Олег Шкловский — о том, какие нелегкие испытания ему пришлось пройти в жизни

Караван историйЗнаменитости

Олег Шкловский: «Всегда говорил, что я — Джеки Чесней из Марьиной рощи»

Ирина Зайчик

Фото: из архива О. Шкловского

После показа комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» по телевидению популярность у всех исполнителей была бешеной. В роли молодого джентльмена Джеки Чеснея, который выдает бродягу за свою богатую тетушку из Бразилии, снялся Олег Шкловский. Обаяние и убедительная игра сразу же подкупили зрителей. О том, как сложилась его судьба, какие пришлось пройти нелегкие испытания в жизни, впервые рассказывает актер театра и кино Олег Шкловский.

— Скажите, Олег, вы снимались в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» в период работы в «Современнике»?

— Да, я пришел в «Современник» в 1970 году, а в 1975-м мне позвонили из творческого объединения «Экран» и пригласили на пробы. Фильм не имел еще названия, все его называли просто «Тетка». А называться он стал «Здравствуйте, я ваша тетя!» благодаря Мише Козакову. «Стоп! Нашел, — однажды он воскликнул. — В Одессе всегда говорят с иронией: «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Итак, я еду на пробы. В павильоне уже были построены какие-то декорации, стояла камера. Меня встречает режиссер фильма Витя Титов с усами, торчащими в разные стороны, и оператор Рерберг, молчаливый, подобранный, красивый. Он, кстати, был обалденным парнем, мы с ним подружились. Гоша глянул на меня и вдруг ободряюще подмигнул. Титов все время суетился, бегал вокруг своих усов. Он заметно волновался. А Рерберг стоял у камеры, как Каменный гость. Он смотрел-смотрел, как Титов что-то мне втолковывает, а потом произнес:

— Давай «Мотор!» кричи.

— Как «Мотор!», он же не знает текста!

— Да какие тексты, мне нужно посмотреть, как он двигается.

Мы снимали пробу с Сашенькой Калягиным. Он был уже утвержден на «тетку Чарлея». Мы с ним сработались мгновенно, сразу же начали импровизировать, выдали, что называется, на всю катушку. И все сложилось. Рерберг говорит: «Стоп! Хватит пленку на них тратить! Они разыгрались». И меня утвердили.

В этот фильм рвалось много народу. Помню, Табаков очень хотел сыграть Тетку. Женские роли — это был его конек. Но мне кажется, Саша это сделал гениально.

Вскоре режиссер назначил сбор всех утвержденных актеров. А это Александр Калягин, Армен Джигарханян, Танюшка Веденеева, красавица, Мишка Любезнов, сын известного актера Ивана Любезнова, Валентин Гафт. На роль моего папы, полковника Чеснея, вначале утвердили Евстигнеева, но в фильме его играл Михаил Козаков. Евгений Александрович много снимался, его буквально разрывали на части. И, видимо, не смог выкроить время.

«На роль моего папы, полковника Чеснея, вначале утвердили Евстигнеева, но в фильме его играл Михаил Козаков. Евгений Александрович много снимался, его буквально разрывали на части. И, видимо, не смог выкроить время». Олег Шкловский и Александр Калягин в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975 год. Фото: ТО «Экран»

И вот нас всех собирают в павильоне. Режиссер Титов вдруг начинает жаловаться: «Есть сценарий, но это не мое, как это делать, я не знаю. Я хочу снимать Горького (потом он снял «Жизнь Клима Самгина»), серьезные вещи, я люблю драму, трагедию, а это мне претит. Меня подставили, сунули мне комедию, а в ней я ничего не понимаю. Так можно и профессии лишиться...» — сказав это, он весь съежился, его усы обвисли.

Титов потом стал рассказывать, что есть такая пьеса «Тетка Чарлея» начала XX века, по ней сняли в США фильм:

— Давайте все соберемся и посмотрим его... Может, что-то почерпнем?

Но все замахали руками:

— Не надо, а то начнем повторять за ними. Уж лучше мы сами...

И тогда Титов сказал:

— Давайте так. Предлагаю на площадке всем импровизировать. Если я буду хохотать, то все хорошо.

А Гоша Рерберг добавил:

— И если я улыбнусь, тогда сцена снята.

