Ольга Кабо. На перепутье
Для меня очень важно ощущать себя востребованной не только в качестве жены и мамы, но и актрисы. Это чувство придает сил, и я не думаю о том, что устала, чего-то не хочу.
Нынешний год для меня особенный. Двадцать восьмого января прошел мой «золотой» юбилей. Дата важная, но поначалу не планировала ее широко отмечать. Время выдалось непростое: частые гастроли, съемки, постоянное отсутствие дома — как разорваться? Однако на семейном совете решили: «Торжеству — быть!» Ведь есть и еще один повод — тридцать пять лет назад, совсем девочкой, я сыграла свою первую роль в кино! А сегодня их и не сосчитать. Такой юбилей тоже никак нельзя было пропустить, и я пригласила своих друзей и коллег в Дом кино — Валерия Александровича Баринова, Людмилу Алексеевну Чурсину, Ольгу Михайловну Остроумову, Николая Петровича Караченцова, Всеволода Николаевича Шиловского, Алику Смехову, Оксану Байрак, Александра Кузнецова, Диму Харатьяна...
Мамочка трудилась полтора года, перелопатила все видеоархивы, смонтировав обо мне замечательную картину. Сказала: «Это подарок на день рождения. И у тебя, чтобы ты знала, на сегодня девяносто фильмов!» Гости поражались: «Надо же, сколько ты наснималась!»
Дело в том, что моя мама много лет руководила Отделом технического контроля на телевидении и прекрасно владеет искусством видеомонтажа. Конечно, с тех пор технологии значительно изменились, но она с компьютером на ты и в этом плане легко даст фору молодым. Мои родители инженеры, оба окончили факультет радиоэлектроники Московского горного института. Вместе они уже пятьдесят четыре года. Несмотря на солидный возраст, ведут активный образ жизни и меня поддерживают и вдохновляют. Я им за это очень благодарна.
Мама всегда была главой семьи. Папочка — мудрый, дипломатичный, а мама сильная и вдохновенная. Будучи много лет большим начальником, в подчинении у которого находилось пять тысяч человек, она на всю жизнь сохранила командную жилку. Мама во многом выстраивает мою жизнь и жизнь моих детей, но делает это тактично и с огромной любовью. Мне кажется, чем дальше, тем больше в ней нуждаюсь — в ее советах, вере в меня... Хотя однажды она сказала: «Оля, теперь ты у нас в семье главная! Совсем взрослая, мать двоих детей. У нас с папой дочь одна, значит, ты априори превзошла родителей».
— А как сами себя ощущаете в своем «золотом» возрасте?
— На мой взгляд, ничего не изменилось, только цифры... Наверняка приобрела какой-то опыт. Но вообще, ощущение возраста для меня — это обретение страхов. По молодости не чувствуешь опасности и не задумываешься о последствиях. И я до рождения Тани ничего не боялась: на съемках могла сигануть с четвертого этажа, садилась на лошадь, которую видела впервые, и мчалась на ней во весь опор, преодолевая сложнейшие препятствия. Даже в голову не приходило, чем это могло закончиться. Юная, спортивная, я стремилась доказать, что все могу, во всем первая. Единственная актриса, принятая в Ассоциацию каскадеров и прошедшая все испытания для полета в космос... И даже если чего-то не умею, научусь запросто! Тем более что любой трюк тщательно готовится, просчитывается с математической точностью, каскадеры должны все предусмотреть. Хотя иногда неприятности случаются на ровном месте.
Однажды на «Крестоносце» снимали сцену погони на шоссе. Мы с Александром Иншаковым уходили от преследователей на мотоцикле. Погода прекрасная, на дороге — никаких препятствий, съемочная площадка оцеплена работниками ГАИ, в общем, как говорится, ничто не предвещало. И вот прозвучала команда «Мотор!», мы сорвались с места. Через несколько секунд оборачиваюсь на камеру, отыгрывая погоню, Иншаков жмет на газ, «железный конь» встает на дыбы, то есть на заднее колесо... и вдруг попадает на песчаную насыпь, непонятно откуда взявшуюся на трассе, идет юзом и заваливается на бок. Метров пять мы с Сашей пролетели по асфальту, высекая искры и сдирая кожу с ног. Как назло, я была в короткой юбке. Гаишники потом сокрушались: «Какие ножки испортили!» На Иншакове-то джинсы, но прочная ткань и его не спасла от глубоких ожогов. Нам обработали раны, и через час оба уже снова работали в кадре. Съемку нельзя было отменить или отложить... А я чувствовала себя героиней!
Теперь бы сто раз подумала, прежде чем сесть на мотоцикл, и, наверное, не села бы. Сегодня у меня иная степень ответственности — не столько за себя, сколько за детей. Хочется, чтобы у них была здоровая мама. Вообще, бездумное геройство не имеет смысла. Незаменимых нет ни в жизни, ни тем более в моей профессии. И подобные «подвиги» никогда и никто не оценит по заслугам.
Словом, я перестала рисковать. Правда, по-прежнему люблю лошадей, они остались моим главным увлечением и отдушиной, с удовольствием занимаюсь степенной выездкой. И Витюше привила интерес к конному спорту, в свои пять с половиной он прекрасный наездник. Совсем маленьким я сажала сына с собой в седло, и сейчас он уже бесстрашно управляет белоснежным пони.
— Наверное, нужна определенная смелость, чтобы в сорок четыре года снова стать мамой?
