Екатерина Образцова: "Единственный раз в жизни я козырнула фамилией"
Дедушка брал в руки гитару и пел. Вечера были невероятные! Друзья часто просили: "Катя, включи магнитофон! Запиши!" А я все откладывала. Казалось, еще успею. Теперь об этом очень жалею...
Екатерина, вашему знаменитому деду — Сергею Владимировичу Образцову — в этом году исполнилось бы сто двадцать лет. Почему о нем необходимо рассказывать, как вы считаете?
— Человек жив, пока жива память о нем... Образцова хорошо помнят среднее и старшее поколения, знает и младшее — и в этом его собственная заслуга. Театр, который он создал в Москве девяносто лет назад, по-прежнему современен и любим публикой. До сих пор спектакли идут при полных залах. В том числе и те, которые поставил сам Сергей Владимирович: легендарный «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия», «Волшебная лампа Аладдина», «Хитрый Ежик», «Кот в сапогах», «Наша Чукоккала».
Говорят: «Образцов — кукольник» — и это, конечно, так. Но его личность мощнее, чем может представляться обывателю на первый взгляд. Корней Чуковский написал о нем очень точно: «Это человек феноменального вкуса, изумительных творческих сил и, главное, единственный. Во всем мире нет другого Образцова. Он сам изобрел свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов».
После Сергея Владимировича остались великолепные книги, переведенные на многие языки мира. Он писал и об искусстве, и о профессии, и об истории мирового театра, и даже о городах. Например первый раз оказавшись в британской столице, я ходила по улицам с его книгой в руках «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон». К слову, оформление полностью дедушкино — и фотографии, и рисунки.
Как-то пришла к Тауэру. Читаю, что в Средние века высокопоставленных узников тюрьмы ночами выводили по подземному ходу в город, в пабы.
Подхожу к стражнику и спрашиваю:
— Скажите, а где тут подземный ход?
Он подозрительно:
— А откуда вы об этом знаете?!
— В книжке прочитала...
— Там теперь правительственная стоянка, проход запрещен. И вообще об этом мало кому известно!
Еще одна книга Сергея Образцова — «Театр китайского народа» — тоже уникальная. Первая в мире на эту тему.
Остались и дедушкины фильмы-спектакли, и его потрясающие документальные фильмы. «Кому он нужен, этот Васька?» не устарел и сегодня. Пятидесятиминутную картину «Кинокамера обвиняет» старшее поколение вспомнит сразу, стоит услышать название. Премьера состоялась в кинотеатре «Россия», люди валили валом. В фильме рассказывается о жителях тех стран, в которых Сергей Владимирович побывал на гастролях со своим кукольным театром. Его же голос звучит за кадром: «Упал дом, погиб один человек. А если этот человек — ваш сын, брат, ваш муж?»
До мурашек пробирает, верно? И дальше — о голодающих в Индии, о том, как несправедливо роздано людям счастье.
Сергей Владимирович великолепно разбирался в живописи, прекрасно рисовал. У него был абсолютный вкус. Однажды на блошинке приобрел картину, которая оказалась кисти Себастьяна Бурдона — любимого художника кардинала Мазарини. Теперь это полотно в Пушкинском музее. Еще одна находка дедушки — старый стол, который изначально казался абсолютно непригодным. С друзьями-художниками начали чистить и... наткнулись на новые слои: портреты офицеров наполеоновской армии!
Дедушка разбирался и в музыке, сам потрясающе пел романсы, знал их невероятное количество. Когда я училась в институте, у нас в доме часто собирались мои друзья. Все обожали, когда к нам присоединялся дедушка. Он брал в руки гитару и пел. И мама моя, Наталия Сергеевна Образцова, актриса театра кукол, тоже прекрасно пела. Вечера были невероятные! Друзья часто просили: «Катя, включи магнитофон! Запиши!» А я все откладывала. Казалось, дедушка и мама будут вечно, еще успею. Теперь об этом очень жалею...
Притом что дедушка был человеком творческим, он не отстранялся от того, что происходило в стране, живо на все реагировал. Известный факт: только он и Юткевич подписали письмо в защиту Мейерхольда. Я была свидетелем многих его телефонных разговоров, в которых Сергей Владимирович весьма бурно реагировал на настойчивые просьбы сделать что-то против совести: «Что? Написать статью о дискриминации негров в Америке? Не буду. У нас тоже существует дискриминация! Не негров — евреев. Вот не будет этого явления, тогда и о неграх поговорим».
Во время кампании против Солженицына тоже к нему обратились. Он остроумно заметил:
— Как я могу подписать, если не читал его книг? Принесите, прочитаю и немедленно подпишу!
— Как же мы вам принесем, если сочинения писателя запрещены?
— А как же я выскажусь против, если не читал?!
Или еще случай. Однажды к нему как к руководителю театра обратились свыше по поводу «неприлично» большого количества евреев в оркестре. Дескать, «фамилий неприятных слишком много. Увольте». «Хорошо», — сказал дед и составил список, в котором первой на увольнение стояла его собственная фамилия. На этом история закончилась.
— Ощущаете себя продолжателем династии?
— Благодарна своей семье за то, что мне позволили прожить собственную жизнь, без приставки «внучка». Я окончила театральный институт имени Щукина по специальности режиссер-постановщик. Дедушка сразу сказал: «Катя, я не могу тебя взять к себе в театр. Там будет нечего делать, ничему не научишься. Мы ставим один спектакль в год!» Новые постановки тогда готовили очень подробно. Теперь тоже, но все же современные нормы — три премьеры.
— Вам пришлось пробиваться через предвзятое отношение «А-а-а... Образцова... Ну все понятно»?
— Как-то еще студенткой выступала в Доме актера. Попросила объявить меня как Артемьеву, решив «спрятаться» за папиной фамилией. Вышла на сцену, а из зала послышалось: «Это же Катька Образцова!»
Поняла: никуда не деться, конечно, меня знают как внучку Сергея Владимировича. Ну и что? Я всегда шла своей собственной дорогой. Прежде чем стать режиссером Центрального театра кукол имени Образцова, успела поработать и актрисой в театре «Сфера», и на «Союзмультфильме», где сделала порядка десятка анимационных фильмов, ставила антрепризные спектакли. С замечательным артистом и другом Виталием Соломиным мы объездили всю страну.