То есть мы своей игрой должны были добиться гомерического хохота режиссера и улыбки Рерберга. И понеслось. Мы все в эту прорубь с удовольствием нырнули. И не заметили, как часть фильма отсняли на одном дыхании. Мы снимались в радости, в любви друг к другу, чувствовали, что это может быть хорошей, легкой комедией.

Но мало кто знает, что на премьере «Здравствуйте, я ваша тетя!» нас ждало горькое разочарование. В Доме кино собралась вся киногруппа, мы пригласили друзей, пап, мам. Съемочную группу представили, усадили в первый ряд. Мы были уверены, что от хохота зрителей люстра в зале рухнет! Начинается фильм. Тишина. Пять минут, пятнадцать, полчаса. В зале ни одного смешка. Дальше — опять тишина. Где-то кто-то только так: кхы, кхы. Мертвый зал, даже родственники не поддержали актеров. Это было для нас неожиданно. Потом в ресторане был очень печальный банкет, который закончился легкой дракой. К нам стали приставать какие-то люди, слово за слово — и понеслось. У нас так накипело, что надо было куда-то выбрасывать энергию.

Спустя время встречаю Рерберга и спрашиваю:

— Гоша, почему? Как это произошло?

— Я понял! Фильм снят как телевизионный вариант. В телевизоре — это то что надо, а на экране не то.

И действительно, когда недели через две фильм показали по ТВ, все ахнули! И до сих пор телезрители обожают эту картину.

Олег Шкловский, фотопробы к фильму «Визит вежливости», 1972 год. Фото: из архива О. Шкловского

— Скажите, Олег, а где вы выросли? В какой семье?

— Всегда говорил, что я — Джеки Чесней из Марьиной Рощи. Я жил до трех лет с дедушкой и бабушкой на станции Правда. Это по Ярославской дороге, на электричке сразу после Заветов Ильича. Вот как интересно! Мы жили там в бараках. Это был рай! Вокруг леса, озера, реки, ягоды, зверушки: хрюшки и индюшки. Я был счастлив. Родители мои встретились после Победы. Когда мама мною забеременела, папа уже окончил военное училище.

Как-то приехал к нам дядя Марк, мой потрясающий дядюшка, летчик-истребитель. Он увидел, что у мамы воды уже отошли, схватил ее и бросился на последнюю электричку. Сказал: «Я хочу, чтобы мой племянник в Москве родился». А это 45 минут езды! Мама, бедная, металась между вагонами, а он ее держал: «Терпи, Танюшка!» В Москве поймал машину и повез маму в старенький роддом на Арбате. Там я и родился.

Потом Марк маму со мной привез обратно на станцию Правда, к дедушке и бабушке. Но, говорю тайну, когда дед меня увидел, он в сердцах воскликнул: «Этого на помойку!» Потому что я альбиносом родился. Ресницы, волосики — все было настолько белое, что сверкало на солнце. Дед мой строгим был очень. В молодости был кучером в Киеве, барыню возил в карете. А потом он попал на станцию Правда, где работал на деревообрабатывающем комбинате. Бревна там перевозили огромные тяжеловозы. Дед меня, трехлетнего, сажал на загривок лошади. Я, вцепившись в гриву, с удовольствием скакал.

Вокруг бараков разводили огороды. И дедушка брал меня помогать сажать картошку. Он шел впереди и сажал клубень в грядку, а я за ним. Дед не оборачивался, думал, что я тоже сажаю. Как-то он неожиданно повернулся и увидел, что я всю картошку выбрасываю. Он меня чуть не убил.

Со станции Правда родители меня перевезли к папиным родителям в Москву. Так я и попал в Марьину Рощу. Но для меня смена локации, пейзажа прошла незаметно. Как жил в лесу, так в нем и очутился. Та же красота вокруг, те же деревья, обалденные запахи, та же малина, и опять гуси, кролики, свиньи. Одним словом, я рос среди зверей, как Маугли.

В бараке, где мы жили, через тонкую стенку было слышно, как хрипят и ржут лошади. Я засыпал под их фырканье. Рядом был маленький конный завод, и я все время пропадал на конюшне, проведывал богатырских, как у Ильи Муромца, коней. До сих пор помню лошадиные запахи, звук подков по брусчатке, как в старинных фильмах.

