Гости выставки-приключения могли отправиться в Венецию XVIII века

Культура.РФИстория

8 экспонатов выставки «Под маской Венеции»

Беседовала Татьяна Григорьева

0:00 /
964

В 2021 году в Хлебном дворце музея-заповедника «Царицыно» проходила экспозиция «Под маской Венеции», организованная в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Гости выставки-приключения могли отправиться в Венецию XVIII века: стать посетителями модной кофейни, тайком попасть в женский будуар и даже оказаться в темнице. Увлекательными историями об экспонатах из восьми залов выставочного пространства поделилась с порталом «Культура.РФ» куратор проекта, сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения Дарья Колпашникова.

Гравюра «Маска в кафе»

Где найти: зал №1 «Знакомство с городом»

Джованни Давид. Маска в кафе. Италия, 1775 год. Фонд городских музеев Венеции, музей Коррера

Как выглядел типичный житель Венеции, можно увидеть на гравюре генуэзского мастера Джованни Давида. На ней изображен эдакий модник-сковородник, который поднял свою маску на треуголку, чтобы выпить чашечку корретто (кофе, приправленный рюмкой граппы или другого крепкого алкоголя) и попробовать фирменные дзаллети (печенье на кукурузной муке с изюмом) в одной из многочисленных городских кофеен.

Первое подобное заведение под названием «Араб» открылось в 1683 году на площади Сан-Марко. И уже в середине следующего века на улицах пестрели экзотические вывески «У королевы амазонок», «У султана» или «У императрицы Московии», а персонажи пьес Карло Гольдони со снобизмом заявляли, что «кофе, привезенный из Леванта, умеют варить только в Венеции».

Заказать дорогой напиток, пофлиртовать с дамами, посплетничать с мужчинами — в этом заключался венецианский il modo di vivere (образ жизни) XVIII века. В это время Серениссима, иначе Светлейшая республика, проживала «последний сезон» своей 1100-летней истории. Некогда владычица морей и торговая держава, Венеция превратилась в город карнавалов, казино и модных нарядов.

Ведута «Мост Риальто»

Где найти: зал №2 «Палаццо»

Джузеппе Борсато. Мост Риальто. Италия, 1819 год. Фонд городских музеев Венеции, музей Коррера

Город-лагуну делит на две части центральная улица — Гранд-канал. Из-за аква альта (сезонные подъемы воды) стабильных мостов там долгое время не строили, и венецианцам приходилось обращаться к переправщикам на разного рода лодках: балотина, брагоццо, гондола, каорлина, кофано, маскарета, сандоло, санпьерота.

В XII веке в самом узком месте канала — у рынка Риальто — построили понтонный (плавучий) мост. Затем его заменили деревянным, однако новая конструкция не раз разрушалась под тяжестью глазеющих на регаты (лодочные гонки) и сгорала в ходе мятежей.

В конце XVI века дож Паскуале Чиконья объявил конкурс на строительство высокого каменного моста — первого на Гранд-канале. Победил неизвестный архитектор Антонио де Понте, имя которого в дословном переводе с итальянского означает «Антоний Мостовой». И в 1588–1591 годах по его проекту возвели резной одноарочный мост Риальто с 24 компактными магазинами в два ряда, которые делили все пространство на три пешеходные улочки.

Это был первый торговый центр в новейшей истории Европы. Под навесами продавали редкие товары со всего света: золото и жемчуга, шелка и бархат, мыло и воск, — а также местные буранское кружево и муранское стекло. Таким его и изобразил на живописной ведуте — городском пейзаже с видом — венецианец Джузеппе Борсато.

Костюм для статуи Мадонны

Где найти: зал №3 «Будуар венецианки»

Платье (костюм для статуи Мадонны — ?). Италия, вторая четверть XVIII века. Фонд городских музеев Венеции, музей Палаццо Мочениго. Центр истории текстиля и костюмов

Венецианские эксперты долго не могли определить, что это — платье для девочки из благородных семейств или ритуальный наряд. В ходе совместной работы над выставкой специалисты из Москвы и Венеции пришли к выводу, что, вероятнее всего, в фондах хранился костюм для статуи Мадонны.

