Олег Шкловский — о том, какие нелегкие испытания ему пришлось пройти в жизни

Караван историйЗнаменитости

Олег Шкловский: «Всегда говорил, что я — Джеки Чесней из Марьиной рощи»

Ирина Зайчик

Фото: из архива О. Шкловского

После показа комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» по телевидению популярность у всех исполнителей была бешеной. В роли молодого джентльмена Джеки Чеснея, который выдает бродягу за свою богатую тетушку из Бразилии, снялся Олег Шкловский. Обаяние и убедительная игра сразу же подкупили зрителей. О том, как сложилась его судьба, какие пришлось пройти нелегкие испытания в жизни, впервые рассказывает актер театра и кино Олег Шкловский.

— Скажите, Олег, вы снимались в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» в период работы в «Современнике»?

— Да, я пришел в «Современник» в 1970 году, а в 1975-м мне позвонили из творческого объединения «Экран» и пригласили на пробы. Фильм не имел еще названия, все его называли просто «Тетка». А называться он стал «Здравствуйте, я ваша тетя!» благодаря Мише Козакову. «Стоп! Нашел, — однажды он воскликнул. — В Одессе всегда говорят с иронией: «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Итак, я еду на пробы. В павильоне уже были построены какие-то декорации, стояла камера. Меня встречает режиссер фильма Витя Титов с усами, торчащими в разные стороны, и оператор Рерберг, молчаливый, подобранный, красивый. Он, кстати, был обалденным парнем, мы с ним подружились. Гоша глянул на меня и вдруг ободряюще подмигнул. Титов все время суетился, бегал вокруг своих усов. Он заметно волновался. А Рерберг стоял у камеры, как Каменный гость. Он смотрел-смотрел, как Титов что-то мне втолковывает, а потом произнес:

— Давай «Мотор!» кричи.

— Как «Мотор!», он же не знает текста!

— Да какие тексты, мне нужно посмотреть, как он двигается.

Мы снимали пробу с Сашенькой Калягиным. Он был уже утвержден на «тетку Чарлея». Мы с ним сработались мгновенно, сразу же начали импровизировать, выдали, что называется, на всю катушку. И все сложилось. Рерберг говорит: «Стоп! Хватит пленку на них тратить! Они разыгрались». И меня утвердили.

В этот фильм рвалось много народу. Помню, Табаков очень хотел сыграть Тетку. Женские роли — это был его конек. Но мне кажется, Саша это сделал гениально.

Вскоре режиссер назначил сбор всех утвержденных актеров. А это Александр Калягин, Армен Джигарханян, Танюшка Веденеева, красавица, Мишка Любезнов, сын известного актера Ивана Любезнова, Валентин Гафт. На роль моего папы, полковника Чеснея, вначале утвердили Евстигнеева, но в фильме его играл Михаил Козаков. Евгений Александрович много снимался, его буквально разрывали на части. И, видимо, не смог выкроить время.

«На роль моего папы, полковника Чеснея, вначале утвердили Евстигнеева, но в фильме его играл Михаил Козаков. Евгений Александрович много снимался, его буквально разрывали на части. И, видимо, не смог выкроить время». Олег Шкловский и Александр Калягин в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975 год. Фото: ТО «Экран»

И вот нас всех собирают в павильоне. Режиссер Титов вдруг начинает жаловаться: «Есть сценарий, но это не мое, как это делать, я не знаю. Я хочу снимать Горького (потом он снял «Жизнь Клима Самгина»), серьезные вещи, я люблю драму, трагедию, а это мне претит. Меня подставили, сунули мне комедию, а в ней я ничего не понимаю. Так можно и профессии лишиться...» — сказав это, он весь съежился, его усы обвисли.

Титов потом стал рассказывать, что есть такая пьеса «Тетка Чарлея» начала XX века, по ней сняли в США фильм:

— Давайте все соберемся и посмотрим его... Может, что-то почерпнем?

Но все замахали руками:

— Не надо, а то начнем повторять за ними. Уж лучше мы сами...

И тогда Титов сказал:

— Давайте так. Предлагаю на площадке всем импровизировать. Если я буду хохотать, то все хорошо.

А Гоша Рерберг добавил:

— И если я улыбнусь, тогда сцена снята.

