Дачи Российской империи. Откуда в России появилась дачная культура?
Сейчас россияне уже не могут представить свою жизнь без дачи, а ведь когда-то их совсем не было. Да и практически во всех странах до сих пор нет — в нашем представлении. Есть понятие «жить за городом». Но для русского человека дача имеет много смыслов. Так кто же это придумал? И когда это все началось? Об этом вы узнаете из материала.
Традиция эта уходит своими корнями в петровские времена, и основоположником дачной культуры считается Петр I. Правда смысл был вовсе не в отдыхе, а наоборот. Чтобы все подданные, участвовавшие в государственных делах, были «под рукой», а не уезжали в свои дальние поместья, из которых нужно скакать две недели, царь выделил им наделы близ Петербурга. Чиновникам, получившим такой подарок, было приказано построить на участках дома и находиться в них летом. Слово «дача» идет от глагола дати, давать. Получил дачу, государев подарок, будь любезен, разведи садик, благоустрой территорию. А то не ровен час Петр наедет в гости. А делать он это любил неожиданно, по дороге во дворец в Петергофе. Поэтому первые в России дачи строились именно вдоль дороги, по которой он ездил. Вскоре дачи стали любимой забавой аристократов, которым понравилось проводить время не в душном Петербурге, а на природе. Так заложилась традиция.
Антон Чехов посвятил дачной жизни десятки рассказов
В начале XIX века дачный отдых начал стремительно набирать популярность. Поскольку Петербург тогда был столицей государства, мы сосредоточимся на его окрестностях. Места царских летних резиденций — Царское Село, Петергоф — заселялись на летний сезон лицами, имеющими прямое отношение ко двору, высшими чиновниками, семьями офицеров гвардейских полков. Впрочем, «дачное движение» развивалось и вблизи Москвы. Со времени постройки Московско-Курской железной дороги Удельное ведомство, главной задачей которого было обеспечить поступление доходов на содержание членов императорской фамилии, делало ставку на развитие Царицына как дачной местности. Для повышения доходности землю сдавали в аренду, как правило, на аукционах и как можно более мелкими участками. Не каждому наем такой дачи был по карману, да и не каждому хозяева готовы были сдать жилье. Правда, и не много было таких людей, потому что большинство все-таки предпочитало уезжать в свои поместья, на курорты, а то и за границу.
Сестрорецк был местом отдыха крупной буржуазии. Дачи, расположенные вдоль Финляндской железной дороги, привлекали адвокатов, врачей, художников, профессоров, литераторов. Места вдоль Белоострова заселялись летом мелкими чиновниками и банковскими служащими. Каждый стремился находиться в том кругу, к которому привык в городе.
Кстати, именно развитие железных дорог поспособствовало распространению дачной культуры. Ведь очень многие работающие мужчины ездили в город летом. Это особая тема! Дачная жизнь была обильным материалом для юмористических журналов того времени. Но больше всего эта тема использовалась Чеховым в рассказах разного периода его творчества. Из ранних юмористических рассказов образ «дачного мужа», увешанного всякого рода покупками, сделался классическим персонажем дачной жизни.
«Выходишь из присутствия разбитый, измочаленный, тут бы обедать идти и спать завалиться, ан нет! — помни, что ты дачник, то есть раб, дрянь, мочалка, сосулька, и изволь, как курицын сын, сейчас же бежать исполнять поручения. На наших дачах установился милый обычай: если дачник едет в город, то, не говоря уж о его супруге, всякая дачная мразь имеет власть и право навязать ему тьму поручений. Супруга требует, чтобы я заехал к модистке и выбранил ее за то, что лиф вышел широк, а в плечах узко; Соничке нужно переменить башмаки, свояченице пунцового шелку по образчику на двадцать копеек и три аршина тесьмы...» (А.П. Чехов, пьеса «Трагик поневоле», 1889 год.)
Но вернемся к вопросам переезда на дачу. Горожане отправлялись на дачи на поездах, а вот мебель, как правило, перевозили на лошадях, и не только ее. Ведь в те времена, даже если дачи «снимали», они чаще всего не были укомплектованы всем необходимым. Привозили с собой все: столы, стулья, дамский гардероб, кухонную посуду, провизию... Как правило, в течение всего лета на дачу довозили ящики с какими-то необходимыми вещами, но уже на поезде, в багажном отделении. Вообще, вся эта структура работала как часы. Были носильщики, был дежурный по станции, который знал постоянных дачников. А на вокзале — обязательно буфет! Даже на небольших станциях. Недаром дачники имели манеру по вечерам «ходить на станцию», хотя никуда не собирались выезжать. Станция была центром жизни поселка. Мимо проходили курьерские поезда, во время стоянок которых на сельской платформе могли появиться дама высшего света или иностранцы. В здании вокзала можно было перекусить, посидеть за чашечкой кофе или чего-то покрепче. Просто пройтись по платформе, как говорится, людей посмотреть и себя показать. Стремясь увеличить доходы, Удельное ведомство, помимо земли, сдавало в аренду право торговли в Царицынском парке (посетителям предлагались «фруктовые и минеральные воды», пиво, чай из самоваров, кондитерские изделия и молоко).
