На площадке актеры на особом положении

Караван историйЗнаменитости

Зоя Буряк: «Я влюбчивая, да!»

Беседовала Алла Занимонец

На площадке актеры на особом положении. К нам повышенное внимание: оденут — разденут — накрасят — принесут чай. Ничего не делай, только играй. Но вот звучит фраза режиссера «Всем спасибо!» и кто-то не успевает быстренько сбросить с головы корону, а несет ее в обычную жизнь. В результате получает по полной программе. Карета быстро превращается в тыкву. У меня самой такое бывает...

— Зоя, в этом году знаменательная дата у одного фильма, о котором вас, наверное, постоянно спрашивают. Тридцать три года...

— «Холодному лету. . .»?

— Да. И хотя в фильмографии актрисы Буряк сотня ролей, в первую очередь зрители вспоминают Шуру.

— Это начало моего профессионального пути, трамплин, с которого я отправилась в свой полет.

Конечно, когда тридцать с лишним лет назад шла на пробы, даже подумать не могла, что картина настолько громко прозвучит и окажется долгожителем. Когда «Холодное лето...» вышло в прокат и его крутили по всей стране, меня стали немедленно узнавать. Люди подходили в транспорте, на улице, звали в гости, буквально за руки тащили. Спрашивали одно и то же: «Ну как вам Папанов? А какой Приемыхов в жизни?» Я, может, и не против была бы рассказать, но не на бегу же, пока жуешь пирожок, опаздывая на занятия в институт. Обрушившаяся популярность совсем не понравилась.

С Сергеем Власовым в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего...», 1987 год

Вообще, я переживала тогда непростой период. Мне всего двадцать, вся жизнь впереди, снялась у большого режиссера, а на душе раздрай. Дело в том, что мастер курса Лев Абрамович Додин, у которого училась в ЛГИТМиКе, категорически запрещал студентам сниматься. На площадку «Холодного лета.. .» я уехала без его разрешения, осознавая, что последствия будут печальными, а лучшего педагога, чем Додин, не представляла. Да и все вокруг твердили, что Буряк — везунчик, вытянула счастливый билет, попав в знаменитый вуз, да еще к самому Додину. Не понимала, чем заниматься, когда съемки закончатся, думала ведь, что это финальная точка, из профессии придется уйти. Короче говоря, было из-за чего переживать.

— Так что же повлияло на ваше решение сниматься? Имя режиссера Прошкина, знаменитые партнеры? Зачем рисковали?

— Потому что хотя Додин — лучший, я поняла: ТАК учиться больше не хочу. Надо что-то менять в жизни. В институте мы проводили дикое количество времени, приходили на занятия в девять утра, уходили около часа ночи, чтобы успеть вбежать в метро перед закрытием. В два вваливались в общежитие и падали на кровати замертво. А утром педагоги спрашивали: «Почему не прочитали новый роман, не выбрали отрывок и ничего не можете показать Мастеру?!»

Одним словом, никакого просвета, вокруг — одни и те же лица два года подряд.

К концу второго курса я очень устала. Утром вставала как зомби, одевалась, собиралась, выходила на улицу и... шла в противоположную от института сторону. Ноги сами уводили подальше от места «мучений». Когда поступала в театральный, надеялась, что буду успевать работать и в кино, и в театре. Жизнь актера представлялась многогранной, интересной. Предположить не могла, что нас, студентов, закроют в четырех стенах. Мы даже на концерты и спектакли ходили курсом и только с разрешения Льва Абрамовича.

Забегая вперед, скажу, что в итоге я доучивалась у Александра Куницына. У него занятия заканчивались в семь вечера. Оказалось, можно успевать гулять, читать и вообще — жить. «Холодное лето пятьдесят третьего.. .» стало палочкойвыручалочкой, за которую я схватилась с надеждой.

— Как роль вас нашла?

