Олег Шкловский — о том, какие нелегкие испытания ему пришлось пройти в жизни

Караван историйЗнаменитости

Олег Шкловский: «Всегда говорил, что я — Джеки Чесней из Марьиной рощи»

Ирина Зайчик

Фото: из архива О. Шкловского

После показа комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» по телевидению популярность у всех исполнителей была бешеной. В роли молодого джентльмена Джеки Чеснея, который выдает бродягу за свою богатую тетушку из Бразилии, снялся Олег Шкловский. Обаяние и убедительная игра сразу же подкупили зрителей. О том, как сложилась его судьба, какие пришлось пройти нелегкие испытания в жизни, впервые рассказывает актер театра и кино Олег Шкловский.

— Скажите, Олег, вы снимались в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» в период работы в «Современнике»?

— Да, я пришел в «Современник» в 1970 году, а в 1975-м мне позвонили из творческого объединения «Экран» и пригласили на пробы. Фильм не имел еще названия, все его называли просто «Тетка». А называться он стал «Здравствуйте, я ваша тетя!» благодаря Мише Козакову. «Стоп! Нашел, — однажды он воскликнул. — В Одессе всегда говорят с иронией: «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Итак, я еду на пробы. В павильоне уже были построены какие-то декорации, стояла камера. Меня встречает режиссер фильма Витя Титов с усами, торчащими в разные стороны, и оператор Рерберг, молчаливый, подобранный, красивый. Он, кстати, был обалденным парнем, мы с ним подружились. Гоша глянул на меня и вдруг ободряюще подмигнул. Титов все время суетился, бегал вокруг своих усов. Он заметно волновался. А Рерберг стоял у камеры, как Каменный гость. Он смотрел-смотрел, как Титов что-то мне втолковывает, а потом произнес:

— Давай «Мотор!» кричи.

— Как «Мотор!», он же не знает текста!

— Да какие тексты, мне нужно посмотреть, как он двигается.

Мы снимали пробу с Сашенькой Калягиным. Он был уже утвержден на «тетку Чарлея». Мы с ним сработались мгновенно, сразу же начали импровизировать, выдали, что называется, на всю катушку. И все сложилось. Рерберг говорит: «Стоп! Хватит пленку на них тратить! Они разыгрались». И меня утвердили.

В этот фильм рвалось много народу. Помню, Табаков очень хотел сыграть Тетку. Женские роли — это был его конек. Но мне кажется, Саша это сделал гениально.

Вскоре режиссер назначил сбор всех утвержденных актеров. А это Александр Калягин, Армен Джигарханян, Танюшка Веденеева, красавица, Мишка Любезнов, сын известного актера Ивана Любезнова, Валентин Гафт. На роль моего папы, полковника Чеснея, вначале утвердили Евстигнеева, но в фильме его играл Михаил Козаков. Евгений Александрович много снимался, его буквально разрывали на части. И, видимо, не смог выкроить время.

«На роль моего папы, полковника Чеснея, вначале утвердили Евстигнеева, но в фильме его играл Михаил Козаков. Евгений Александрович много снимался, его буквально разрывали на части. И, видимо, не смог выкроить время». Олег Шкловский и Александр Калягин в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975 год. Фото: ТО «Экран»

И вот нас всех собирают в павильоне. Режиссер Титов вдруг начинает жаловаться: «Есть сценарий, но это не мое, как это делать, я не знаю. Я хочу снимать Горького (потом он снял «Жизнь Клима Самгина»), серьезные вещи, я люблю драму, трагедию, а это мне претит. Меня подставили, сунули мне комедию, а в ней я ничего не понимаю. Так можно и профессии лишиться...» — сказав это, он весь съежился, его усы обвисли.

Титов потом стал рассказывать, что есть такая пьеса «Тетка Чарлея» начала XX века, по ней сняли в США фильм:

— Давайте все соберемся и посмотрим его... Может, что-то почерпнем?

Но все замахали руками:

— Не надо, а то начнем повторять за ними. Уж лучше мы сами...

И тогда Титов сказал:

— Давайте так. Предлагаю на площадке всем импровизировать. Если я буду хохотать, то все хорошо.