«Лицензировалась» также установка общественных купален и лодочных станций. Даже на рыбную ловлю удочками требовалось сначала выкупить «права». То есть дачникам было на что потратиться. Вообще вся светская жизнь Москвы и Петербурга летом переносилась на дачи. А в городе — скука, запустение, ни знакомых, ни концертов.
А теперь немного о том, как дачи снимали. Вот не было у них интернета и сайтов, на которых можно в интересующем тебя районе дачу найти и риелтору позвонить. Правда предвестники агентов по недвижимости все же существовали, но это — для богатых. Агента надо было снабдить деньгами и всеми инструкциями, посадить на поезд, обеспечив провизией и встречей на вокзале извозчиком, и ждать от него телеграммы. А простые люди, конечно, сначала высматривали объявления о сдаче в городских газетах. Но и это было не очень удобно. Во-первых, очень многие этими объявлениями не пользовались, для этого нужно поехать в город, прийти в редакцию, заплатить за публикацию — все это расходы. Во-вторых, прочитав объявление, человек ехал за город, а там, возможно, дачу уже сдали. Поэтому самым распространенным способом было сесть в поезд и приехать в интересующий тебя (чаще всего рекомендованный друзьями) поселок. И просто «ходить ногами» и спрашивать: «Не знаете, кто-то здесь сдает дачу? А у вас этот домик не сдается?» Позже установилась традиция размещать в окнах тех домов, которые сдаются, белые билетики.
Плату, как правило, спрашивали за все лето, а не помесячно. Лето начиналось в мае, а заканчивалось в начале октября. Сдавали иногда весь дом, а иногда хозяева занимали пару комнат. Часто сдавали флигель — небольшой домик на территории основной усадьбы. Скупой владелец, даже хорошо обеспеченный, готов был ночевать на улице, лишь бы побольше сдать, побольше получить денег. Но были среди владельцев и разумные, культурные люди, которые полноценно участвовали в жизни гостей, занимая либо верх, либо низ двухэтажной дачи... Договорившись, сразу же брали задаток. Раз сняв дачу, хозяев, как правило, запоминали, и держали с ними связь, много лет приезжали в одно и то же место.
В домашних дачных спектаклях участвовал сам Станиславский
Чем же занимались на дачах? Уж точно не физическим трудом. Для этого даже у бедных владельцев существовали садовники. Дачи строились исключительно в целях приятного времяпрепровождения, дружеских встреч, проведения спектаклей и концертов. Разводили садики, цветники, а вот огороды на дачах появились намного позже. В городе люди имели строгое деловое расписание, а на даче работать считалось грехом, особенно когда приезжали гости. Запросто проводили день в развлечениях, таких как городки, крокет. Тогда он был еще не на профессиональном уровне, для игры использовали пустыри, а деревянные молотки делали сами. Но удовольствия от этого было не меньше. Также в те годы начинал развиваться футбол, который не считался исключительно мужским видом спорта, на любительском уровне играли и дамы. Играли и в бадминтон, а еще было такое развлечение, как стрельба из пистолетов по кадушкам или по бутылкам. Оружие в те времена запросто покупали в магазине, пистолет был у каждого мужчины. Катались на лодках... Это вообще было самым популярным развлечением, без него не обходился ни один праздник. Устраивали пикники. Для этого на лошадях везли на какую-нибудь красивую поляну самовар, посуду, столы, провизию. Все это было делом трудоемким, стоящим хозяевам суеты и расходов, но пикники все равно очень любили, не жалели на них времени и сил.
Купание в водоемах не пользовалось особой популярностью у дам, в основном — у спортивных мужчин. Потому что вода в реках России, как известно, не всегда прогревается летом до комфортной температуры. Но поклонников плавания все равно было немало, и уважающие себя дамы пользовались купальнями — небольшими будками на помосте, зайдя в которую, женщина переодевалась. А потом, разумеется, не нагишом, а в специальном купальном костюме, чаще в сорочке, погружалась в воду. В Териоках, Сестрорецке и других местах, где море, что называется, было по колено, устраивались мостки, которые далеко уходили в море, и купающиеся, пройдя по ним и оставив в кабине свою одежду, спускались по лесенке в море. Загорать в то время было совсем не принято. Загар считался признаком простолюдинов. Дамы боролись за сохранность своей белой кожи и, даже просто выйдя в сад, чаще всего брали в руки кружевной зонтик, шарф, а на голову надевали шляпу или косынку. Солнцезащитных кремов тогда, понятное дело, не было. Но была масса домашних рецептов, как избавиться от веснушек, от загара.