— Ассистентка Прошкина приехала в Ленинград, ходила по театральному, проводила опросы, описывала, какой типаж ищет. Кто-то ей сказал про меня. В перерыве, когда мы бежали на обед, она меня выловила и пригласила попробоваться. Но как?! Надо же ехать в Москву, а это проблематично. В общем, не сказать, что я сильно обрадовалась, но обстоятельства сложились так, что пара дней оказалась свободна.

Кто такой Прошкин, конечно, знала. Мне очень нравился его «Опасный возраст» с Алисой Фрейндлих и Юозасом Будрайтисом. Смотрела и фильм «Михайло Ломоносов». При знакомстве Александр Анатольевич очень понравился — мой человек! Спокойный, обаятельный, доходчиво объясняет актерскую задачу. В то время снимали так называемое ансамблевое кино, когда прежде чем утвердить на роль, актеров сажали рядом, глядели, как смотрятся в паре, как общаются. Теперь выдергивают тех, кто свободен, главное — медийных: идите играйте. . . Мои пробы прошли быстро, сыграли с Валерой Приемыховым одну сцену — и все.

Прощаясь, режиссер спросил:

— Как партнер?

— Чудесный!

Ассистентке сказала, что вряд ли приеду на съемки, поскольку в институте все очень строго. Смешно! Никто ведь не говорил, что меня утвердили. А через несколько месяцев сама позвонила на студию: «Здрасте, это Зоя Буряк. Оказывается, я скоро буду свободна и смогу сниматься».

При этом по-прежнему ничего о запуске картины не знала — может, она уже давно в работе. Тем не менее вскоре за мной приехал человек от Прошкина: «Вы утверждены. Собирайтесь».

Пришлось идти к Льву Абрамовичу. Теплилась надежда, что отпустит, — лето на дворе, впереди два месяца каникул. Хотя у курса были свои планы, мы должны были репетировать новый спектакль.

— Вы знаете о том, что своим студентам я не разрешаю сниматься? — строго спросил Додин.

— Конечно. Но очень хочется.

Понимая последствия, я все же уехала. На мое счастье, не отчислили, а перевели на курс ниже. Училась потом вместе с Евгением Дятловым, Олегом Погудиным, Дарьей Юргенс.

— До сих пор помню свои эмоции и слезы, когда первый раз посмотрела «Холодное лето...». Из зала зрители выходили в мертвой тишине, вытирая глаза...

— Я тоже хорошо помню ощущения, когда вместе с однокурсниками пришла в кинотеатр. Смотрела на экран и себя не узнавала. Всем была недовольна — и внешностью, и тем, как играла. Казалось, все испортила, а вот ребята были от картины в восторге, долго поздравляли.

Ко мне сразу же изменилось отношение в институте. Расскажу такой случай. Когда потеряла где-то студенческий билет и с понурой головой пошла в деканат его восстанавливать, услышала: «Вы снялись в таком хорошем фильме, Зоя! Сейчас выпишем новый!» А ведь обычно за утрату долго отчитывали.

— Расскажите о съемках.

— Они проходили в Карелии. Лето — белые ночи, нам очень повезло с погодой: тепло, солнечно. Смены длились по многу часов, в то время никто не отслеживал график.

Было ли мне легко играть Шуру? Приходилось постоянно преодолевать сомнения, неуверенность — я не знала, как лучше показать свою героиню. Дрожала перед серьезными сценами, думала: так, надо настроиться, погрузиться в материал! А Валера Приемыхов рядом шутит, смешит, анекдоты рассказывает, и вот я уже хохочу. Позже, набравшись опыта, поняла, что он старался меня расслабить.

Запомнила свои терзания — переживания по поводу возраста: не слишком ли взросло выгляжу? Мне же почти двадцать один, а Шуре лет пятнадцать. В эмоциональном плане между нами — пропасть. Приходилось вспоминать, какой я в ее возрасте была безбашенной.

— А в двадцать было уже не так?

