Воспоминания Евгении Добровольской о том, как она стала актрисой

Караван историйЗнаменитости

Евгения Добровольская. Разбивая стереотипы

В театре говорили, что иногда какая-нибудь прима вызывает молодую актрису к себе в гримерку и отчитывает по полной программе. Не знаю, как бы я себя повела в такой ситуации. Мне ведь палец в рот не клади.

Записала Елена Ланкина

На Евгении: топ Marina Rinaldi, юбка Isola Marras, куртка Violeta By Mango. Фото: Филипп Гончаров. Стиль: Светлана Румянцева. Визаж и прическа: Марина Ладычук. Продюсер: Светлана Шелестова

Об этих женщинах можно рассказывать бесконечно. Каждая из них достойна отдельной книги. Может быть, когда-нибудь я «дозрею» до полновесных мемуаров. Журнальный формат не позволяет быть многословной, поэтому — обо всех понемногу...

Людмила Касаткина

В ГИТИСе я училась на курсе Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова. Как в то время воспитывали девочек в театральных вузах? Актриса должна положить свою жизнь на алтарь искусства, у нее не может быть семьи, детей. И кино ей ни к чему, на первом месте — театр. Людмила Ивановна тоже не разрешала студенткам сни-маться.

Мой дебютный фильм «Клетка для канареек» вышел на экраны, когда училась на первом курсе. Что ей очень не понравилось. Но я не хотела и не могла отказаться от кино — это был единственный способ заработать какие-то деньги — и снималась тайком.

За непослушание меня каждый год выгоняли с курса, потому что кто-нибудь обязательно доносил, что Добровольская снимается, или в прокате появлялся новый фильм. За четыре года учебы их у меня вышло еще четыре — «Пока не выпал снег», «Контракт века», «В одну-единственную жизнь» и «Моонзунд». И я каждый раз писала покаянные письма Людмиле Ивановне: «Простите, больше не буду! Позвольте мне учиться!» Это было ужасно.

Фото: О. Иванов/РИА Новости/Сцена из спектакля «Без вины виноватые»

У Касаткиной нельзя было не только сниматься, но и рожать. Я делала и то и другое, и она за это меня гнобила. На четвертом курсе должна была играть главную роль в дипломном спектакле, но как только забеременела, Людмила Ивановна ее отняла. Причем достаточно жестоким образом. Дело происходило у нее дома. Никогда не забуду, как стояла в прихожей с огромным животом — дальше не пустили и даже не предложили сесть — и униженно молила:

— Пожалуйста, не забирайте у меня роль! Через два месяца, как только рожу, буду готова работать!

— Нет, ты теперь не будешь артисткой, ты будешь мамой! — отчеканила она, и это прозвучало как смертный приговор.

Новорожденный сын Степа был сразу переброшен на бабушку, а я сидела в институте и ждала, когда разрешат выйти на сцену. Это была какая-то чудовищная экзекуция и для меня, и для моего ребенка.

Не выдержав, попросилась в массовку. Людмила Ивановна милостиво допустила, и я играла так, что зрители спрашивали: «А кто эта девочка в зеленых штанах?» Наконец педагог кафедры мастерства актера Владимир Наумович Левертов уговорил Касаткину, чтобы мне вернули главную роль. Я все-таки сыграла несколько спектаклей. А когда окончила институт, радостно выдохнула: теперь больше никто не будет издеваться.

Прошли годы, я уже давно работала во МХАТе, и однажды позвонили из Дома актера:

— У Людмилы Ивановны юбилей, а вы ее студентка, единственная...

— Единственная известная? — перебила я. — Нет, не смогу участвовать. И думаю, Людмила Ивановна поймет почему...

Татьяна Доронина

По окончании института я была принята во МХАТ имени Горького. Это был первый сезон после разделения театра на «мужской» и «женский», как тогда шутили. Часть труппы осталась с Татьяной Дорониной в новом здании на Тверском бульваре, а часть ушла с Ефремовым в историческое, в проезде Художественного театра (Камергерский переулок). Причем у Дорониной оказались далеко не худшие артисты. Например Анастасия Павловна Георгиевская, Михаил Николаевич Зимин, Михаил Андреевич Лобанов и Всеволод Осипович Абдулов, с которыми мне посчастливилось работать.

