На площадке актеры на особом положении

Караван историйЗнаменитости

Зоя Буряк: «Я влюбчивая, да!»

Беседовала Алла Занимонец

На площадке актеры на особом положении. К нам повышенное внимание: оденут — разденут — накрасят — принесут чай. Ничего не делай, только играй. Но вот звучит фраза режиссера «Всем спасибо!» и кто-то не успевает быстренько сбросить с головы корону, а несет ее в обычную жизнь. В результате получает по полной программе. Карета быстро превращается в тыкву. У меня самой такое бывает...

— Зоя, в этом году знаменательная дата у одного фильма, о котором вас, наверное, постоянно спрашивают. Тридцать три года...

— «Холодному лету. . .»?

— Да. И хотя в фильмографии актрисы Буряк сотня ролей, в первую очередь зрители вспоминают Шуру.

— Это начало моего профессионального пути, трамплин, с которого я отправилась в свой полет.

Конечно, когда тридцать с лишним лет назад шла на пробы, даже подумать не могла, что картина настолько громко прозвучит и окажется долгожителем. Когда «Холодное лето...» вышло в прокат и его крутили по всей стране, меня стали немедленно узнавать. Люди подходили в транспорте, на улице, звали в гости, буквально за руки тащили. Спрашивали одно и то же: «Ну как вам Папанов? А какой Приемыхов в жизни?» Я, может, и не против была бы рассказать, но не на бегу же, пока жуешь пирожок, опаздывая на занятия в институт. Обрушившаяся популярность совсем не понравилась.

С Сергеем Власовым в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего...», 1987 год

Вообще, я переживала тогда непростой период. Мне всего двадцать, вся жизнь впереди, снялась у большого режиссера, а на душе раздрай. Дело в том, что мастер курса Лев Абрамович Додин, у которого училась в ЛГИТМиКе, категорически запрещал студентам сниматься. На площадку «Холодного лета.. .» я уехала без его разрешения, осознавая, что последствия будут печальными, а лучшего педагога, чем Додин, не представляла. Да и все вокруг твердили, что Буряк — везунчик, вытянула счастливый билет, попав в знаменитый вуз, да еще к самому Додину. Не понимала, чем заниматься, когда съемки закончатся, думала ведь, что это финальная точка, из профессии придется уйти. Короче говоря, было из-за чего переживать.

— Так что же повлияло на ваше решение сниматься? Имя режиссера Прошкина, знаменитые партнеры? Зачем рисковали?

— Потому что хотя Додин — лучший, я поняла: ТАК учиться больше не хочу. Надо что-то менять в жизни. В институте мы проводили дикое количество времени, приходили на занятия в девять утра, уходили около часа ночи, чтобы успеть вбежать в метро перед закрытием. В два вваливались в общежитие и падали на кровати замертво. А утром педагоги спрашивали: «Почему не прочитали новый роман, не выбрали отрывок и ничего не можете показать Мастеру?!»

Одним словом, никакого просвета, вокруг — одни и те же лица два года подряд.

К концу второго курса я очень устала. Утром вставала как зомби, одевалась, собиралась, выходила на улицу и... шла в противоположную от института сторону. Ноги сами уводили подальше от места «мучений». Когда поступала в театральный, надеялась, что буду успевать работать и в кино, и в театре. Жизнь актера представлялась многогранной, интересной. Предположить не могла, что нас, студентов, закроют в четырех стенах. Мы даже на концерты и спектакли ходили курсом и только с разрешения Льва Абрамовича.

Забегая вперед, скажу, что в итоге я доучивалась у Александра Куницына. У него занятия заканчивались в семь вечера. Оказалось, можно успевать гулять, читать и вообще — жить. «Холодное лето пятьдесят третьего.. .» стало палочкойвыручалочкой, за которую я схватилась с надеждой.

— Как роль вас нашла?

