Екатерина Образцова — о своем деде актере Сергее Образцове и его судьбе

Караван историйРепортаж

Екатерина Образцова:  "Единственный раз в жизни я козырнула фамилией"

Дедушка брал в руки гитару и пел. Вечера были невероятные! Друзья часто просили: "Катя, включи магнитофон! Запиши!" А я все откладывала. Казалось, еще успею. Теперь об этом очень жалею...

Беседовала Алла Занимонец

Екатерина, вашему знаменитому деду — Сергею Владимировичу Образцову — в этом году исполнилось бы сто двадцать лет. Почему о нем необходимо рассказывать, как вы считаете?

— Человек жив, пока жива память о нем... Образцова хорошо помнят среднее и старшее поколения, знает и младшее — и в этом его собственная заслуга. Театр, который он создал в Москве девяносто лет назад, по-прежнему современен и любим публикой. До сих пор спектакли идут при полных залах. В том числе и те, которые поставил сам Сергей Владимирович: легендарный «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия», «Волшебная лампа Аладдина», «Хитрый Ежик», «Кот в сапогах», «Наша Чукоккала».

Говорят: «Образцов — кукольник» — и это, конечно, так. Но его личность мощнее, чем может представляться обывателю на первый взгляд. Корней Чуковский написал о нем очень точно: «Это человек феноменального вкуса, изумительных творческих сил и, главное, единственный. Во всем мире нет другого Образцова. Он сам изобрел свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов».

После Сергея Владимировича остались великолепные книги, переведенные на многие языки мира. Он писал и об искусстве, и о профессии, и об истории мирового театра, и даже о городах. Например первый раз оказавшись в британской столице, я ходила по улицам с его книгой в руках «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон». К слову, оформление полностью дедушкино — и фотографии, и рисунки.

Как-то пришла к Тауэру. Читаю, что в Средние века высокопоставленных узников тюрьмы ночами выводили по подземному ходу в город, в пабы.

Подхожу к стражнику и спрашиваю:

— Скажите, а где тут подземный ход?

Он подозрительно:

— А откуда вы об этом знаете?!

— В книжке прочитала...

— Там теперь правительственная стоянка, проход запрещен. И вообще об этом мало кому известно!

Еще одна книга Сергея Образцова — «Театр китайского народа» — тоже уникальная. Первая в мире на эту тему.

Остались и дедушкины фильмы-спектакли, и его потрясающие документальные фильмы. «Кому он нужен, этот Васька?» не устарел и сегодня. Пятидесятиминутную картину «Кинокамера обвиняет» старшее поколение вспомнит сразу, стоит услышать название. Премьера состоялась в кинотеатре «Россия», люди валили валом. В фильме рассказывается о жителях тех стран, в которых Сергей Владимирович побывал на гастролях со своим кукольным театром. Его же голос звучит за кадром: «Упал дом, погиб один человек. А если этот человек — ваш сын, брат, ваш муж?»

До мурашек пробирает, верно? И дальше — о голодающих в Индии, о том, как несправедливо роздано людям счастье.

Сергей Владимирович великолепно разбирался в живописи, прекрасно рисовал. У него был абсолютный вкус. Однажды на блошинке приобрел картину, которая оказалась кисти Себастьяна Бурдона — любимого художника кардинала Мазарини. Теперь это полотно в Пушкинском музее. Еще одна находка дедушки — старый стол, который изначально казался абсолютно непригодным. С друзьями-художниками начали чистить и... наткнулись на новые слои: портреты офицеров наполеоновской армии!

Дедушка разбирался и в музыке, сам потрясающе пел романсы, знал их невероятное количество. Когда я училась в институте, у нас в доме часто собирались мои друзья. Все обожали, когда к нам присоединялся дедушка. Он брал в руки гитару и пел. И мама моя, Наталия Сергеевна Образцова, актриса театра кукол, тоже прекрасно пела. Вечера были невероятные! Друзья часто просили: «Катя, включи магнитофон! Запиши!» А я все откладывала. Казалось, дедушка и мама будут вечно, еще успею. Теперь об этом очень жалею...

Притом что дедушка был человеком творческим, он не отстранялся от того, что происходило в стране, живо на все реагировал. Известный факт: только он и Юткевич подписали письмо в защиту Мейерхольда. Я была свидетелем многих его телефонных разговоров, в которых Сергей Владимирович весьма бурно реагировал на настойчивые просьбы сделать что-то против совести: «Что? Написать статью о дискриминации негров в Америке? Не буду. У нас тоже существует дискриминация! Не негров — евреев. Вот не будет этого явления, тогда и о неграх поговорим».