Татьяной Васильевной я восхищалась. Она не просто талантливый, но и невероятно работоспособный человек. Может трудиться круглосуточно, играть семь раз в неделю и следить за театром, за репертуаром.

К сожалению, Доронина меня не видела как худрук и совершенно не понимала, что я должна играть. У меня не было определенного амплуа. То ли травести, то ли инженю, то ли вообще социальная героиня — непонятно. Конечно, хотелось играть героинь — Ирину в «Трех сестрах», Валентину в пьесе «Валентин и Валентина». А давали мальчика со скрипкой или очкарика, в лучшем случае — Митиль в «Синей птице».

Фото: Unionwest Archive/Vostock Photo

Во МХАТе имени Горького было принято, чтобы актрисы одевались строго и женственно, в старых традициях. Я ходила в джинсах, растянутых свитерах и кедах. Не потому что бунтовала против классических устоев — просто была нищей. Татьяне Васильевне не нравился мой стиль. Однажды спросила:

— Почему ты ходишь в таком виде?

— Другого нет ничего. И денег нет.

У нас, как во многих организациях в то время, периодически проходили так называемые распродажи, на которых продавали дефицит, и однажды Доронина купила мне туфли и юбку. После чего я стала переодеваться, приходя в театр.

Как-то в очередной раз взгрустнулось — все плохо, карьера не складывается, и вдруг промелькнула мысль: «А почему, собственно, ропщу? Могла ли я вообще подумать, учась в ГИТИСе, что буду выходить на сцену МХАТа?! Мне безумно повезло, а я еще недовольна!» Обычно никто из выпускников ГИТИСа не попадал во МХАТ. У театра есть школа, они брали только своих. И я решила для себя, что стану даже в массовке играть каждый спектакль так, будто в зале сидит Никита Михалков. Чтобы он сказал: «Это она! Именно такую актрису я искал!»

Сработало. Меня заметили. Зрители специально приходили на спектакль «Валентин и Валентина», чтобы увидеть мой эпизод. Со временем из массовки перевели на роль со словами. Потом на одну из главных ролей. Но через год я поняла, что это потолок. Расти больше некуда.

Между МХАТоми МХАТом

На мое счастье, Олег Павлович Табаков в то время играл во МХАТе имени Горького спектакль «Скамейка» с Татьяной Васильевной. И я однажды подошла и попросила: «Возьмите меня к себе». Он взял. Никаких специальных показов не потребовалось. Олег Павлович преподавал в ГИТИСе, знал меня с первого курса и смотрел все мои спектакли. Я в свою очередь была знакома со всем его курсом, окончившим институт на год раньше.

В «Табакерке» сразу появились роли, но там работали Шура Табакова (дочь Олега Павловича), Дуся Германова, Марина Зудина и другие прекрасные актрисы. Конкуренция среди женской части труппы возникла высокая, и трудно было рассчитывать, что я смогу много играть. Играть хотелось, а воевать не хотелось совершенно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Как-то всё чудесно совпало» «Как-то всё чудесно совпало»

Александра Ребенок — о том, что всё в этой жизни случается вовремя

OK!
Лондон, гудбай: почему один из богатейших жителей Великобритании переезжает в Монако Лондон, гудбай: почему один из богатейших жителей Великобритании переезжает в Монако

Джеймс Рэтклифф решил эмигрировать

Forbes
Екатерина Гусева. Очищение через страдания Екатерина Гусева. Очищение через страдания

Интервью с Екатериной Гусевой

Караван историй
Армейская бедность и военная хитрость. Кто судится с Минобороны Армейская бедность и военная хитрость. Кто судится с Минобороны

Несмотря на сокращение оборонного бюджета, армия остается крупнейшим заказчиком

Forbes
Светлана Феодулова. Чужая родня Светлана Феодулова. Чужая родня

Семейная жизнь Светланы Феодуловой превратилась в сплошной кошмар

Караван историй
Дыши, чувак, дыши! 8 недопустимых ошибок во время поцелуя Дыши, чувак, дыши! 8 недопустимых ошибок во время поцелуя