— Ассистентка Прошкина приехала в Ленинград, ходила по театральному, проводила опросы, описывала, какой типаж ищет. Кто-то ей сказал про меня. В перерыве, когда мы бежали на обед, она меня выловила и пригласила попробоваться. Но как?! Надо же ехать в Москву, а это проблематично. В общем, не сказать, что я сильно обрадовалась, но обстоятельства сложились так, что пара дней оказалась свободна.

Кто такой Прошкин, конечно, знала. Мне очень нравился его «Опасный возраст» с Алисой Фрейндлих и Юозасом Будрайтисом. Смотрела и фильм «Михайло Ломоносов». При знакомстве Александр Анатольевич очень понравился — мой человек! Спокойный, обаятельный, доходчиво объясняет актерскую задачу. В то время снимали так называемое ансамблевое кино, когда прежде чем утвердить на роль, актеров сажали рядом, глядели, как смотрятся в паре, как общаются. Теперь выдергивают тех, кто свободен, главное — медийных: идите играйте. . . Мои пробы прошли быстро, сыграли с Валерой Приемыховым одну сцену — и все.

Прощаясь, режиссер спросил:

— Как партнер?

— Чудесный!

Ассистентке сказала, что вряд ли приеду на съемки, поскольку в институте все очень строго. Смешно! Никто ведь не говорил, что меня утвердили. А через несколько месяцев сама позвонила на студию: «Здрасте, это Зоя Буряк. Оказывается, я скоро буду свободна и смогу сниматься».

При этом по-прежнему ничего о запуске картины не знала — может, она уже давно в работе. Тем не менее вскоре за мной приехал человек от Прошкина: «Вы утверждены. Собирайтесь».

Пришлось идти к Льву Абрамовичу. Теплилась надежда, что отпустит, — лето на дворе, впереди два месяца каникул. Хотя у курса были свои планы, мы должны были репетировать новый спектакль.

— Вы знаете о том, что своим студентам я не разрешаю сниматься? — строго спросил Додин.

— Конечно. Но очень хочется.

Понимая последствия, я все же уехала. На мое счастье, не отчислили, а перевели на курс ниже. Училась потом вместе с Евгением Дятловым, Олегом Погудиным, Дарьей Юргенс.

— До сих пор помню свои эмоции и слезы, когда первый раз посмотрела «Холодное лето...». Из зала зрители выходили в мертвой тишине, вытирая глаза...

— Я тоже хорошо помню ощущения, когда вместе с однокурсниками пришла в кинотеатр. Смотрела на экран и себя не узнавала. Всем была недовольна — и внешностью, и тем, как играла. Казалось, все испортила, а вот ребята были от картины в восторге, долго поздравляли.

Ко мне сразу же изменилось отношение в институте. Расскажу такой случай. Когда потеряла где-то студенческий билет и с понурой головой пошла в деканат его восстанавливать, услышала: «Вы снялись в таком хорошем фильме, Зоя! Сейчас выпишем новый!» А ведь обычно за утрату долго отчитывали.

— Расскажите о съемках.

— Они проходили в Карелии. Лето — белые ночи, нам очень повезло с погодой: тепло, солнечно. Смены длились по многу часов, в то время никто не отслеживал график.

Было ли мне легко играть Шуру? Приходилось постоянно преодолевать сомнения, неуверенность — я не знала, как лучше показать свою героиню. Дрожала перед серьезными сценами, думала: так, надо настроиться, погрузиться в материал! А Валера Приемыхов рядом шутит, смешит, анекдоты рассказывает, и вот я уже хохочу. Позже, набравшись опыта, поняла, что он старался меня расслабить.

Запомнила свои терзания — переживания по поводу возраста: не слишком ли взросло выгляжу? Мне же почти двадцать один, а Шуре лет пятнадцать. В эмоциональном плане между нами — пропасть. Приходилось вспоминать, какой я в ее возрасте была безбашенной.

— А в двадцать было уже не так?

— За два года в театральном я сильно изменилась. Хотя когда поступала, ни секунды в себе и своих способностях не сомневалась — с другим настроем идти в эту профессию нельзя. Но педагоги старательно объясняли, что мы несовершенны. В итоге появились зажим, неуверенность, исчезла легкость... Нас редко хвалили, чаще ругали, а ведь молодые нуждаются в одобрении, чтобы понимать — в верном направлении движутся или ошиблись дверью.

