала посты, в том числе про малый бизнес, делала лендинги. Как и у многих пишущих про бизнес журналистов, у нее возникла иллюзия, что открыть собственное дело не так уж и сложно.
Бариста без места
Своего юрлица у предпринимательниц не было. Поэтому бизнес зарегистрировали на партнеров, с которыми их познакомил Романенко. Это позволило сократить время и издержки: коллеги сразу занялись поиском подходящего помещения. «Я где-то слышала, что 90% успеха кофейни зависит от правильно выбранной точки. Мы со Светой думали: найдем за месяц место — и останется только сварить кофе и считать деньги», — вспоминает Волкова. Продвигать кофейню они собирались с помощью Telegram-канала «Заварили бизнес».