Эту догадку подтверждает специфическая структура наряда — длинное тело с очень узкой талией. А также то, что платье из роскошной ткани, украшенное металлизированной вышивкой и сложным кружевом, попало в музей в отличном состоянии: его явно надевали очень редко.

В католической церкви еще со Средних веков существует традиция — по большим праздникам молитвенный образ Богоматери проносят по улицам. В Венеции скульптуры Девы Марии облачали в нарядные одеяния, которые обязательно следовали модным тенденциям и потому служили всего один-два сезона. Мода определяла не только гардероб венецианцев, но и ароматы, напитки, музыкальные произведения, театральные постановки.

…В Венеции в начале каждого сезона выставляют на улице Мерчерия разряженную куклу (манекен. — Прим. ред.), которую величают французской куклой. Она является образцом, которого стараются придерживаться все женщины, и всякая нелепость будут хороша, если только заимствована у этой куклы. «Мемуары Карло Гольдони, содержащие историю его жизни и его театра», 1787 год

Чашечка и блюдце из муранского стекла

Где найти: зал №4 «Кабинет венецианца»

Чашечка и блюдце. Италия, XVIII век. Фонд городских музеев Венеции, музей стекла (остров Мурано)

Представленные в экспозиции чашечка и блюдце выполнены в изящной технике — переплетении прозрачного (cristallo) и молочного (lattimo) стекла. Этот комплект — памятник кропотливому труду муранских мастеров, которые передавали секреты ремесла от отца к сыну. Пытаясь раскрыть их, французские, немецкие и бельгийские стеклодувы шли на подкуп, шпионаж, убийства. Впрочем, безуспешно — для этой отрасли венецианские власти ввели особые законы:

Если какой-нибудь рабочий или мастер перенесет свое искусство из Венеции в другие места к ущербу Республики, ему будет послан приказ вернуться. Если он не повинуется, будут заключены в тюрьму лица, наиболее ему близкие, чтобы этим принудить его к повиновению… Если он повинуется, прошлое ему будет прощено, ему будет устроена мастерская в Венеции… Если, несмотря на заключение в тюрьму его родственников, он будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним вслед будут посланы люди, чтобы его убить.

Знаменитый венецианский хрусталь создал в середине XV века Анджело Баровьер с острова Мурано, когда решил ввести в стеклянную массу соду. И вместо прежних мутновато-зеленых стекол по всей Европе стали продавать бесцветное кристалло — более безопасное по сравнению с популярным богемским хрусталем, основу которого составлял свинец. А в XVI веке муранские мастера изобрели плотное молочное стекло — латтимо, добавив в стеклянную массу смесь олова и свинцовой извести.

В XVII веке модными стали изделия с паутинками из «молочных нитей»: как если бы в чистую воду тонкой струйкой вводили молоко. Техника филигранного стекла, или стеклянной вити, была сложной: мастер переплетал пластичные стержни из прозрачного и молочного стекла, пока те были раскаленными, а потом выдувал сосуд с витым узором в виде нитей.

Веер-плие «Прием у венецианского дожа»

Где найти: зал №5 «Путешествие в Россию»

Веер-плие «Прием у венецианского дожа». Италия, 1850–1860-е годы. Государственный музей-усадьба «Останкино», Москва

Подобные веера с романтизированными сценами из венецианской жизни были популярными, хоть и недешевыми, сувенирами XVIII века. Туристы-аристократы покупали их во время гран-тура (в переводе с французского «большое путешествие») — просветительского турне по Европе, в которое обычно отправлялись после окончания обучения или свадьбы. Такие маршруты проходили через Вену, Париж, Рим, а завершались в Венеции: яркий карнавал как нельзя лучше подходил для финального аккорда.

С кем именно попал этот аксессуар в Россию — неизвестно. В XVIII веке по Венеции путешествовали многие известные россияне, например Петр Толстой, Екатерина Дашкова, Денис Фонвизин. А венецианцы приезжали в Россию в гости и на работу — литератор Франческо Альгаротти, семья актеров комедии дель арте Сакки, концертмейстер Лодовико Мадонис, братья-музыканты Доменико и Джузеппе Дальольо, балерина Тереза Колонна, театральный художник Джузеппе Валериани.