Я жил в деревне, хотя и в Москве. На экскурсию в город меня никто не возил. Здесь была моя вотчина — деревья, кусты, речка. Кто-то придумал, что в Марьиной Роще были воровские малины, все боялись туда приезжать, как будто там убивали, головы отрезали. Глупости! Ничего этого не было, там был рай. Я прожил в этом раю 23 года...

Олег Шкловский и Владимир Этуш в фильме-спектакле «Он пришел», 1973 год. Фото: из архива О. Шкловского

— Олег, как вас вообще в искусство потянуло, или это была чистая случайность?

— Никакая не случайность. Нас окружали мебельный комбинат, завод «Станколит», Комбинат твердых сплавов. Взрослые вставали по гудку в шесть утра и шли в сапогах (война же только прошла) на заводы. Детей надо было куда-то определять, пока они в школу не пошли. И меня записали в студию кукольного театра. Я был в группе самый маленький. Вот где начало — куклы, кукольный театр. Там меня встретила прекрасная дама, красивая, веселая, от нее исходила такая радость:

— А это кто такой малыш? У нас первая премьера через три дня.

Естественно, я не понимал, что такое премьера. Девочки постарше спрашивают:

— А какой спектакль?

— «Колобок», — отвечает педагог. — И Колобка будет играть Алька. А это же главная роль! Ты читал сказку?

— Да.

— Я вижу в тебе талант!

Я был обалденно красивым малышом: исчезла белесость, появились черные кудри, меня обцеловывали все.

Помню, чуть позже, я был в классе первом или втором, мама меня послала за водой. Подошел к колонке с ведром, а из барака выходят две девицы с накрашенными губами и сигаретами в зубах. «Мальчик, дай попить водички, — они приблизились ко мне, наклонились и принялись целовать: одна в ушко, другая в щечку. — Ха-ха-ха, какой малыш, ух, подрастешь, от девок отбоя не будет». И убежали.

Я вхожу в коридор барака, а мама на работу собиралась. Оборачивается на меня:

— Это что такое? Помада?

— Меня девочки поцеловали.

— Подожди, подожди, от тебя табаком пахнет. Где ты был?!

У нее случилась истерика. Можно сказать, это был мой «Амаркорд» Феллини...

Возвращаюсь в кукольный театр. Получив роль Колобка, я, конечно, испугался. Что такое главная роль, я не знал. Педагог мне объяснила: «Ты как Гамлет у Шекспира, только Колобок». Ну, кто такой Гамлет, конечно, я тоже не знал. Значение этого сравнения понял, когда уже стал актером...

Я учил текст: «Я Колобок, я Колобок...» Мне сшили из бумаги костюм. На премьере был полный фурор. В конце сказки Лиса должна съесть Колобка, но я ей не дался. Когда она меня на нос посадила, облизываясь, я вдруг сказал: «Не обманешь меня, я от тебя тоже убегу». И нырнул за занавес. Так сорвал свои первые в жизни аплодисменты.

Олег Шкловский на съемках фильма «Радости и печали маленького лорда», 2001 год. Фото: из архива О. Шкловского

— Вот это импровизация!

— Я всегда импровизирую вообще. Снимаясь в сериалах, иду в павильон, а сценарий в урну бросаю и сам работаю.

И вот это начало. Дальше дядька мой Марк подарил мне маленький аккордеон, он учил меня петь, танцевать. Прошло время — год, два, читаю объявление: «На завод «Станколит» приглашаются мальчики и девочки в театральную студию». При клубе была большая сцена. У нас был классный педагог, Голубенцев Александр Александрович, композитор, он много для фильмов писал музыки. Пять языков знал, жил то ли в Италии, то ли во Франции. Обалденный красавец, похож на Фиделя Кастро как две капли воды. Он сразу нам дал знания актерского мастерства, как будто прививку сделал, все объяснил, как мы будем работать. И я у него сразу же стал играть Ромео.

— От Колобка до Ромео...

— Да! Естественно. Мне было 11 лет, а Джульеттой была девочка старше меня на три года. Она была краше всех в Марьиной Роще. Мы сразу же начали репетиции со всех монологов. Ничего не вымарывали. И я пошел, пошел...