Как не облажаться перед девушкой во время поцелуя

Playboy
Битва герцогинь Битва герцогинь

Меган Маркл добилась того, что в «великолепной четверке» наметился разлад

Караван историй
10 вещей о Рике де ла Круа 10 вещей о Рике де ла Круа

10 вещей об основателе часового бренда Bomberg Рике де ла Круа

Esquire
Оксана Романенко: «Дана попала в водоворот» Оксана Романенко: «Дана попала в водоворот»

Борисова, к сожалению, совсем не разбирается в людях

Караван историй
Яна Рудковская, Одри Тоту и другие звезды за 40, которые круто выглядят в бикини Яна Рудковская, Одри Тоту и другие звезды за 40, которые круто выглядят в бикини

Фигурам девушек из нашей подборки можно только позавидовать

Cosmopolitan
Прожектор Shortparis Прожектор Shortparis

Встреча в фуд-корте с главной авангардной группой поколения Shortparis

Esquire
Голливуд на Волге Голливуд на Волге

В Нижнем Новгороде прошел II фестиваль нового российского кино «ГОРЬКИЙ fest»

OK!
Малыш на драйве Малыш на драйве

Англичанин Льюис Хэмилтон – один из лучших гонщиков «Формулы-1»

Esquire
Почему мужчинам трудно признаться: «Между нами все кончено» Почему мужчинам трудно признаться: «Между нами все кончено»

Больше всего в отношениях мужчины боятся сказать, что пора расстаться

Psychologies
Как менялся стиль Фаррелла Уильямса Как менялся стиль Фаррелла Уильямса

История борьбы музыканта со своими брюками. Как менялся стиль Фаррелла Уильямса

GQ
Как жизнь победила смерть Как жизнь победила смерть

Михаил Мейлах, хранитель поэзии — о Боге и времени

Русский репортер
Душ вдвоем? О, да! 11 секретов, которые женщины хотят, чтобы ты знал Душ вдвоем? О, да! 11 секретов, которые женщины хотят, чтобы ты знал

Плотские утехи некоторые называют весьма «грязным» делом

Playboy
5 способов защиты от нежелательной беременности: что надежнее? 5 способов защиты от нежелательной беременности: что надежнее?

Как не допустить нежелательной беременности, возобновляя интимную жизнь

9 месяцев
И не новичкам сложно И не новичкам сложно

О трудностях при покупке недвижимости в Лондоне и окрестностях

Forbes
Женщины уходят первыми Женщины уходят первыми

Женщины ждут от партнера любви, уважения, понимания

Psychologies
Лечим психологические травмы... движениями глазами Лечим психологические травмы... движениями глазами

Лечим психологические травмы... движениями глазами

Psychologies
Мои года – мое богатство? Мои года – мое богатство?

Нас редко устраивает тот возраст, в котором мы находимся

Psychologies
Как загореть красиво и безопасно для кожи Как загореть красиво и безопасно для кожи

Загореть красиво – гораздо проще, чем вы думаете

GQ
Павел Воля: Павел Воля:

Простой пензенский парень Павел Воля дал эксклюзивное интервью Cosmo

Cosmopolitan
Что обязательно нужно купить к осени Что обязательно нужно купить к осени

Байеры самых модных магазинов советуют, что стоит приобрести

Vogue
Опасные технологии: как распознавание лица на смартфоне может привести к глобальной катастрофе Опасные технологии: как распознавание лица на смартфоне может привести к глобальной катастрофе

Как распознавание лица на смартфоне может привести к глобальной катастрофе

Forbes
4 совета, как вернуть бывшего 4 совета, как вернуть бывшего

С какими-то упущениями можно мириться, но есть то, что мы в состоянии изменить

Psychologies
Правнучка Зигмунда Фрейда: «Я не верю в Бога, я верю в Фрейда» Правнучка Зигмунда Фрейда: «Я не верю в Бога, я верю в Фрейда»

Джейн рассказала, как воспитывали внучку великого Фрейда

Psychologies
Коллекционные футболки Vogue Fashion’s Night Out 2018 Коллекционные футболки Vogue Fashion’s Night Out 2018

Flowers in Vogue глазами русских дизайнеров

Vogue
Дикий запад: как носить главный тренд осени (и не быть похожей на ковбоя) Дикий запад: как носить главный тренд осени (и не быть похожей на ковбоя)

Тренд на дикий запад перекочевал из прошлого сезона в новый

Cosmopolitan
Открыть в приложении