Зачем с нами так поступали? Чтобы каждая роль создавалась словно с нуля — в сомнениях, поиске. Чтобы мы докапывались до сути, а не играли с нахрапом, одной левой ногой. В этом особенность актерской профессии.

— Зоя, не могу не спросить об одном из самых страшных эпизодов картины — сцене изнасилования девочки Шуры...

— Снимали о-о-очень долго. С утра до позднего вечера. Сначала я бежала, потом плыла в озере, потом пошли дубли — бегу по одному участку, другому, бандит следом. Весь день костюмеры поливали меня холодной водой, ведь героиня только что из реки. Когда стемнело, перебрались в лес. К концу смены я страшно устала и продрогнув в мокром платье, слегла с ангиной.

— Давайте вспомним ваших прекрасных партнеров? Нина Усатова, Анатолий Папанов...

— С Ниной Николаевной нас познакомили еще перед съемками. Мне сказали: «Вот номер телефона твоей экранной мамы, звони, встречайся». Пришла в Молодежный театр, где в то время Усатова служила, после спектакля ее встретила, проводила до метро. В следующий раз увиделись уже на съемках. Она общительная, легкая. Мы потом еще снимались вместе.

С Папановым общих сцен совсем не было, но мы ездили из Петрозаводска, где жили, до места съемок в одном автобусе. Персональный автомобиль ему не подавали. В кино он яркий, характерный, а в жизни — очень простой. Каждую поездку вспоминал что-то интересное о друзьях-артистах, театре, съемках. Прекрасным был рассказчиком.. . Тем летом его коллеги из Театра сатиры уехали на гастроли в Ригу, он планировал к ним присоединиться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Аронова. Бабье счастье Мария Аронова. Бабье счастье

Актриса Мария Аронова о семье, слабостях и страхе одиночества

Караван историй
Деспотичный редактор, ведьма, смертельно больная: лучшие фильмы с Мерил Стрип Деспотичный редактор, ведьма, смертельно больная: лучшие фильмы с Мерил Стрип

Для Мерил Стрип нет роли, которую она не могла бы исполнить

Cosmopolitan
Алена Хмельницкая и Александра Кеосаян. В жизни нет ничего случайного Алена Хмельницкая и Александра Кеосаян. В жизни нет ничего случайного

Большое интервью с Аленой Хмельницкой и Александрой Кеосаян

Караван историй
«Hello World. Как быть человеком в эпоху машин» «Hello World. Как быть человеком в эпоху машин»

Отрывок из книги Ханна Фрай о том, какой властью наделены алгоритмы

N+1
9 признаков пограничного расстройства личности: разбор с психотерапевтом 9 признаков пограничного расстройства личности: разбор с психотерапевтом

Почему не стоит демонизировать пограничное расстройство личности?

Psychologies
Второй пол Второй пол

Феминистская классика о том, как из женщины сделали «другой» пол

kiozk originals
А дома лучше А дома лучше

История любви модели Жени Катавы и ее избранника

Tatler
«Я подумаю об этом завтра» «Я подумаю об этом завтра»

Ирина Прохорова — об ответственности перед фамилией и желании стать волонтером

OK!
Стелла Ильницкая. Верю в чудо Стелла Ильницкая. Верю в чудо

Если приглядеться, жизнь — это одно сплошное чудо, которого мы часто не замечаем

Коллекция. Караван историй
Моя терапия: «Зависимому не нужна жилетка, ему нужна удочка» Моя терапия: «Зависимому не нужна жилетка, ему нужна удочка»

История нашего героя о том, как психотерапия помогает справиться с зависимостью

Psychologies
Девушка из «Завтрака у Тиффани»: как Маргарет Литтман вдохновила Трумена Капоте и собрала миллионы долларов на борьбу с ВИЧ Девушка из «Завтрака у Тиффани»: как Маргарет Литтман вдохновила Трумена Капоте и собрала миллионы долларов на борьбу с ВИЧ

Какой была Маргарет Литтман — прообраз героини Хепберн в «Завтраке у Тиффани»

Forbes
Как закончить отношения корректно: 10 советов Как закончить отношения корректно: 10 советов

Rак расстаться с достоинством и сохранив уважение к чувствам другого

Psychologies
Из тьмы веков, из топи блат Из тьмы веков, из топи блат

Кто жил на землях, на которых в XIII веке возникла литовская держава?