А Гоша Рерберг добавил:

— И если я улыбнусь, тогда сцена снята.

То есть мы своей игрой должны были добиться гомерического хохота режиссера и улыбки Рерберга. И понеслось. Мы все в эту прорубь с удовольствием нырнули. И не заметили, как часть фильма отсняли на одном дыхании. Мы снимались в радости, в любви друг к другу, чувствовали, что это может быть хорошей, легкой комедией.

Но мало кто знает, что на премьере «Здравствуйте, я ваша тетя!» нас ждало горькое разочарование. В Доме кино собралась вся киногруппа, мы пригласили друзей, пап, мам. Съемочную группу представили, усадили в первый ряд. Мы были уверены, что от хохота зрителей люстра в зале рухнет! Начинается фильм. Тишина. Пять минут, пятнадцать, полчаса. В зале ни одного смешка. Дальше — опять тишина. Где-то кто-то только так: кхы, кхы. Мертвый зал, даже родственники не поддержали актеров. Это было для нас неожиданно. Потом в ресторане был очень печальный банкет, который закончился легкой дракой. К нам стали приставать какие-то люди, слово за слово — и понеслось. У нас так накипело, что надо было куда-то выбрасывать энергию.

Спустя время встречаю Рерберга и спрашиваю:

— Гоша, почему? Как это произошло?

— Я понял! Фильм снят как телевизионный вариант. В телевизоре — это то что надо, а на экране не то.

И действительно, когда недели через две фильм показали по ТВ, все ахнули! И до сих пор телезрители обожают эту картину.

Олег Шкловский, фотопробы к фильму «Визит вежливости», 1972 год. Фото: из архива О. Шкловского

— Скажите, Олег, а где вы выросли? В какой семье?

— Всегда говорил, что я — Джеки Чесней из Марьиной Рощи. Я жил до трех лет с дедушкой и бабушкой на станции Правда. Это по Ярославской дороге, на электричке сразу после Заветов Ильича. Вот как интересно! Мы жили там в бараках. Это был рай! Вокруг леса, озера, реки, ягоды, зверушки: хрюшки и индюшки. Я был счастлив. Родители мои встретились после Победы. Когда мама мною забеременела, папа уже окончил военное училище.

Как-то приехал к нам дядя Марк, мой потрясающий дядюшка, летчик-истребитель. Он увидел, что у мамы воды уже отошли, схватил ее и бросился на последнюю электричку. Сказал: «Я хочу, чтобы мой племянник в Москве родился». А это 45 минут езды! Мама, бедная, металась между вагонами, а он ее держал: «Терпи, Танюшка!» В Москве поймал машину и повез маму в старенький роддом на Арбате. Там я и родился.

Потом Марк маму со мной привез обратно на станцию Правда, к дедушке и бабушке. Но, говорю тайну, когда дед меня увидел, он в сердцах воскликнул: «Этого на помойку!» Потому что я альбиносом родился. Ресницы, волосики — все было настолько белое, что сверкало на солнце. Дед мой строгим был очень. В молодости был кучером в Киеве, барыню возил в карете. А потом он попал на станцию Правда, где работал на деревообрабатывающем комбинате. Бревна там перевозили огромные тяжеловозы. Дед меня, трехлетнего, сажал на загривок лошади. Я, вцепившись в гриву, с удовольствием скакал.

Вокруг бараков разводили огороды. И дедушка брал меня помогать сажать картошку. Он шел впереди и сажал клубень в грядку, а я за ним. Дед не оборачивался, думал, что я тоже сажаю. Как-то он неожиданно повернулся и увидел, что я всю картошку выбрасываю. Он меня чуть не убил.

Со станции Правда родители меня перевезли к папиным родителям в Москву. Так я и попал в Марьину Рощу. Но для меня смена локации, пейзажа прошла незаметно. Как жил в лесу, так в нем и очутился. Та же красота вокруг, те же деревья, обалденные запахи, та же малина, и опять гуси, кролики, свиньи. Одним словом, я рос среди зверей, как Маугли.