Представленный в экспозиции хрупкий веер-плие состоит из жесткого складного остова и плиссированного расписного экрана, между двумя слоями бумаги которого вклеены перламутровые спицы. На нем изображен «Прием у венецианского дожа».

Высокопоставленных гостей Венецианской республики всегда встречали с размахом. Например, в январе 1782 года во время гран-тура в Венеции на восемь дней остановились будущий император Павел I и его супруга Мария Федоровна под именем графа и графини Северных. В их честь на площади Сан-Марко воздвигли амфитеатр и триумфальную арку, откуда они наблюдали за карнавальными обычаями — «бычьей охотой» и «полетом пылающей голубки», а также деревянный мини-дворец, где прошли роскошный ужин и бал.

Карнавальная маска ларва

Где найти: зал №6 «Карнавал»

Карнавальная маска Ларва. Италия, XVIII век. Фонд городских музеев Венеции, музей Палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов

Ларва (в переводе с латинского «личина») — одна из простых масок венецианцев, разновидность бауты — белой атласной маски с резким профилем треугольной формы. Обычно ее делали из папье-маше и гипса, натянутых на тоненьком вафле белого или черного цвета. Жесткая каркасная маска плотно прилегала к верхней части лица благодаря перекинутым за голову веревочкам, а в области подбородка переходила в своеобразный клюв.

«Клюв» позволял сохранять инкогнито (голос становился приглушенным и отдавал эхом) — и не мешал есть: под выступ легко проходил бокал игристого вина просекко или жареные пончики фриттоле — самый модный и дешевый стрит-фуд XVIII века. Но важно было не запачкать маскарадный костюм: треуголку трикорно, кружевной капюшон дзендале и плащ табарро. Ходить при параде можно было не только в дни карнавала, но в День святого Марка (25 апреля), Вознесение Господне (40-й день после Пасхи) и в период избрания нового дожа.

Существовали и другие варианты базовых масок: вольто — маска горожанина, имитирующая форму человеческого лица; моррета, или сервьетта мута («немая служанка»), — «блинчик» с прорезью под глаза, который держали с помощью зажатой в зубах деревянной пробки; дотторе песте («чумной доктор») со стеклянными глазами и длинным полым клювом. Популярны были и маски-образы — персонажи комедии дель арте: изворотливый Бригелла, задиристый Арлекин, бойкая Коломбина.

Полотно «Ридотто» Пьетро Лонги

Где найти: зал №7 «Казино»

Мастерская Пьетро Лонги. Ридотто. Италия, 1740–1760-е годы. Фонд городских музеев Венеции, музей Палаццо Мочениго

Пьетро Фалька, который писал под псевдонимом Лонги, был ключевым живописцем Венеции XVIII века. Полотна Лонги предназначались для домашних интерьеров и подробно описывали повседневную жизнь разных слоев общества — от светских приемов и тайных свиданий до визитов к гадалкам и даже походов к стоматологам. Главными чертами его картин были реалистичность, внимание к деталям и мягкий юмор по отношению к героям.

На картине, представленной в экспозиции, изображены посетители знаменитого игорного дома «Ридотто» — первого официального игорного учреждения в Европе. Его открыли в 1638 году в крыле палаццо Дандоло возле церкви Сан-Моизе: венецианские власти легитимизировали бизнес, чтобы получать с него положенные налоги. И в XVIII веке Венеция была единственным европейским городом, где азартные игры были разрешены. Кроме государственных ридотти, играли еще в частных казини.

Ридотти были центром венецианской жизни того времени. В уединении небольших дворцов горожане вели интеллектуальные беседы, крутили любовные интриги и, конечно, играли. Популярны были баккара и бассетта — карты Таро; траппола — игра для двух участников с 36-карточной итальянской колодой — и скопа, с 52-карточной колодой; реале — похожая на детскую игру «Мемори»; «Благороднейшая игра Меа» — на рулетку, и в бириби — на лотерею. А когда проигрывали, отправлялись в «комнатку скорби», чтобы не показывать своих эмоций. Венецианцы всегда стремились сохранять strezzatura — достоинство и нарочитую легкость по жизни.

