Катерина Мурашова: Как провести отпуск с ребенком, чтобы всем было интересно
Детский психолог Катерина Мурашова рассказывает, как сделать семейную поездку насыщенной, образовательной и тем не менее нескучной для детей
На лекциях, которые я иногда читаю, родители часто спрашивают, как сильно за четверть века изменились проблемы, с которыми ко мне приходят семьи?
Ответ: многое осталось прежним, но кое-что изменилось.
Скоро майские праздники, лето. Многие поедут отдыхать и возьмут с собой детей. 25 лет назад мне никто не жаловался: мы его везем туда и сюда, показываем то и это, а ему как будто ничего не интересно. Сегодня жалуются. Не то чтобы каждый день, но регулярно.
Вот об этом и поговорим. Дети и путешествия.
Для начала надо определиться: вы хотите, чтобы в этой поездке было интересно вам или ребенку? Скорее всего, всем.
Если речь идет не о пляжном, а о познавательном отдыхе, то это, как правило, невозможно. Просто потому что вы разные по возрасту и у вас с ребенком разные познавательные задачи. Можно попытаться — и у некоторых родителей получается — увидеть мир глазами ребенка и обрадоваться, восхититься его новизной. Обратное не срабатывает: увидеть мир (краеведческий музей, архитектуру Рима и т. д.) вашими глазами маленький ребенок не в состоянии. Это можно попытаться сделать с подростком, но тоже получается далеко не всегда, а исключительно в том случае, если он «настроен на вашу волну».
Зато ребенка в путешествии почти всегда можно обучать — и многим родителям это нравится.
Несколько путешествий — и ребенок делает удивительное открытие: почти под каждым лежащим на земле камнем — богатая и разнообразная жизнь шустрых и не очень понятных живых существ
Давайте смотреть и рассуждать конкретно. Ребенок от полутора до двух с половиной лет. Что такое для него познавательное путешествие?
Он еще очень маленький и близко от земли. Вдаль — ему не интересно. Там нельзя ни рассмотреть толком, ни потрогать. Наглядно-действенное мышление. Здесь и сейчас.
Пример: путешествие «жизнь под камнями». Открытие: под камнями (кирпичами, обрезками старых досок и т. д.) есть жизнь. Она странная и удивительная. Ее можно открыть, посмотреть, а потом опять закрыть. Это тайна, и она, как ни странно, может запомниться на всю жизнь.
Находите камень, объясняете ребенку, куда смотреть, и переворачиваете его. Всякие червячки прячутся в землю, жучки и многоножки разбегаются. Смотрите вместе с ребенком, если можете, кого-то называете, что-то про них рассказываете. Потом обязательно осторожно ставите камень на место. Окно в другой мир приоткрылось и снова закрылось. Несколько таких путешествий — и ребенок делает удивительное открытие: почти под каждым лежащим на земле камнем — богатая и разнообразная жизнь шустрых и не очень понятных живых существ. Есть скрытый от нас, от нашего взгляда мир. Как интересно будет увидеть и узнать его.
В три или четыре года ребенку становится понятна сама суть перемещения в пространстве как поездки, путешествия из точки А в точку Б
Кроме маленького, бесшумного, близкого к земле мира таинственных подкаменных букашек есть еще шумный мир больших преображений, и он тоже интересный и завораживающий для маленького ребенка. Поэтому путешествие второе — на ближайшую стройку, где работают большие машины. Экскаватор роет котлован. Копёр забивает сваи. Бетономешалка заливает бетон. Некоторые дети могут смотреть на все это часами. Расскажите о том, что собственно происходит (разные этапы строительства дома). Потом хорошо бы научить ребенка воспроизводить все это дома в игре — и вот он, полный цикл «развивания». От захватывающего познавательного путешествия к усвоению алгоритма.