Воспоминания Евгении Добровольской о том, как она стала актрисой

Караван историйЗнаменитости

Евгения Добровольская. Разбивая стереотипы

В театре говорили, что иногда какая-нибудь прима вызывает молодую актрису к себе в гримерку и отчитывает по полной программе. Не знаю, как бы я себя повела в такой ситуации. Мне ведь палец в рот не клади.

Записала Елена Ланкина

На Евгении: топ Marina Rinaldi, юбка Isola Marras, куртка Violeta By Mango. Фото: Филипп Гончаров. Стиль: Светлана Румянцева. Визаж и прическа: Марина Ладычук. Продюсер: Светлана Шелестова

Об этих женщинах можно рассказывать бесконечно. Каждая из них достойна отдельной книги. Может быть, когда-нибудь я «дозрею» до полновесных мемуаров. Журнальный формат не позволяет быть многословной, поэтому — обо всех понемногу...

Людмила Касаткина

В ГИТИСе я училась на курсе Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова. Как в то время воспитывали девочек в театральных вузах? Актриса должна положить свою жизнь на алтарь искусства, у нее не может быть семьи, детей. И кино ей ни к чему, на первом месте — театр. Людмила Ивановна тоже не разрешала студенткам сни-маться.

Мой дебютный фильм «Клетка для канареек» вышел на экраны, когда училась на первом курсе. Что ей очень не понравилось. Но я не хотела и не могла отказаться от кино — это был единственный способ заработать какие-то деньги — и снималась тайком.

За непослушание меня каждый год выгоняли с курса, потому что кто-нибудь обязательно доносил, что Добровольская снимается, или в прокате появлялся новый фильм. За четыре года учебы их у меня вышло еще четыре — «Пока не выпал снег», «Контракт века», «В одну-единственную жизнь» и «Моонзунд». И я каждый раз писала покаянные письма Людмиле Ивановне: «Простите, больше не буду! Позвольте мне учиться!» Это было ужасно.

Фото: О. Иванов/РИА Новости/Сцена из спектакля «Без вины виноватые»

У Касаткиной нельзя было не только сниматься, но и рожать. Я делала и то и другое, и она за это меня гнобила. На четвертом курсе должна была играть главную роль в дипломном спектакле, но как только забеременела, Людмила Ивановна ее отняла. Причем достаточно жестоким образом. Дело происходило у нее дома. Никогда не забуду, как стояла в прихожей с огромным животом — дальше не пустили и даже не предложили сесть — и униженно молила:

— Пожалуйста, не забирайте у меня роль! Через два месяца, как только рожу, буду готова работать!

— Нет, ты теперь не будешь артисткой, ты будешь мамой! — отчеканила она, и это прозвучало как смертный приговор.

Новорожденный сын Степа был сразу переброшен на бабушку, а я сидела в институте и ждала, когда разрешат выйти на сцену. Это была какая-то чудовищная экзекуция и для меня, и для моего ребенка.

Не выдержав, попросилась в массовку. Людмила Ивановна милостиво допустила, и я играла так, что зрители спрашивали: «А кто эта девочка в зеленых штанах?» Наконец педагог кафедры мастерства актера Владимир Наумович Левертов уговорил Касаткину, чтобы мне вернули главную роль. Я все-таки сыграла несколько спектаклей. А когда окончила институт, радостно выдохнула: теперь больше никто не будет издеваться.

Прошли годы, я уже давно работала во МХАТе, и однажды позвонили из Дома актера:

— У Людмилы Ивановны юбилей, а вы ее студентка, единственная...

— Единственная известная? — перебила я. — Нет, не смогу участвовать. И думаю, Людмила Ивановна поймет почему...

Татьяна Доронина

По окончании института я была принята во МХАТ имени Горького. Это был первый сезон после разделения театра на «мужской» и «женский», как тогда шутили. Часть труппы осталась с Татьяной Дорониной в новом здании на Тверском бульваре, а часть ушла с Ефремовым в историческое, в проезде Художественного театра (Камергерский переулок). Причем у Дорониной оказались далеко не худшие артисты. Например Анастасия Павловна Георгиевская, Михаил Николаевич Зимин, Михаил Андреевич Лобанов и Всеволод Осипович Абдулов, с которыми мне посчастливилось работать.