В бараке, где мы жили, через тонкую стенку было слышно, как хрипят и ржут лошади. Я засыпал под их фырканье. Рядом был маленький конный завод, и я все время пропадал на конюшне, проведывал богатырских, как у Ильи Муромца, коней. До сих пор помню лошадиные запахи, звук подков по брусчатке, как в старинных фильмах.

Я жил в деревне, хотя и в Москве. На экскурсию в город меня никто не возил. Здесь была моя вотчина — деревья, кусты, речка. Кто-то придумал, что в Марьиной Роще были воровские малины, все боялись туда приезжать, как будто там убивали, головы отрезали. Глупости! Ничего этого не было, там был рай. Я прожил в этом раю 23 года...

Олег Шкловский и Владимир Этуш в фильме-спектакле «Он пришел», 1973 год. Фото: из архива О. Шкловского

— Олег, как вас вообще в искусство потянуло, или это была чистая случайность?

— Никакая не случайность. Нас окружали мебельный комбинат, завод «Станколит», Комбинат твердых сплавов. Взрослые вставали по гудку в шесть утра и шли в сапогах (война же только прошла) на заводы. Детей надо было куда-то определять, пока они в школу не пошли. И меня записали в студию кукольного театра. Я был в группе самый маленький. Вот где начало — куклы, кукольный театр. Там меня встретила прекрасная дама, красивая, веселая, от нее исходила такая радость:

— А это кто такой малыш? У нас первая премьера через три дня.

Естественно, я не понимал, что такое премьера. Девочки постарше спрашивают:

— А какой спектакль?

— «Колобок», — отвечает педагог. — И Колобка будет играть Алька. А это же главная роль! Ты читал сказку?

— Да.

— Я вижу в тебе талант!

Я был обалденно красивым малышом: исчезла белесость, появились черные кудри, меня обцеловывали все.

Помню, чуть позже, я был в классе первом или втором, мама меня послала за водой. Подошел к колонке с ведром, а из барака выходят две девицы с накрашенными губами и сигаретами в зубах. «Мальчик, дай попить водички, — они приблизились ко мне, наклонились и принялись целовать: одна в ушко, другая в щечку. — Ха-ха-ха, какой малыш, ух, подрастешь, от девок отбоя не будет». И убежали.

Я вхожу в коридор барака, а мама на работу собиралась. Оборачивается на меня:

— Это что такое? Помада?

— Меня девочки поцеловали.

— Подожди, подожди, от тебя табаком пахнет. Где ты был?!

У нее случилась истерика. Можно сказать, это был мой «Амаркорд» Феллини...

Возвращаюсь в кукольный театр. Получив роль Колобка, я, конечно, испугался. Что такое главная роль, я не знал. Педагог мне объяснила: «Ты как Гамлет у Шекспира, только Колобок». Ну, кто такой Гамлет, конечно, я тоже не знал. Значение этого сравнения понял, когда уже стал актером...

Я учил текст: «Я Колобок, я Колобок...» Мне сшили из бумаги костюм. На премьере был полный фурор. В конце сказки Лиса должна съесть Колобка, но я ей не дался. Когда она меня на нос посадила, облизываясь, я вдруг сказал: «Не обманешь меня, я от тебя тоже убегу». И нырнул за занавес. Так сорвал свои первые в жизни аплодисменты.

Олег Шкловский на съемках фильма «Радости и печали маленького лорда», 2001 год. Фото: из архива О. Шкловского

— Вот это импровизация!

— Я всегда импровизирую вообще. Снимаясь в сериалах, иду в павильон, а сценарий в урну бросаю и сам работаю.

И вот это начало. Дальше дядька мой Марк подарил мне маленький аккордеон, он учил меня петь, танцевать. Прошло время — год, два, читаю объявление: «На завод «Станколит» приглашаются мальчики и девочки в театральную студию». При клубе была большая сцена. У нас был классный педагог, Голубенцев Александр Александрович, композитор, он много для фильмов писал музыки. Пять языков знал, жил то ли в Италии, то ли во Франции. Обалденный красавец, похож на Фиделя Кастро как две капли воды. Он сразу нам дал знания актерского мастерства, как будто прививку сделал, все объяснил, как мы будем работать. И я у него сразу же стал играть Ромео.