То есть мы своей игрой должны были добиться гомерического хохота режиссера и улыбки Рерберга. И понеслось. Мы все в эту прорубь с удовольствием нырнули. И не заметили, как часть фильма отсняли на одном дыхании. Мы снимались в радости, в любви друг к другу, чувствовали, что это может быть хорошей, легкой комедией.

Но мало кто знает, что на премьере «Здравствуйте, я ваша тетя!» нас ждало горькое разочарование. В Доме кино собралась вся киногруппа, мы пригласили друзей, пап, мам. Съемочную группу представили, усадили в первый ряд. Мы были уверены, что от хохота зрителей люстра в зале рухнет! Начинается фильм. Тишина. Пять минут, пятнадцать, полчаса. В зале ни одного смешка. Дальше — опять тишина. Где-то кто-то только так: кхы, кхы. Мертвый зал, даже родственники не поддержали актеров. Это было для нас неожиданно. Потом в ресторане был очень печальный банкет, который закончился легкой дракой. К нам стали приставать какие-то люди, слово за слово — и понеслось. У нас так накипело, что надо было куда-то выбрасывать энергию.

Спустя время встречаю Рерберга и спрашиваю:

— Гоша, почему? Как это произошло?

— Я понял! Фильм снят как телевизионный вариант. В телевизоре — это то что надо, а на экране не то.

И действительно, когда недели через две фильм показали по ТВ, все ахнули! И до сих пор телезрители обожают эту картину.

Олег Шкловский, фотопробы к фильму «Визит вежливости», 1972 год. Фото: из архива О. Шкловского

— Скажите, Олег, а где вы выросли? В какой семье?

— Всегда говорил, что я — Джеки Чесней из Марьиной Рощи. Я жил до трех лет с дедушкой и бабушкой на станции Правда. Это по Ярославской дороге, на электричке сразу после Заветов Ильича. Вот как интересно! Мы жили там в бараках. Это был рай! Вокруг леса, озера, реки, ягоды, зверушки: хрюшки и индюшки. Я был счастлив. Родители мои встретились после Победы. Когда мама мною забеременела, папа уже окончил военное училище.

Как-то приехал к нам дядя Марк, мой потрясающий дядюшка, летчик-истребитель. Он увидел, что у мамы воды уже отошли, схватил ее и бросился на последнюю электричку. Сказал: «Я хочу, чтобы мой племянник в Москве родился». А это 45 минут езды! Мама, бедная, металась между вагонами, а он ее держал: «Терпи, Танюшка!» В Москве поймал машину и повез маму в старенький роддом на Арбате. Там я и родился.

Потом Марк маму со мной привез обратно на станцию Правда, к дедушке и бабушке. Но, говорю тайну, когда дед меня увидел, он в сердцах воскликнул: «Этого на помойку!» Потому что я альбиносом родился. Ресницы, волосики — все было настолько белое, что сверкало на солнце. Дед мой строгим был очень. В молодости был кучером в Киеве, барыню возил в карете. А потом он попал на станцию Правда, где работал на деревообрабатывающем комбинате. Бревна там перевозили огромные тяжеловозы. Дед меня, трехлетнего, сажал на загривок лошади. Я, вцепившись в гриву, с удовольствием скакал.

Вокруг бараков разводили огороды. И дедушка брал меня помогать сажать картошку. Он шел впереди и сажал клубень в грядку, а я за ним. Дед не оборачивался, думал, что я тоже сажаю. Как-то он неожиданно повернулся и увидел, что я всю картошку выбрасываю. Он меня чуть не убил.

Со станции Правда родители меня перевезли к папиным родителям в Москву. Так я и попал в Марьину Рощу. Но для меня смена локации, пейзажа прошла незаметно. Как жил в лесу, так в нем и очутился. Та же красота вокруг, те же деревья, обалденные запахи, та же малина, и опять гуси, кролики, свиньи. Одним словом, я рос среди зверей, как Маугли.

В бараке, где мы жили, через тонкую стенку было слышно, как хрипят и ржут лошади. Я засыпал под их фырканье. Рядом был маленький конный завод, и я все время пропадал на конюшне, проведывал богатырских, как у Ильи Муромца, коней. До сих пор помню лошадиные запахи, звук подков по брусчатке, как в старинных фильмах.