— За два года в театральном я сильно изменилась. Хотя когда поступала, ни секунды в себе и своих способностях не сомневалась — с другим настроем идти в эту профессию нельзя. Но педагоги старательно объясняли, что мы несовершенны. В итоге появились зажим, неуверенность, исчезла легкость... Нас редко хвалили, чаще ругали, а ведь молодые нуждаются в одобрении, чтобы понимать — в верном направлении движутся или ошиблись дверью.

Зачем с нами так поступали? Чтобы каждая роль создавалась словно с нуля — в сомнениях, поиске. Чтобы мы докапывались до сути, а не играли с нахрапом, одной левой ногой. В этом особенность актерской профессии.

— Зоя, не могу не спросить об одном из самых страшных эпизодов картины — сцене изнасилования девочки Шуры...

— Снимали о-о-очень долго. С утра до позднего вечера. Сначала я бежала, потом плыла в озере, потом пошли дубли — бегу по одному участку, другому, бандит следом. Весь день костюмеры поливали меня холодной водой, ведь героиня только что из реки. Когда стемнело, перебрались в лес. К концу смены я страшно устала и продрогнув в мокром платье, слегла с ангиной.

— Давайте вспомним ваших прекрасных партнеров? Нина Усатова, Анатолий Папанов...

— С Ниной Николаевной нас познакомили еще перед съемками. Мне сказали: «Вот номер телефона твоей экранной мамы, звони, встречайся». Пришла в Молодежный театр, где в то время Усатова служила, после спектакля ее встретила, проводила до метро. В следующий раз увиделись уже на съемках. Она общительная, легкая. Мы потом еще снимались вместе.

С Папановым общих сцен совсем не было, но мы ездили из Петрозаводска, где жили, до места съемок в одном автобусе. Персональный автомобиль ему не подавали. В кино он яркий, характерный, а в жизни — очень простой. Каждую поездку вспоминал что-то интересное о друзьях-артистах, театре, съемках. Прекрасным был рассказчиком.. . Тем летом его коллеги из Театра сатиры уехали на гастроли в Ригу, он планировал к ним присоединиться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Панайотов: Александр Панайотов:

Александр Панайотов оказался в нужное время в нужном месте

Караван историй
«Сама виновата». Как оренбургского следователя наказали за неэтичное поведение с жертвой насилия «Сама виновата». Как оренбургского следователя наказали за неэтичное поведение с жертвой насилия

Почему мы так критично реагируем на случаи насилия?

СНОБ
Игорь Пальчицкий. Дотянуться до звезды Игорь Пальчицкий. Дотянуться до звезды

Двадцатого ноября Майе Плисецкой исполнилось бы девяносто пять лет

Караван историй
Гедимин и его потомки Гедимин и его потомки

Все правители Москвы со времён Василия I были потомками литовских князей

Дилетант
«Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!» «Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!»

«Я к вам больше не приду никогда. Потому что в вашем доме книги — пленницы»

Коллекция. Караван историй
Твое дело — труба! Твое дело — труба!

Чистая вода для дома: выбираем эффективный и доступный фильтр

Лиза
Екатерина Васильева. Непридуманная история Екатерина Васильева. Непридуманная история

Трагичная история актрисы и народной артистки РСФСР Екатерины Васильевой

Караван историй
Suzuki Vitara и KIA Seltos. Миллениал против зумера Suzuki Vitara и KIA Seltos. Миллениал против зумера

Сравниваем два на первый взгляд разных, но при этом очень похожих автомобиля

4x4 Club
Самые сексуальные женщины: 4 главных качества — мнение мужчин Самые сексуальные женщины: 4 главных качества — мнение мужчин

Что делает девушку сексуальной в глазах мужчин?