— От Колобка до Ромео...

— Да! Естественно. Мне было 11 лет, а Джульеттой была девочка старше меня на три года. Она была краше всех в Марьиной Роще. Мы сразу же начали репетиции со всех монологов. Ничего не вымарывали. И я пошел, пошел...

Какие мы были красивые, как радовались, когда играли! Мы же все дети — 11, 12, 13 лет, а играли Монтекки и Капулетти. Наша студия спустя время переехала в Театр киноактера, раньше это был Дом кино, и мы уже стали студийцами этого театра. Голубенцев приглашал драматургов, которые в то время были известны, ставил пьесу Розова «В поисках радости». Я играл там главную роль. Позже вышел фильм по этой пьесе «Шумный день», где играл эту же роль Табаков. Однажды меня пригласили в театральную студию при Доме журналиста, где я сыграл Медведя в «Обыкновенном чуде».

— Столько людей мечтают оказаться в кино, а вы туда попали, можно сказать, с «черного хода»...

— Я же не окончил школу, у меня 8 классов было. На «Мосфильм» попал в 14 лет. И начинал с помощника звукооператора. Причем работал со всеми режиссерами: у Гайдая, у Бондарчука на «Войне и мире», у Рязанова, у Райзмана — потом, кстати, он меня в фильме «Визит вежливости» снял.

Помню, сразу же попал на фильм Леонида Гайдая о приключениях Шурика. В первый же съемочный день со мной случилась страшная история. Я вошел в павильон, чтобы проложить кабель. Вдруг какой-то старичок, древний-древний, худой, спотыкается о него и падает на пол. Я подхожу, чтобы ему помочь подняться, а он кричит: «Кто же здесь кабель кладет?!» — и хватает молоток. «Все, — думаю в ужасе, — мне конец!» Сзади стоял осветительный прибор, и он молотком в него бабах!

Тут на шум выходит начальник по свету и давай орать на этого старика:

— Ты чего, гад, сделал? Прибор разбил, да я тебе сейчас! — и замахивается на старичка.

А его за рукав тянет простой осветитель и шепчет:

— Вы что делаете, это же Иван Пырьев, большой начальник «Мосфильма».

Олег Шкловский в сериале «Под небом Вероны», 2004 год. Фото: из архива О. Шкловского

— А как получилось, что вы оказались не за кадром, а в кадре?

— Я как помощник звукооператора с микрофоном всегда был рядом со всеми звездами, например, если надо, под столом сидел. Мне все завидовали. Я-то видел их всех очень близко. А актеры какие были тогда! Мастерству было у кого учиться. В общем, я прошел такую школу, дай Бог каждому.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Таинственная невестка Рании: как выглядит сестра короля Иордании Абдаллы II, удочеренная его отцом Таинственная невестка Рании: как выглядит сестра короля Иордании Абдаллы II, удочеренная его отцом

Абир Мохасин — приемная дочь Хусейна I

VOICE
«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова «После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова

От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения

Караван историй
Почти не сопротивлялся Почти не сопротивлялся

Как открыли и закрыли потенциальный сверхпроводник LK-99

N+1
Особенности национального сериалостроения Особенности национального сериалостроения

Самые показательные сериалы разных стран

Weekend
Начинающий горожанин Начинающий горожанин

Что предложить подростку в городе?

Эксперт
Георгий Жженов: Георгий Жженов:

Об актере Георгии Жженове рассказывает его дочь Марина Жженова

Коллекция. Караван историй
Аборт, потеря ребенка и три брака: личные драмы Ирины Мирошниченко Аборт, потеря ребенка и три брака: личные драмы Ирины Мирошниченко

Ирина Мирошниченко построила блистательную карьеру и выбрала одиночество

VOICE
Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего» Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего»

Николай Коляда о Галине Волчек и «Современнике»

Коллекция. Караван историй
То ли раб, то ли жена: лингвисты до сих пор сомневаются, откуда на самом деле произошло слово То ли раб, то ли жена: лингвисты до сих пор сомневаются, откуда на самом деле произошло слово

Откуда же на самом деле произошло это простое, на первый взгляд, слово «семья»?