Я жил в деревне, хотя и в Москве. На экскурсию в город меня никто не возил. Здесь была моя вотчина — деревья, кусты, речка. Кто-то придумал, что в Марьиной Роще были воровские малины, все боялись туда приезжать, как будто там убивали, головы отрезали. Глупости! Ничего этого не было, там был рай. Я прожил в этом раю 23 года...

Олег Шкловский и Владимир Этуш в фильме-спектакле «Он пришел», 1973 год. Фото: из архива О. Шкловского

— Олег, как вас вообще в искусство потянуло, или это была чистая случайность?

— Никакая не случайность. Нас окружали мебельный комбинат, завод «Станколит», Комбинат твердых сплавов. Взрослые вставали по гудку в шесть утра и шли в сапогах (война же только прошла) на заводы. Детей надо было куда-то определять, пока они в школу не пошли. И меня записали в студию кукольного театра. Я был в группе самый маленький. Вот где начало — куклы, кукольный театр. Там меня встретила прекрасная дама, красивая, веселая, от нее исходила такая радость:

— А это кто такой малыш? У нас первая премьера через три дня.

Естественно, я не понимал, что такое премьера. Девочки постарше спрашивают:

— А какой спектакль?

— «Колобок», — отвечает педагог. — И Колобка будет играть Алька. А это же главная роль! Ты читал сказку?

— Да.

— Я вижу в тебе талант!

Я был обалденно красивым малышом: исчезла белесость, появились черные кудри, меня обцеловывали все.

Помню, чуть позже, я был в классе первом или втором, мама меня послала за водой. Подошел к колонке с ведром, а из барака выходят две девицы с накрашенными губами и сигаретами в зубах. «Мальчик, дай попить водички, — они приблизились ко мне, наклонились и принялись целовать: одна в ушко, другая в щечку. — Ха-ха-ха, какой малыш, ух, подрастешь, от девок отбоя не будет». И убежали.

Я вхожу в коридор барака, а мама на работу собиралась. Оборачивается на меня:

— Это что такое? Помада?

— Меня девочки поцеловали.

— Подожди, подожди, от тебя табаком пахнет. Где ты был?!

У нее случилась истерика. Можно сказать, это был мой «Амаркорд» Феллини...

Возвращаюсь в кукольный театр. Получив роль Колобка, я, конечно, испугался. Что такое главная роль, я не знал. Педагог мне объяснила: «Ты как Гамлет у Шекспира, только Колобок». Ну, кто такой Гамлет, конечно, я тоже не знал. Значение этого сравнения понял, когда уже стал актером...

Я учил текст: «Я Колобок, я Колобок...» Мне сшили из бумаги костюм. На премьере был полный фурор. В конце сказки Лиса должна съесть Колобка, но я ей не дался. Когда она меня на нос посадила, облизываясь, я вдруг сказал: «Не обманешь меня, я от тебя тоже убегу». И нырнул за занавес. Так сорвал свои первые в жизни аплодисменты.

Олег Шкловский на съемках фильма «Радости и печали маленького лорда», 2001 год. Фото: из архива О. Шкловского

— Вот это импровизация!

— Я всегда импровизирую вообще. Снимаясь в сериалах, иду в павильон, а сценарий в урну бросаю и сам работаю.

И вот это начало. Дальше дядька мой Марк подарил мне маленький аккордеон, он учил меня петь, танцевать. Прошло время — год, два, читаю объявление: «На завод «Станколит» приглашаются мальчики и девочки в театральную студию». При клубе была большая сцена. У нас был классный педагог, Голубенцев Александр Александрович, композитор, он много для фильмов писал музыки. Пять языков знал, жил то ли в Италии, то ли во Франции. Обалденный красавец, похож на Фиделя Кастро как две капли воды. Он сразу нам дал знания актерского мастерства, как будто прививку сделал, все объяснил, как мы будем работать. И я у него сразу же стал играть Ромео.

— От Колобка до Ромео...

— Да! Естественно. Мне было 11 лет, а Джульеттой была девочка старше меня на три года. Она была краше всех в Марьиной Роще. Мы сразу же начали репетиции со всех монологов. Ничего не вымарывали. И я пошел, пошел...