Psychologies
Cadillac XT4. В борьбе за европейские ценности Cadillac XT4. В борьбе за европейские ценности

Cadillac довольно осторожно, но всё же переходит на новый для себя уровень

4x4 Club
Кость даю Кость даю

Семейная коллекция северного косторезного искусства Михаила Карисалова

Forbes
Интервью с художественным руководителем ЦИМа Дмитрием Волкостреловым Интервью с художественным руководителем ЦИМа Дмитрием Волкостреловым

Дмитрий Волкострелов — о феномене большой русской литературы

СНОБ
Последние модели известных марок: как умирали ЗИЛ и Hudson Последние модели известных марок: как умирали ЗИЛ и Hudson

Какая машина последней сошла с конвейера «Хадсона», «Релианта», обычного ЗИЛа?

Популярная механика
Наука побежать. 5 уникальных побегов через Берлинскую стену Наука побежать. 5 уникальных побегов через Берлинскую стену

5 случаев побега из развивающегося социализма ГДР в загнивающий капитализм ФРГ

Maxim
Бизнесмены 2020 года: Loóna Бизнесмены 2020 года: Loóna

Создатели приложения Loóna добились того, что другим и не снилось

GQ
Как СССР и Германия избегали войны друг с другом накануне Второй мировой. Отрывок из книги Как СССР и Германия избегали войны друг с другом накануне Второй мировой. Отрывок из книги

Отрывок из книги историка и дипломата Артема Рудницкого «Верхом на тигре»

СНОБ
Тайны брянского Лас-Вегаса Тайны брянского Лас-Вегаса

Кто стоит за самым загадочным букмекером на российском рынке

Forbes
Тимоти Шаламе. Не просто красивый мальчик Тимоти Шаламе. Не просто красивый мальчик

В свои 25 он самый востребованный и одновременно самый загадочный актер

Караван историй
12 неловких вопросов про инвалидность 12 неловких вопросов про инвалидность

Правильно ли говорить «человек с инвалидностью» и зачем слепым ходить в музей?

СНОБ
Гаджеты = лишний вес Гаджеты = лишний вес

Учёные: активное использование гаджетов может стать причиной лишнего веса

Здоровье
Иван Митин строит в Грузии королевство для идеалистов за их же деньги. Хватит ли ему единомышленников для успеха? Иван Митин строит в Грузии королевство для идеалистов за их же деньги. Хватит ли ему единомышленников для успеха?

Почему для успешного бизнеса одного сообщества идеалистов недостаточно

Inc.
Шопинг со вкусом Шопинг со вкусом

Какие они, лучшие рынки мира?

Лиза
Заха Хадид. Гостья из будущего Заха Хадид. Гостья из будущего

«Любой ее проект — невиданная новость, и каждый — отважнее предыдущего»

Караван историй
«Мой целлюлит на бедрах стал виден»: Елена Перминова раскрыла модельные трюки «Мой целлюлит на бедрах стал виден»: Елена Перминова раскрыла модельные трюки

Елена Перминова заявила, что не стесняется своей внешности

Cosmopolitan
10 самых странных фирм в мире 10 самых странных фирм в мире

Самые странные способы зарабатывать деньги

Maxim
Школа «маленьких капитанов» Школа «маленьких капитанов»

Вспоминаем историю первого кадетского корпуса

Культура.РФ
Алина Фаркаш о том, как мужчины поддерживают культуру насилия Алина Фаркаш о том, как мужчины поддерживают культуру насилия

Алина Фаркаш рассуждает о том, почему мы все живем в культуре насилия

Cosmopolitan
Один раз увидеть Один раз увидеть

Что важно знать о лазерной коррекции зрения?

Лиза
Мы с вами давно знакомы Мы с вами давно знакомы

Саксония – самый восточный регион Германии – всегда привлекала русских туристов

Лиза
7 фактов о Стивене Хокинге, которых вы не знали 7 фактов о Стивене Хокинге, которых вы не знали

Стивен Хокинг писал детские книги и был дерзким водителем инвалидной коляски

Популярная механика
Открыть в приложении