ТехИнсайдер
Как траурные дронго защищаются от вторжений паразитирующих кукушек Как траурные дронго защищаются от вторжений паразитирующих кукушек

Изменчивость расцветки яиц помогает дронго вычислить подброшенные чужие яйца

ТехИнсайдер
Снять сливы Снять сливы

Сочные, полные витаминов сливы – любовь кулинаров всего мира

Лиза
Отпуск по обману: почему вместо нормального летнего отдыха мы еще больше устаем? Отпуск по обману: почему вместо нормального летнего отдыха мы еще больше устаем?

Почему, планируя расслабиться, мы получаем лишь дополнительный стресс?

VOICE
Медиум империи: каким магам, старцам и экстрасенсам верили Романовы? Медиум империи: каким магам, старцам и экстрасенсам верили Романовы?

Рассказываем, к кому, зачем и почему прислушивались правители Российской Империи

Правила жизни
Красная львица Красная львица

Убранству 80-метровой Leona позавидуют иные дворцы шейхов

Y Magazine
Стереофотосъемка пещеры Ла-Пасьега выявила фигуративные рисунки среди нефигуративных Стереофотосъемка пещеры Ла-Пасьега выявила фигуративные рисунки среди нефигуративных

Ученые идентифицировали двух лошадей и одного тура на наскальных изображениях

N+1
Вопрос-ответ Вопрос-ответ

Реальна ли лебединая верность, как обучается нейросеть и другие вопросы

Вокруг света
На всем зеленом. Честные плюсы и минусы вегетарианства На всем зеленом. Честные плюсы и минусы вегетарианства

Все про вегетарианство, за и против, все его типы и прочие интересные детали

Лиза
«Спросите горожан: тротуар или линейный парк?» «Спросите горожан: тротуар или линейный парк?»

Как не зависеть от смены сезонов в городе и оживить его улицы?

Эксперт
«Только ты и я»: драма о том, как домашнее насилие притворяется идеальным браком «Только ты и я»: драма о том, как домашнее насилие притворяется идеальным браком

Как «Только ты и я» воссоздает реальность женщины, попавшей в абьюзивный брак

Forbes
Едят что хотят и не толстеют Едят что хотят и не толстеют

6 секретов стройности корейских женщин

Лиза
Дошли до Волги Дошли до Волги

Как немецкие бюргеры оказались в Поволжье и что вышло из этой авантюры

Вокруг света
Зуд седьмого года: когда риски измены в браке выше всего Зуд седьмого года: когда риски измены в браке выше всего

Почему люди идут на неверность примерно спустя семь лет брака

Psychologies
Как обрести уверенность Как обрести уверенность

Почему нас часто мучают сомнения в том, что мы справимся с чем-то?

Лиза
Работа под угрозой Работа под угрозой

5 ошибок в деловой переписке, которые могут привести к увольнению

Лиза
Как расширить память смартфона на Android Как расширить память смартфона на Android

Есть различные способы увеличить объем доступной в смартфоне памяти

ТехИнсайдер
Не красавицы, а глаз не отвести! Как в молодости выглядели актрисы, которые не вписываются в бьюти-стандарты Не красавицы, а глаз не отвести! Как в молодости выглядели актрисы, которые не вписываются в бьюти-стандарты

Как же в молодости выглядели обладательницы необычной внешности

VOICE
Археологи реконструировали неолитическое ожерелье из 2500 бусин Археологи реконструировали неолитическое ожерелье из 2500 бусин

Археологи реконструировали древнее ожерелье, обнаруженное несколько лет назад

N+1
Живем ли мы в разных Россиях: как различаются возможности женщин в регионах Живем ли мы в разных Россиях: как различаются возможности женщин в регионах

Регионы отличаются друг от друга, и женщины в них живут по-разному

Forbes
На повышенных оборотах На повышенных оборотах

8 крутых тренировок, которые сжигают больше всего калорий (до 1000 за занятие)

Лиза
Открыть в приложении