Какие мы были красивые, как радовались, когда играли! Мы же все дети — 11, 12, 13 лет, а играли Монтекки и Капулетти. Наша студия спустя время переехала в Театр киноактера, раньше это был Дом кино, и мы уже стали студийцами этого театра. Голубенцев приглашал драматургов, которые в то время были известны, ставил пьесу Розова «В поисках радости». Я играл там главную роль. Позже вышел фильм по этой пьесе «Шумный день», где играл эту же роль Табаков. Однажды меня пригласили в театральную студию при Доме журналиста, где я сыграл Медведя в «Обыкновенном чуде».

— Столько людей мечтают оказаться в кино, а вы туда попали, можно сказать, с «черного хода»...

— Я же не окончил школу, у меня 8 классов было. На «Мосфильм» попал в 14 лет. И начинал с помощника звукооператора. Причем работал со всеми режиссерами: у Гайдая, у Бондарчука на «Войне и мире», у Рязанова, у Райзмана — потом, кстати, он меня в фильме «Визит вежливости» снял.

Помню, сразу же попал на фильм Леонида Гайдая о приключениях Шурика. В первый же съемочный день со мной случилась страшная история. Я вошел в павильон, чтобы проложить кабель. Вдруг какой-то старичок, древний-древний, худой, спотыкается о него и падает на пол. Я подхожу, чтобы ему помочь подняться, а он кричит: «Кто же здесь кабель кладет?!» — и хватает молоток. «Все, — думаю в ужасе, — мне конец!» Сзади стоял осветительный прибор, и он молотком в него бабах!

Тут на шум выходит начальник по свету и давай орать на этого старика:

— Ты чего, гад, сделал? Прибор разбил, да я тебе сейчас! — и замахивается на старичка.

А его за рукав тянет простой осветитель и шепчет:

— Вы что делаете, это же Иван Пырьев, большой начальник «Мосфильма».

Олег Шкловский в сериале «Под небом Вероны», 2004 год. Фото: из архива О. Шкловского

— А как получилось, что вы оказались не за кадром, а в кадре?

— Я как помощник звукооператора с микрофоном всегда был рядом со всеми звездами, например, если надо, под столом сидел. Мне все завидовали. Я-то видел их всех очень близко. А актеры какие были тогда! Мастерству было у кого учиться. В общем, я прошел такую школу, дай Бог каждому.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сестра Мордюковой: «Женское счастье Нонна так и не нашла. ей попадались не те мужчины» Сестра Мордюковой: «Женское счастье Нонна так и не нашла. ей попадались не те мужчины»

Людмила Мордюкова рассказала о непростой, но такой яркой жизни своей сестры

Караван историй
В райском саду В райском саду

Дизайнер оформила эту московскую квартиру в стиле современной классики

SALON-Interior
Ради Аллы Ларионовой и дочерей Рыбников был готов на все Ради Аллы Ларионовой и дочерей Рыбников был готов на все

Об отце рассказывает дочь Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова Елена Рыбникова

Караван историй
Как без труда удалить шерсть домашних животных с одежды, ковра и мебели Как без труда удалить шерсть домашних животных с одежды, ковра и мебели

Делимся простыми лайфхаками, как максимально ускорить процесс уборки шерсти

ТехИнсайдер
Неделя над пропастью Неделя над пропастью

Карибский кризис удивительным образом продлился ровно одну календарную неделю

Наука
«Великий посад Москвы: подлинная история Китай-города» «Великий посад Москвы: подлинная история Китай-города»

Книга об одном из самых значимых исторических центров столицы

N+1
Ирина Темичева: «Дима Нагиев говорит: «Ты можешь поступать как угодно, но самое главное, не будь сволочью» Ирина Темичева: «Дима Нагиев говорит: «Ты можешь поступать как угодно, но самое главное, не будь сволочью»

«В 17 лет я поехала, как говорится, покорять Москву»

Караван историй
Театр одного Муссолини Театр одного Муссолини

Бенито Муссолини занял пост премьер-министра Италии после «похода на Рим»

Дилетант
Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были» Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были»

Шакуров очень крутого нрава мужик, а с Наташей у него была полная гармония

Караван историй
«Только ты и я»: драма о том, как домашнее насилие притворяется идеальным браком «Только ты и я»: драма о том, как домашнее насилие притворяется идеальным браком

Как «Только ты и я» воссоздает реальность женщины, попавшей в абьюзивный брак

Forbes
Король-крыса. Как жил и побеждал гонщик Ники Лауда Король-крыса. Как жил и побеждал гонщик Ники Лауда