Когда в 1774 году сенат постановил наконец закрыть Ридотто, уныние охватило Венецию. «Все стали ипохондриками, — писали тогда отсюда, — купцы не торгуют, ростовщики-евреи пожелтели, как дыни, продавцы масок умирают с голода, и у разных господ, привыкших тасовать карты десять часов в сутки, окоченели руки. Положительно пороки необходимы для деятельности каждого государства. Павел Муратов. «Образы Италии», 1924 год

Гравюра «Колодец» Пиранези

Где найти: зал №8 «Тюрьма»

Джованни Баттиста Пиранези. Лист XIII из серии «Темницы». Италия, 1750-е годы. Собрание Инны Баженовой

На выставке представлена одна из 16 гравюр серии «Воображаемые тюрьмы» Джованни Баттисты Пиранези. Венецианский художник работал в Риме, а в 1745–1747 годах вернулся в родной город. Тогда в Венеции стали популярны каприччо (в переводе с итальянского «прихоть») — особый вид пейзажной живописи с фантазийной архитектурой. В этом жанре работали, например, Джованни Тьеполо и Каналетто. А Пиранези отошел от традиционного изображения античных руин и обратился к теме тюрем, которой посвятил 35 лет своего творчества.

Темницы Венеции славились особой жестокостью. Заключенных содержали в Поцци — заполненных морской водой промозглых колодцах, где плавали крысы, или в Пьомби — тесных камерах со свинцовыми крышами, которые нагревались летом и покрывались изморозью зимой. Сбежать из главной тюрьмы Венеции во Дворце дожей удалось лишь одному человеку — герою-любовнику Джакомо Казанове в 1757 году.

Пиранези изобразил не реальные тюрьмы города, а собственные фантазии на тему заключения: причудливые лабиринты с готическими арками и мостами, просторные карцеры с решетками на окнах и цепями.

Изображения предоставлены организаторами

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

4 национальных символа, которые на самом деле «иностранцы» 4 национальных символа, которые на самом деле «иностранцы»

Ты знал, что Сталинградский завод был построен в США?

Maxim
Стеклянного потолка нет, труд до вечера: как женщины работают в китайских компаниях Стеклянного потолка нет, труд до вечера: как женщины работают в китайских компаниях

Что значит повестка гендерного равенства для китайских компаний

Forbes
Что на самом деле означает переживать кризис среднего возраста и как его преодолеть Что на самом деле означает переживать кризис среднего возраста и как его преодолеть

Чувство потерянности, бесцельности и опустошения?

TechInsider
«Грустный, но полезный опыт»: как Лера Шулюмова открыла четыре ресторана в Москве «Грустный, но полезный опыт»: как Лера Шулюмова открыла четыре ресторана в Москве

Как исполнение мечты о собственном ресторане привело Леру Шулюмову в суд

Forbes
Оазис тишины Оазис тишины

Плавные линии стен, округлые линии мебели и мягкая натуральная гамма

SALON-Interior
В чем польза квашеной капусты: 6 фактов о величайшей из закусок В чем польза квашеной капусты: 6 фактов о величайшей из закусок

Подвергшаяся ферментации капуста — удивительное биохимическое явление

Maxim

Людмила Касаткина в воспоминаниях своих друзей и коллег

Караван историй
Иду на контакт Иду на контакт

6 способов сблизиться с человеком

Лиза
Пурга на оба наши дома Пурга на оба наши дома

Самый несмешной смешной режиссер Франции и его «странная» война

Weekend
Коридор затмений предвещает беду: 5 главных мифов об астрономическом явлении Коридор затмений предвещает беду: 5 главных мифов об астрономическом явлении

Несет ли беду солнечное затмение?