Татьяной Васильевной я восхищалась. Она не просто талантливый, но и невероятно работоспособный человек. Может трудиться круглосуточно, играть семь раз в неделю и следить за театром, за репертуаром.

К сожалению, Доронина меня не видела как худрук и совершенно не понимала, что я должна играть. У меня не было определенного амплуа. То ли травести, то ли инженю, то ли вообще социальная героиня — непонятно. Конечно, хотелось играть героинь — Ирину в «Трех сестрах», Валентину в пьесе «Валентин и Валентина». А давали мальчика со скрипкой или очкарика, в лучшем случае — Митиль в «Синей птице».

Фото: Unionwest Archive/Vostock Photo

Во МХАТе имени Горького было принято, чтобы актрисы одевались строго и женственно, в старых традициях. Я ходила в джинсах, растянутых свитерах и кедах. Не потому что бунтовала против классических устоев — просто была нищей. Татьяне Васильевне не нравился мой стиль. Однажды спросила:

— Почему ты ходишь в таком виде?

— Другого нет ничего. И денег нет.

У нас, как во многих организациях в то время, периодически проходили так называемые распродажи, на которых продавали дефицит, и однажды Доронина купила мне туфли и юбку. После чего я стала переодеваться, приходя в театр.

Как-то в очередной раз взгрустнулось — все плохо, карьера не складывается, и вдруг промелькнула мысль: «А почему, собственно, ропщу? Могла ли я вообще подумать, учась в ГИТИСе, что буду выходить на сцену МХАТа?! Мне безумно повезло, а я еще недовольна!» Обычно никто из выпускников ГИТИСа не попадал во МХАТ. У театра есть школа, они брали только своих. И я решила для себя, что стану даже в массовке играть каждый спектакль так, будто в зале сидит Никита Михалков. Чтобы он сказал: «Это она! Именно такую актрису я искал!»

Сработало. Меня заметили. Зрители специально приходили на спектакль «Валентин и Валентина», чтобы увидеть мой эпизод. Со временем из массовки перевели на роль со словами. Потом на одну из главных ролей. Но через год я поняла, что это потолок. Расти больше некуда.

Между МХАТоми МХАТом

На мое счастье, Олег Павлович Табаков в то время играл во МХАТе имени Горького спектакль «Скамейка» с Татьяной Васильевной. И я однажды подошла и попросила: «Возьмите меня к себе». Он взял. Никаких специальных показов не потребовалось. Олег Павлович преподавал в ГИТИСе, знал меня с первого курса и смотрел все мои спектакли. Я в свою очередь была знакома со всем его курсом, окончившим институт на год раньше.

В «Табакерке» сразу появились роли, но там работали Шура Табакова (дочь Олега Павловича), Дуся Германова, Марина Зудина и другие прекрасные актрисы. Конкуренция среди женской части труппы возникла высокая, и трудно было рассчитывать, что я смогу много играть. Играть хотелось, а воевать не хотелось совершенно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ани Лорак: Ани Лорак:

«Хочу быть счастливой и буду!» — сказала себе однажды Ани Лорак

Караван историй
Дивидендный сезон: что ждет рубль после выплат акционерам Дивидендный сезон: что ждет рубль после выплат акционерам

В августе курс рубля к доллару окажется под давлением

Forbes
Марина Яковлева. Счастливая Марина Яковлева. Счастливая

Актриса Марина Яковлева не сумела удержать единственную большую любовь

Караван историй
Почему стресс мешает планировать Почему стресс мешает планировать

Стресс негативно влияет на многие стороны человеческой жизни

Psychologies
Антон Хабаров. На двоих одно дыхание Антон Хабаров. На двоих одно дыхание

История любви актера Антона Хабарова

Караван историй
«Если мне сказать «надо» — сделаю ровно наоборот!» «Если мне сказать «надо» — сделаю ровно наоборот!»