— Если здоровье позволяет, почему бы и нет? Сейчас роды после сорока — не редкость. Мы с мужем мечтали о ребенке (Ольга Кабо с 2009 года замужем за Николаем Разгуляевым. — Прим. ред.), но специальных мер не предпринимали, решили: как Бог даст. И через три года нам был послан малыш. Я снималась тогда в фильме «1812: Уланская баллада», экспедиции проходили в разных странах — России, Белоруссии, Польше. В Польше и поняла, что в положении. Это стало абсолютной неожиданностью и такой огромной радостью для нас с Николаем!
К счастью, платья в стиле ампир как нельзя лучше подошли для моего «интересного» положения и художникам не пришлось ничего перешивать. Малыш вел себя прекрасно и не беспокоил маму-артистку, хотя съемки оказались довольно напряженными. В этой приключенческой картине я играла эксцентричную особу пани Марту, этакую рыжую бестию.
А вот в Минске, где снимали батальные сцены, Витя дал о себе знать. Едва начинали палить пушки и солдаты с криками «ура!» бросались в атаку, у меня в животе разворачивалась своя войнушка: ребенок очень активно реагировал и толкался. Я подумала: «Наверное, будет мальчик». И УЗИ подтвердило мое предчувствие. Имя Виктор, то есть победитель, возникло неслучайно, ведь наш малыш, пусть и во мне, преодолел непростые обстоятельства, в которых ему пришлось развиваться.
Мне даже показалось, что вторая беременность протекала легче, чем первая. С дочерью было больше нервов. Наверное потому, что все происходило впервые. Но оба раза я сильно прибавляла в весе: с Татьяной на тридцать килограммов, с сыном — на двадцать с лишним. Становилась этакой кустодиевской барышней с пышными формами.
Помню, будучи беременной Витей, играла с Валерием Бариновым в киноклубе «Эльдар» наш литературный спектакль «Ты не становишься воспоминаньем...». Он построен как диалог Мужчины и Женщины, общающихся посредством стихов и прозы Серебряного века. Дело происходило уже на совсем позднем сроке, когда никаким платьем не скрыть животик. И вот читаю «Все мы бражники здесь, блудницы...» Ахматовой:
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней...
Обычно на последней строчке я вставала в профиль к залу, чтобы подчеркнуть свою стройность. В тот вечер тоже автоматически повернулась боком — и с ужасом поняла, как комично выгляжу! Но, видимо, зрители находились под впечатлением стихов великой Ахматовой или просто оказались очень деликатными. Ни один не засмеялся!
После спектакля Валерий Александрович признался, что с замиранием сердца ждал этой фразы: «Думал, зал умрет от хохота. Но не стал тебя останавливать, чтобы не сбить...»
Тогда я училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в мастерской Аллы Ильиничны Суриковой. И задумала курсовой фильм о женщине, которая готовится стать мамой. Хотела рассказать, что она чувствует, собиралась сама сняться в главной роли и руководствоваться собственными впечатлениями. Даже сделала УЗИ в формате 3D, чтобы использовать этот уникальный видеоряд в своем кино. Все уже было готово: раскадровка, музыка, костюмы... Мой любимый оператор Григорий Беленький согласился помочь. Определили день съемки... и накануне ночью Витя решил появиться на свет — на две недели раньше назначенного врачом срока. Проявил характер, не пожелал стать артистом, взял и «сбежал» с площадки!
Сын родился в конце июля, а уже в сентябре его мамочка вышла на работу в Театр имени Моссовета. Я хорошо себя чувствовала, да и малыш не доставлял особых хлопот. Иногда втроем — с Витей и няней — приезжали на спектакли. Я кормила сына в антракте, для этого его специально немного продлевали. И потом, в прямом смысле слова опустошенная, но вдохновленная, как на крыльях выпархивала на сцену и чувствовала себя счастливой. Впрочем, все же считаю, что груднички должны находиться дома, а не контактировать с чужими людьми в общественных местах.
А вот с маленькой Танюшей я не работала — увы, такое условие поставил ее папа. Дочке исполнилось два с половиной года, когда я поняла, что живу не своей жизнью, просто изменяю себе, и вернулась в профессию. Сразу согласилась на съемки в стосерийном фильме «Салон красоты» (это одна из первых ласточек русского сериального кино, там познакомилась с великолепной Верой Кузьминичной Васильевой, Валерием Харченко, Юрием Назаровым, одним из партнеров был Филипп Киркоров, с которым до сих пор сохраняем очень теплые отношения). А вскоре вышла на работу в Центральный академический театр Российской армии, где служила еще до ухода в декрет. По сей день безумно благодарна главному режиссеру Борису Афанасьевичу Морозову, восстановившему меня во всех любимых ролях.
— Помнится, в то время вы еще учились на отделении истории искусств истфака МГУ. Хотели сменить профессию?
— Скорее, расширить кругозор. Второе образование никому не мешает, да и вообще знаний и умений у человека должно быть много. К сожалению, истфак не окончила — не написала диплом, но учеба не прошла даром. Мне легко работать над историческим материалом, обсуждать образы с художниками по костюмам и гриму. Когда чувствую себя опустошенной после какой-то сложной работы или гастролей, иду в музей и там черпаю положительные эмоции. Быть постоянно сосредоточенной на чем-то одном — театре, кино и даже семье — нельзя. Нужно периодически делать перезагрузку, чтобы снова ощутить вкус к жизни и интерес к работе.