Дилетант
Исследование: предприниматели предпочитают нанимать «талантливых от природы», а не целеустремленных и усердных Исследование: предприниматели предпочитают нанимать «талантливых от природы», а не целеустремленных и усердных

Работодатели предпочитают нанимать талантливых, а не целеустремленных

Inc.
Орели Валонь: Наши очаровательные невестки. Первая глава Орели Валонь: Наши очаровательные невестки. Первая глава

Отрывок из книги Орели Валонь «Наши очаровательные невестки»

СНОБ
«Мы сидим на грантовой игле»: как журналистка запустила программу реабилитации для людей с ДЦП «Мы сидим на грантовой игле»: как журналистка запустила программу реабилитации для людей с ДЦП

Интервью с основательницей проекта «Лига мечты» Натальей Белоголовцевой

Forbes
«Ждем, когда 5G станет реальностью, а не только поводом для хайпа» «Ждем, когда 5G станет реальностью, а не только поводом для хайпа»

Александр Чуб — о том, как в России развивается инфраструктура для сотовой связи

РБК
Стильная женщина: что это значит и как ей стать Стильная женщина: что это значит и как ей стать

Что скрывается под определением "стильная женщина"

Cosmopolitan
Как устроены самолеты-авианосцы: небесные колоссы Как устроены самолеты-авианосцы: небесные колоссы

Каким образом конструкторы работали над решением проблемы защиты авианосцев?

Популярная механика
Время Селесты Время Селесты

Главное музыкальное открытие года — лондонская певица Селеста

Vogue
«Шутить над собой не означает освобождения от себя» «Шутить над собой не означает освобождения от себя»

Как читать трагического поэта XX века Пауля Целана

Weekend
Три десятилетия Игнобеля: от памяти воды до чистящей слюны Три десятилетия Игнобеля: от памяти воды до чистящей слюны

Открытия, за которые в разные годы присуждали Игнобелевскую премию

Наука и жизнь
Та самая Та самая

Тренер по стилю Роман Медный предлагает три способа сделать образ актуальным

Cosmopolitan
Артуро Перес-Реверте: Эль-Сид, или Рыцарь без короля. Отрывок из «средневекового вестерна» Артуро Перес-Реверте: Эль-Сид, или Рыцарь без короля. Отрывок из «средневекового вестерна»

Глава из книги Артуро Перес-Реверта «Эль-Сид, или Рыцарь без короля»

СНОБ
Нужна ли организму чистка? Нужна ли организму чистка?

Всегда ли детоксикация приносит организму пользу?

Добрые советы
«Услуги концентрации»: как заработать на том, что учишь людей работать «Услуги концентрации»: как заработать на том, что учишь людей работать

Как Молли Сонстенг учит людей концентрации и максимально продуктивной работе

Forbes
Одежда из 90-х которая была модной, потом стала стыдной, а теперь опять стала модной Одежда из 90-х которая была модной, потом стала стыдной, а теперь опять стала модной

Что бы там ни говорили о том, что 90-е прошли.

Maxim
Как планировать свой день: 6 простых шагов к контролю над своим временем Как планировать свой день: 6 простых шагов к контролю над своим временем

Полезные советы, как все успевать и правильно расставлять задачи

Playboy
Двойная игра Двойная игра

Иван Бегтин — о больших данных и мире без секретов

РБК
Опасен ли вейп: исследования ученых Опасен ли вейп: исследования ученых

Рост популярности вейпа — тенденция, несущая реальные риски для здоровья

РБК
Открыть в приложении