Интервью с Марией Шалаевой

OK!
Битва герцогинь Битва герцогинь

Меган Маркл добилась того, что в «великолепной четверке» наметился разлад

Караван историй
Победа Winstrike, поражение Virtus.pro и Гейб Ньюэлл в тапочках. Как прошла церемония открытия The International Победа Winstrike, поражение Virtus.pro и Гейб Ньюэлл в тапочках. Как прошла церемония открытия The International

Как прошла церемония открытия The International

Maxim
Твой личный шедевр Твой личный шедевр

Микротатуировки: за и против

Cosmopolitan
Яндекс.Станция Яндекс.Станция

Вот уже неделю Яндекс.Станция живет у меня дома

Популярная механика
Блондинка в шоколаде Блондинка в шоколаде

На шоу Tezenis в Вероне главной звездой стала Пэрис Хилтон

Cosmopolitan
Самый модный макияж: 6 главных трендов наступающей осени Самый модный макияж: 6 главных трендов наступающей осени

Тренды макияжа на осень-2018

Cosmopolitan
Бирюзовые очки. Как отказ от иерархии разрушает компании Бирюзовые очки. Как отказ от иерархии разрушает компании

Если резко перейти к самоорганизации, мы получим ораву бездельников

Forbes
Надежный тыл: кто стоит за успехом влиятельных мужчин Надежный тыл: кто стоит за успехом влиятельных мужчин

Семь правил, которые помогут вам стать своему мужу верным соратником

Forbes
Зерно уплывает за рубеж рекордными темпами Зерно уплывает за рубеж рекордными темпами

Засуха в Европе и низкий урожай зерновых в России вызвали ажиотаж на рынке

Эксперт
Комфорт с ветерком: редактор Cosmo и новый Kia Ceed Комфорт с ветерком: редактор Cosmo и новый Kia Ceed

Начало августа, Испания, Малага и красавчик KIA CEED

Cosmopolitan
ПТС стал цифровым ПТС стал цифровым

В России запущена система выдачи электронных паспортов транспортных средств

АвтоМир
И не новичкам сложно И не новичкам сложно

О трудностях при покупке недвижимости в Лондоне и окрестностях

Forbes
Картонная инженерия Даниеля Агдага Картонная инженерия Даниеля Агдага

Австралийский художник Даниель Агдаг делает скульптуры из картона

Популярная механика
Письмо главного редактора: «Американские боги» Письмо главного редактора: «Американские боги»

Письмо главного редактора: «Американские боги»

Maxim
Объект желания: 7 пар кроссовок как у русских fashion-блогеров Объект желания: 7 пар кроссовок как у русских fashion-блогеров

Городской ритм уже давно заставил девушек сменить туфли на кроссовки

Cosmopolitan
Wow-эффект Wow-эффект

Куда отправиться за классным снимком

Cosmopolitan
Сон в жаркую летнюю ночь. В прокате новый хит с Тимоти Шаламе Сон в жаркую летнюю ночь. В прокате новый хит с Тимоти Шаламе

“Жаркие летние ночи” — сказка с очень печальным концом

Esquire
Защита от солнца Защита от солнца

Будущей маме важно не переусердствовать с солнечными ваннами

9 месяцев
Почему быть милым — опасно Почему быть милым — опасно

Обратная сторона безграничной приветливости и дружелюбия

Psychologies
Как восхождение на Эверест изменило мою жизнь Как восхождение на Эверест изменило мою жизнь

Юрист Анжела Ю рассказывает, как покорение вершины изменило ее мировоззрение

Psychologies
Ты всегда этого ждал! Лучшие костюмы (и где их купить) и лучшие машины Бонда Ты всегда этого ждал! Лучшие костюмы (и где их купить) и лучшие машины Бонда

Идрис Эльба все же не будет Джеймсом Бондом, как выяснилось вчера

Playboy
Саженцы для Лаймы Саженцы для Лаймы

В Юрмале в четвертый раз состоялся музыкальный фестиваль «Лайма. Рандеву»

OK!
Еда + Она: 11 блюд, которые можно взять в постель и не прогадать Еда + Она: 11 блюд, которые можно взять в постель и не прогадать

Почему бы не совместить еду и занятия любовью?

Playboy
Как собирать красивые камни и минералы, а потом делать украшения из них Как собирать красивые камни и минералы, а потом делать украшения из них

Осваиваем новое модное хобби — охоту за камнями

Vogue
Открыть в приложении