Во время кампании против Солженицына тоже к нему обратились. Он остроумно заметил:

— Как я могу подписать, если не читал его книг? Принесите, прочитаю и немедленно подпишу!

— Как же мы вам принесем, если сочинения писателя запрещены?

— А как же я выскажусь против, если не читал?!

Или еще случай. Однажды к нему как к руководителю театра обратились свыше по поводу «неприлично» большого количества евреев в оркестре. Дескать, «фамилий неприятных слишком много. Увольте». «Хорошо», — сказал дед и составил список, в котором первой на увольнение стояла его собственная фамилия. На этом история закончилась.

— Ощущаете себя продолжателем династии?

— Благодарна своей семье за то, что мне позволили прожить собственную жизнь, без приставки «внучка». Я окончила театральный институт имени Щукина по специальности режиссер-постановщик. Дедушка сразу сказал: «Катя, я не могу тебя взять к себе в театр. Там будет нечего делать, ничему не научишься. Мы ставим один спектакль в год!» Новые постановки тогда готовили очень подробно. Теперь тоже, но все же современные нормы — три премьеры.

— Вам пришлось пробиваться через предвзятое отношение «А-а-а... Образцова... Ну все понятно»?

— Как-то еще студенткой выступала в Доме актера. Попросила объявить меня как Артемьеву, решив «спрятаться» за папиной фамилией. Вышла на сцену, а из зала послышалось: «Это же Катька Образцова!»

Поняла: никуда не деться, конечно, меня знают как внучку Сергея Владимировича. Ну и что? Я всегда шла своей собственной дорогой. Прежде чем стать режиссером Центрального театра кукол имени Образцова, успела поработать и актрисой в театре «Сфера», и на «Союзмультфильме», где сделала порядка десятка анимационных фильмов, ставила антрепризные спектакли. С замечательным артистом и другом Виталием Соломиным мы объездили всю страну.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лионелла Пырьева. О друзьях и недругах Лионелла Пырьева. О друзьях и недругах

Жизнь и профессия Лионеллы Пырьевой

Коллекция. Караван историй
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует» Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует»

После схода ледника и пропажи съемочной группы мне приснился Бодров...

Караван историй
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Валентина Панина. На чемоданах Валентина Панина. На чемоданах

Валентина Панина на подмостках уже пятьдесят два года

Караван историй
Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки

Почему недосып — это не просто усталость

Правила жизни
Hе забывается такое никогда Hе забывается такое никогда

Организаторы светского процесса в двухтысячных делятся подробностями той эпохи

Tatler
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Герасим и топор, или Преступление без наказания Герасим и топор, или Преступление без наказания

Вероятно, это самое знаменитое описание преступления в мировой литературе

Дилетант
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Анастасия Вертинская: Анастасия Вертинская:

Анастасия Вертинская вспоминает свое детство и рассказывает о родителях

Караван историй
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку

Как превратить вашего динозавра в шустрого помощника для работы и учебы?

ТехИнсайдер
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Как платформенная занятость влияет на российский рынок труда Как платформенная занятость влияет на российский рынок труда

Как платформенная экономика трансформирует рынок труда и развивает регионы

РБК
Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды

Те две минуты, на которые можно задержать дыхание под водой, — это предел?

ТехИнсайдер
Цвет жизни Цвет жизни

Оттенки зеленого в интерьере: правила оформления и удачные сочетания

Лиза
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
В отношения США и России вернулся «просто бизнес» В отношения США и России вернулся «просто бизнес»

Как и 90 лет назад, Америка заинтересована выстроить взаимоотношения с Россией

Монокль
Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует» Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует»

Мы все равно из разных поколений, у нас все равно разная энергия

Коллекция. Караван историй
К концу века диких северных оленей станет на 27-58 процентов меньше К концу века диких северных оленей станет на 27-58 процентов меньше

Как антропогенное изменение климата влияет на численность северных оленей

N+1
Дорогие мои старики Дорогие мои старики

Всадники метал-апокалипсиса, о которых стоит помнить

Weekend
Успеть до морозов Успеть до морозов

Фильмы, настраивающие на легкий лад, даже когда говорят о серьезных вещах

Weekend
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Открыть в приложении