Ники Лауда: обменять богатство на острые ощущения и поставить на кон жизнь

РБК
«Женщины для утешения»: как японская армия брала тысячи пленных в сексуальное рабство «Женщины для утешения»: как японская армия брала тысячи пленных в сексуальное рабство

С 1932-го по 1945 год более 200 000 женщин были обращены в сексуальное рабство

Forbes
Деньги на чужом успехе: как заработать на готовом арендном бизнесе и что это такое Деньги на чужом успехе: как заработать на готовом арендном бизнесе и что это такое

Арендаторы почувствовали свою власть и навязывают невыгодные условия

Forbes
Реинкарнация Реинкарнация

Разглядываем тело и душу моторной яхты Fairline Squadron 58

Y Magazine
Робот учится так браться за инструмент, чтобы можно было его использовать Робот учится так браться за инструмент, чтобы можно было его использовать

Ученые улучшили способность роботизированной руки манипулировать объектами

ТехИнсайдер
Самые странные брачные ритуалы из мира животных Самые странные брачные ритуалы из мира животных

По сравнению с брачными ритуалами водить в девушку в ресторан — это еще ничего!

Maxim
Как испортить отношения: 4 вредных совета Как испортить отношения: 4 вредных совета

Если вы не заинтересованы в сохранении отношений, для вас есть несколько правил

Psychologies
Безумно щедр и очень заботлив: как распознать потенциального абьюзера Безумно щедр и очень заботлив: как распознать потенциального абьюзера

Глава из книги «Почему он делает это? Кто такой абьюзер и как ему противостоять»

Forbes
Виноват шоколад: история конфет с алкоголем Виноват шоколад: история конфет с алкоголем

Как появились конфеты с алкоголем и изменили мир кондитерских изделий

СНОБ
Новое покрытие для конденсаторов сэкономит столько же энергии, сколько производит вся Россиия за год Новое покрытие для конденсаторов сэкономит столько же энергии, сколько производит вся Россиия за год

Ученые разработали новое покрытие для труб парового конденсатора

ТехИнсайдер
У людей с ожирением оказался увеличен гипоталамус У людей с ожирением оказался увеличен гипоталамус

У людей с избыточным весом общий объем гипоталамуса значительно больше

N+1
Прекрасная страна. История эмиграции из-за политического преследования в Китае Прекрасная страна. История эмиграции из-за политического преследования в Китае

Книга о семье, которой пришлось переехать из-за политического преследования

СНОБ
Зачем стюардессе топор: краткий ликбез по аварийно-спасательному оборудованию самолета Зачем стюардессе топор: краткий ликбез по аварийно-спасательному оборудованию самолета

Xто же именно находится на багажных полках самолетов?

ТехИнсайдер
Банан на скотче и рассол: как художники превращают еду в искусство Банан на скотче и рассол: как художники превращают еду в искусство

Художники осваивают еду как средство выражения своих идей

РБК
Ест сладкое и не толстеет: почему не стоит завидовать такой подруге — ответ нутрициолога Ест сладкое и не толстеет: почему не стоит завидовать такой подруге — ответ нутрициолога

Выясняем, кто такие skinny fat и что делать, если ты одна из них.

VOICE
Какого разоблачения боялся Пол Уокер? Тайные романы звезд, о которых стало известно только после их смерти Какого разоблачения боялся Пол Уокер? Тайные романы звезд, о которых стало известно только после их смерти

Секреты знаменитостей, ставшие достоянием общественности уже после их смерти

VOICE
Глава из книги Александра Кушнира «Аквариум: геометрия хаоса» к юбилею группы Глава из книги Александра Кушнира «Аквариум: геометрия хаоса» к юбилею группы

Книга продюсера Александра Кушнира об истории и творчестве  «Аквариума»

Правила жизни
Снять сливы Снять сливы

Сочные, полные витаминов сливы – любовь кулинаров всего мира

Лиза
Смотри в свою тарелку: что происходит с копированием блюд в российских ресторанах Смотри в свою тарелку: что происходит с копированием блюд в российских ресторанах

Почему гастрономические микроскандалы имеют значение для рынка?

Правила жизни
Почти не сопротивлялся Почти не сопротивлялся

Как открыли и закрыли потенциальный сверхпроводник LK-99

N+1
Открыть в приложении