Psychologies
«Я притягиваю неподходящих мужчин»: как разорвать порочный круг «Я притягиваю неподходящих мужчин»: как разорвать порочный круг

Вы привлекаете один и тот же тип мужчин, который вам категорически не подходит?

Psychologies
Менопауза Менопауза

Один из главных непредсказуемых периодов в жизни женщины – наступление менопаузы

Здоровье
Нейротехнологии, синтетика и искусственный интеллект: что ждет парфюмерную индустрию в будущем Нейротехнологии, синтетика и искусственный интеллект: что ждет парфюмерную индустрию в будущем

Что происходит в парфюмерной индустрии сегодня?

Правила жизни
Над чем нельзя смеяться Над чем нельзя смеяться

Собрали темы, над которыми смеяться не позволено совершенно

Weekend
Безопасно ли тренироваться, когда у вас уже болят мышцы? Безопасно ли тренироваться, когда у вас уже болят мышцы?

Если у вас болят мышцы после тренировки, то нужно двигаться как можно больше

TechInsider
«Я не мог остановиться»: история трагедии в Амитивилле, о которой сняли столько фильмов ужасов «Я не мог остановиться»: история трагедии в Амитивилле, о которой сняли столько фильмов ужасов

Рональд Джозеф Дефео-младший убил отца, мать, двух сестер и двух братьев

VOICE
Разделенные временем Разделенные временем

Что такое конфликт поколений?

Новый Очаг
82-летняя писательница Анни Эрно стала лауреатом Нобелевской премии. Прочитайте главу из ее книги об аборте 82-летняя писательница Анни Эрно стала лауреатом Нобелевской премии. Прочитайте главу из ее книги об аборте

В чем особенность романов французской писательницы Анни Эрно?

Psychologies
Уход за лежачими больными в домашних условиях: советы экспертов Уход за лежачими больными в домашних условиях: советы экспертов

Кто должен ухаживать за лежачим больным? Как ухаживать после инсульта?

Psychologies
Рубанина из скумбрии, цахдон, харан кукли Рубанина из скумбрии, цахдон, харан кукли

Чем побаловать себя в разных регионах России?

Лиза
Остановка по требованию Остановка по требованию

Как понять, что вы думскроллите и как с этим бороться?

Grazia
«Скажи же мне, разве это можно видеть и не сойти с ума?» «Скажи же мне, разве это можно видеть и не сойти с ума?»

Солдаты «потерянного поколения» о том, что такое война

Weekend
Чем кормить ребенка Чем кормить ребенка

10 частых ошибок в питании, которые допускают мамы

Лиза
Почему вся жизнь на Земле использует в качестве источника энергии специфическую молекулу? Почему вся жизнь на Земле использует в качестве источника энергии специфическую молекулу?

Почему одной из важнейших молекул оказалась именно АТФ — аденозинтрифосфат

TechInsider
Пубертат, стыд и маргинализация: почему девочки часто отказываются от спорта в школе Пубертат, стыд и маргинализация: почему девочки часто отказываются от спорта в школе

Что мешает девочкам получать удовольствие от активного образа жизни

Forbes
В счастливое будущее без хлама: 7 вещей, от которых вам следует избавиться перед Новым годом В счастливое будущее без хлама: 7 вещей, от которых вам следует избавиться перед Новым годом

Избавившись от хлама, вы освободите место для более нужных и новых вещей!

TechInsider
10 самых красивых женщин всех времен и народов 10 самых красивых женщин всех времен и народов

Самые известные красавицы от палеолита до наших дней

Maxim
Telegram против WhatsApp: какой мессенджер безопаснее и удобнее Telegram против WhatsApp: какой мессенджер безопаснее и удобнее

WhatsApp VS Telegram: разбираемся в особенностях каждого приложения

Maxim
Урожая — выше крыши Урожая — выше крыши

Как сити-фермеры превращают городские многоэтажки в сады и огороды

РБК
Как взбить пух в пуховике после стирки: рабочие способы, которые восстановят внешний вид вещи Как взбить пух в пуховике после стирки: рабочие способы, которые восстановят внешний вид вещи

После этих методов пуховик снова будет как новый!

TechInsider
Открыть в приложении