Екатерина Гусева. Очищение через страдания
Есть истории, в которые уходишь с головой, не в силах оторваться, не дочитав до последней точки. Именно такие ощущения возникли, когда я взяла в руки сценарий картины "А.Л.Ж.И.Р.", где речь шла совсем не о государстве в Северной Африке, а об одном из "островов" архипелага ГУЛАГ.
Моя героиня София Тер-Ашатурова — оперная певица, прима провинциального театра. Поначалу я относилась к ней как к вымышленному персонажу и была вольна в своих фантазиях. Играла диву местного розлива с зашкаливающими гордыней и амбициями. Артистку, которая не любит никого, лишь позволяет любить себя и купается во всеобщем обожании. Существовала в роли даже чуть гротесково, мир оперного закулисья в этом смысле позволяет находить интересные проявления. У меня вырисовывалась некая напыщенная, тщеславная, надменная особа, любительница поскандалить, покапризничать. Самовлюбленная обладательница заурядного колоратурного сопрано, считающая себя по меньшей мере мировой звездой. В общем, такой анекдотичный персонаж. А спустя месяц после начала съемок друг подарил книгу Елены Константиновны Тер-Асатуровой «Воспоминаниям угаснуть не дано». Начинаю читать и понимаю, что автор и есть моя София! Тут меня, как электрики говорят, коротнуло — до слез. Ком подступил к горлу, дышать не могла...
Со страниц книги ко мне сошла тихая, живая, настоящая женщина с варварски исковерканной жизнью, трагической судьбой. Мне стало стыдно, я сжалась вся, как высушенный изюм... Оказалось, актриса Елена Тер-Асатурова работала в драматическом и оперном театрах, в филармонии. Ее осудили в 1938 году как жену врага народа. Муж Елены Михаил Тер-Асатуров был директором знаменитого Кировского (Путиловского) завода в Ленинграде. В застенках АЛЖИРа она провела восемь лет, но не отказалась от мужа, не подала на развод, чтобы спастись, как это делали многие. Прочитав автобиографию, я почувствовала, как передо мной огромной горой выросла ответственность. То, что в руки попала эта книга, — просто чудо!
— Вы начали сниматься, еще не зная о судьбе Елены Тер-Асатуровой. Ваша героиня и реальный персонаж в итоге совпали?
— Не совсем. Наш прекрасный, тонко чувствующий режиссер Александр Касаткин, который зарекомендовал себя в авторском кино, просто спас меня и мою роль. Успокоил тем, что мы все-таки не документальный, а художественный фильм снимаем и доля вымысла допустима. Но в то же время он содрал с меня всю шелуху псевдотеатральной подачи. Мы начали разбор роли с конца. В финале истории София обрекает себя на страшные мучения, чтобы спасти другого человека. В секунду она лишается самого главного для певицы — голоса, который потеряла, когда ее полоснули по шее заточкой. Попав в ад лагеря, София меняется, проявляется ее истинная, прекрасная натура. Для моей героини важно было пройти этот страшный лагерный путь, где через страдания происходит очищение. Разрушается тело, но выкристаллизовывается душа.
— Что в этой истории вас удивило?
— Многое. Например отношение к заключенным жителей Акмолинска. Когда несчастных обессиленных женщин гнали из казарм на работы в болото на сбор камыша, местные забрасывали их камнями. Но это было проявлением не ненависти, а любви! Серые камни оказались куртом — круглыми комочками сухого сыра! Благодаря ему многим узницам удалось выжить. Курт, кстати, очень вкусный, особенно со сладким черным чаем. Много его не съешь — слишком соленый и сытный. Для заключенных курт стал не только спасением от голода, но и средством связи с внешним миром — в него прятали записочки.