Какие мы были красивые, как радовались, когда играли! Мы же все дети — 11, 12, 13 лет, а играли Монтекки и Капулетти. Наша студия спустя время переехала в Театр киноактера, раньше это был Дом кино, и мы уже стали студийцами этого театра. Голубенцев приглашал драматургов, которые в то время были известны, ставил пьесу Розова «В поисках радости». Я играл там главную роль. Позже вышел фильм по этой пьесе «Шумный день», где играл эту же роль Табаков. Однажды меня пригласили в театральную студию при Доме журналиста, где я сыграл Медведя в «Обыкновенном чуде».

— Столько людей мечтают оказаться в кино, а вы туда попали, можно сказать, с «черного хода»...

— Я же не окончил школу, у меня 8 классов было. На «Мосфильм» попал в 14 лет. И начинал с помощника звукооператора. Причем работал со всеми режиссерами: у Гайдая, у Бондарчука на «Войне и мире», у Рязанова, у Райзмана — потом, кстати, он меня в фильме «Визит вежливости» снял.

Помню, сразу же попал на фильм Леонида Гайдая о приключениях Шурика. В первый же съемочный день со мной случилась страшная история. Я вошел в павильон, чтобы проложить кабель. Вдруг какой-то старичок, древний-древний, худой, спотыкается о него и падает на пол. Я подхожу, чтобы ему помочь подняться, а он кричит: «Кто же здесь кабель кладет?!» — и хватает молоток. «Все, — думаю в ужасе, — мне конец!» Сзади стоял осветительный прибор, и он молотком в него бабах!

Тут на шум выходит начальник по свету и давай орать на этого старика:

— Ты чего, гад, сделал? Прибор разбил, да я тебе сейчас! — и замахивается на старичка.

А его за рукав тянет простой осветитель и шепчет:

— Вы что делаете, это же Иван Пырьев, большой начальник «Мосфильма».

Олег Шкловский в сериале «Под небом Вероны», 2004 год. Фото: из архива О. Шкловского

— А как получилось, что вы оказались не за кадром, а в кадре?

— Я как помощник звукооператора с микрофоном всегда был рядом со всеми звездами, например, если надо, под столом сидел. Мне все завидовали. Я-то видел их всех очень близко. А актеры какие были тогда! Мастерству было у кого учиться. В общем, я прошел такую школу, дай Бог каждому.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Колесо судьбы Харрисона Форда Колесо судьбы Харрисона Форда

Легендарный актер Харрисон Форд, чьи герои не сходят с экранов более полувека

Караван историй
«Счастье»: оглушительная казахстанская драма о домашнем насилии за закрытыми дверями «Счастье»: оглушительная казахстанская драма о домашнем насилии за закрытыми дверями

Казахстанская драма «Счастье» Аскара Узабаева, «фильм-катастрофа»

Forbes
Ради Аллы Ларионовой и дочерей Рыбников был готов на все Ради Аллы Ларионовой и дочерей Рыбников был готов на все

Об отце рассказывает дочь Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова Елена Рыбникова

Караван историй
Самые странные брачные ритуалы из мира животных Самые странные брачные ритуалы из мира животных

По сравнению с брачными ритуалами водить в девушку в ресторан — это еще ничего!

Maxim
Свеклосахарный оптимизм Свеклосахарный оптимизм

Производство сахара и доходность в сезоне 2023/24 могут быть на высоких уровнях

Агроинвестор
Не всякой твари по паре: кто такие инцелы и почему их надо отменить Не всякой твари по паре: кто такие инцелы и почему их надо отменить

Какую философию продвигают инцелы?

Правила жизни
Эмиграция, старая и новая Эмиграция, старая и новая

«Старая русская эмиграция приняла нас тепло»

Дилетант
На повышенных оборотах На повышенных оборотах

8 крутых тренировок, которые сжигают больше всего калорий (до 1000 за занятие)

Лиза
Владимир Коренев: о поворотах судьбы, дружбе с Гагариным и любви всей его жизни Владимир Коренев: о поворотах судьбы, дружбе с Гагариным и любви всей его жизни

Про Ихтиандра я узнал в детстве — от своего дяди. Абсолютно слепого

Караван историй
Доллар выше 100 рублей: как остановить обвал российской валюты и спасти деньги Доллар выше 100 рублей: как остановить обвал российской валюты и спасти деньги

Что происходит с рублем и что будут предпринимать власти?

Forbes
12 фильмов Венецианского кинофестиваля 12 фильмов Венецианского кинофестиваля

Старейший в мире Венецианский кинофестиваль в этом году проводится в 80-й раз

Weekend
Интервью с итальянским режиссером Каролиной Кавалли Интервью с итальянским режиссером Каролиной Кавалли

Каролина Кавалли — о детских травмах и сравнениях с Уэсом Андерсоном

СНОБ
Изменение трех генов вызвало партеногенез у дрозофил Изменение трех генов вызвало партеногенез у дрозофил

Ученые впервые вызвали партеногенез геномным редактированием

N+1
В могиле древнекитайской простолюдинки нашли косметику В могиле древнекитайской простолюдинки нашли косметику

Ученые исследовали остатки косметики, найденные в могиле простолюдинки

N+1
Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок

Продюсер Митя Муравьев открывает главный дубайский секрет

Правила жизни
Как подсказывает интуиция: можно ли слушать внутренний голос при принятии решений Как подсказывает интуиция: можно ли слушать внутренний голос при принятии решений

Заслуживает ли «шестое чувство» доверия в важных вопросах?

Forbes
Новая молекула придает полимерам свойства металлов: будущее 3D-печати Новая молекула придает полимерам свойства металлов: будущее 3D-печати

Эта новая молекула может увеличить долговечность множества вещей

ТехИнсайдер
Как легко превратить свой образ жизни в здоровый: 7 советов Как легко превратить свой образ жизни в здоровый: 7 советов

Почему мы быстро теряем мотивацию и существует ли «мягкий вход» в ЗОЖ?

Psychologies
Муж прощал любовь к другому:  тайны личной жизни Веры Васильевой Муж прощал любовь к другому:  тайны личной жизни Веры Васильевой

Вера Васильева не скрывала от супруга, что всю жизнь любила другого

VOICE
Ирина Паутова Ирина Паутова

Ирина Паутова отвечает за тургеневские тяготы Зендеи и Кирана Калкина

Собака.ru
Травы и специи могут сделать вкусную вредную пищу более полезной Травы и специи могут сделать вкусную вредную пищу более полезной

Как сделать вкусную еду менее вредной?

ТехИнсайдер
5 самых полезных овощей в конце лета: добавьте их в рацион, пока не наступил сентябрь 5 самых полезных овощей в конце лета: добавьте их в рацион, пока не наступил сентябрь

Как питаться разнообразно, добавляя в рацион не только листья салата и огурцы

Psychologies
Мантра: 5 способов улучшить свою жизнь Мантра: 5 способов улучшить свою жизнь

Как мантры могут улучшить твою жизнь?

VOICE
Абьюз, травма, история семьи: как устроена фем-литература Абьюз, травма, история семьи: как устроена фем-литература

В конце XX века женское творчество начало приобретать особую значимост

Forbes
Как нормализовать уровень глюкозы в крови: шесть способов Как нормализовать уровень глюкозы в крови: шесть способов

Собрали шесть основных принципов из новой книги «Богиня глюкозы»

РБК
Яркие краски до самых заморозков Яркие краски до самых заморозков

Какие растения посадить на клумбе, чтобы они цвели до наступления холодов

Лиза
Клин с клином Клин с клином

Клинопись – древнейшая известная человечеству система письма

Вокруг света
«Я дикий старовер. Я привыкаю — и всё» «Я дикий старовер. Я привыкаю — и всё»

Телеведущий, шоумен и актер Иван Чуйков обожает скорость

OK!
С грядки на стол С грядки на стол

Каждый шеф находит свое решение в вопросе поставки свежих продуктов

Bones
Дэвид Финчер, Брэдли Купер и Люк Бессон: главные фильмы Венецианского фестиваля Дэвид Финчер, Брэдли Купер и Люк Бессон: главные фильмы Венецианского фестиваля

Кинокритик рассказывает, на какие фильмы Венеции нужно обратить внимание

Forbes
Открыть в приложении